Принципы воспитания – это базовые положения, в которых выражаются основные требования к содержанию, приемам, способам, организации воспитательного процесса, а также отражается специфика процесса воспитания. Это те идеи, которые лежат в основе деятельности педагогов при решении воспитательных задач [3].
Т.Г. Исламшина выделяет следующие требования к принципам воспитания:
1. Обязательность, то есть принципы носят не рекомендательный характер, а обязательный – они должны быть применены на практике.
2. Равнозначность. Все имеющиеся принципы равны между собой, никакой из них не может быть назван главным или дополнительным. Соблюдение данного требования предотвращает потенциальные отклонения в воспитательном процессе.
3. Комплексность – принципы должны реализовываться в совокупности и одновременно, а не по очереди [1].
Принципы воспитательного процесса представляют собой систему. Стоит отметить, что так как существует большое количество систем воспитания, характер и отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут быть неизменными.
В настоящее время существует отечественная система воспитания, которая руководствуется следующими принципами:
- общественная направленность воспитания;
- опора на положительное в личности обучающегося;
- связь воспитания с жизнью и трудом;
- гуманизация воспитания;
- единство воспитательных воздействий.
- личностный подход.
Принципы интернационализма — это основополагающие положения теории интернационализма, ее главные идеи. Все принципы, будучи связанными друг с другом, имеют свои особенности и назначение в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из принципов отражает одну из сторон объективного процесса установления дружеских отношений рабочих разных наций и стран.
По мнению М.В. Циулиной, интернационализм представляет собой единство закономерно связанных друг с другом принципов, сочетание которых составляет цельную идеологию, этику и политику страны по национальному вопросу. Анализ социальной практики развития интернационализма позволил сформулировать следующие принципы.
- солидарность, сплоченность. На международном уровне она формируется в результате развития самосознания людей, понимания и осознания ими общности основных интересов – мира и благополучия.
- подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма (этот принцип отражает соотношение целого и частного). Интернациональное выражает интересы целого, а в национальном, как правило, проявляются интересы целого.
- равенство и взаимопомощь, а также другие принципы.
Принцип равенства служит основой для развития единства стран, укрепления их сотрудничества. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национальной и государственной независимости [4].
Выделяют несколько аспектов интернационализма: политический, моральный, мировоззренческий. Учитывая эту особенность, необходимо при помощи разнообразных способов создать целостную систему влияния на сознание и мышление обучающихся. Важную роль в этом играют специальные методические комиссии вузов по интернациональному воспитанию, клубы политической информации и т.д. [4].
Можно сделать вывод, что для повышения эффективности интернационального воспитания в процессе преподавания общественных дисциплин необходимо:
1) в полном объеме раскрывать интернациональный характер событий;
2) регулярно обращать внимание на более глубокое раскрытие процесса интернационализации производительных сил, всех сторон жизни общества;
3) аргументированно и объективно освещать теоретические и методологические вопросы интернационального воспитания и интернационализма. Важно, чтобы такого рода проблемы проходили рассмотрение на теоретических и практических семинарах кафедр общественных наук, факультетов;
4) всесторонне показывать масштабы вклада каждого народа в развитие стран мирового содружества и в исторический процесс в общем;
5) проводить практические занятия с использованием конкретных примеров, выражающих важность и жизненную силу интернационализма. Практика некоторых профессиональных образовательных организаций показывает, что фактором усиления интернационального воспитания обучающихся является преподавание специальных курсов по проблемам теории и практики интернационального воспитания, наций и национальных отношений, критики национализма.
Библиографический список
- Исламшина Т.Г. Интернационалистское воспитание: перестройка форм и средств. – Казань: КГУ, 1990. – 212 с.
- Кодякова Н.В. Интернациональное и поликультурное воспитание в формировании системы ценностей у школьников и студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.
- Очиров Г.Д. Формирование национального самосознания младших школьников: дис. … канд. пед. наук. -Улан-Удэ, 2000. – 144 с.
- Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. – 25 с.