Культура организации/предприятия является решающим фактором «внешнего» успеха: эффективно действовать как единое целое организация может исключительно в условиях, разделяемых всеми членами организации системы представлений, ценностей, символов, находящих выражение в общепринятых (типовых для предприятия) образцов поведения.
Таким образом, внутренняя культура становится важным условием экономического успеха предприятия: она позволяет не только иметь общий взгляд на вещи (цели организации, роль организации, место предприятия в системе социальных отношений, обязательства организации), но и ощутить работнику свое «Я» в качестве «расширенного» – дополненного до «Мы», то есть решить проблему социальной идентичности.
Содержание организационной культуры каждого отдельно взятого предприятия складывается не мгновенно. Это результат вырабатываемых в течение длительного времени коллективных привычек, паттернов поведения, испытанных временем, внутренне и внешне успешных.
Это ответ на проблемы – действительные запросы организации, спровоцированные изыманиями как внутренними. так и внешними.
Таким образом, культура предстает как серия успешных ответов на запросы среды. В данном случае совершенно уместна аналогия с механизмами функционирования «культуры в целом», согласно А. Тойнби [1].
Ядром организационной культуры, без сомнения, являются ценности. Направленные на удовлетворение потребностей всех членов организации, они проявляют себя во всех организационных процессах и явлениях, тем самым создавая уникальную феноменологию организации.
Ценностью, носящей «сквозной» характер, является цель организации: для чего она существует.
Ответ на этот вопрос формирует следующие «аксиологические витки»: ориентация на конечного потребителя продукции, максимальную (экономическую) эффективность предприятия, положение работника на предприятии (социальная политика на производстве), дисциплина труда, инициатива, новаторство… и т.д.
«Общие» – логически вытекающие из деятельности всех предприятий – ценности всегда носят уникальный характер, отражая специфику отдельно взятой организации.
В данном случае можно говорить о феномене «корпоративной культуры». Выбрать ключевые ценности, определяющие культуру организации, значит предопределить конечный успех предприятия.
Таким образом, успех предприятия создается во многом на этом «глубинном уровне» разделяемой всеми членами организации культуры [2].
По выбору ценностей можно определить «философию организации», выраженную в краткой формуле (кредо) организации, а также вытекающие из философии «мифологию» предприятия, что знаменует переход от ценностного пласта корпоративной культуры к её знаково-символическому выражению.
Мифология организации существует в виде историй-метафор, описывающих «героическую историю» возникновения и функционирования предприятия.
Она, мифология как система слов-символов, просвечивает сквозь все значимые события организации: статусное положение и перемещение, вознаграждение, контроль, увольнение…
Мифология предприятия также выражена в обрядах и ритуалах организации.
Все события в организации для того, чтобы обрести статус значимых (то есть отражающих философию предприятия), предельно ритуализированы, то есть выходят за рамки «повседневного» бытия организации, дают возможность попасть в «священный» слой организационной культуры (торжественные собрания, награждение, посвящение в члены организации, проводы на заслуженный отдых ветеранов предприятия…).
Таким образом, эффективность предприятия напрямую зависит от феномена корпоративной культуры. Это, безусловно, пример торжества «духовного начала» организации, указывающего на проблемный характер содержания в целом культуры [3].
Библиографический список
- Пятилетова Л. В., Зорихина Е. М. Культурологическая концепция А. Тойнби: новые грани прочтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13258.htm.
- Середа А.Ю., Пятилетова Л.В. Универсальное и уникальное в организационной культуре // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/03/24858 (дата обращения: 24.09.2018).
- Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 24.09.2018).