КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСПЕХА ОРГАНИЗАЦИИ

Киселёв Владислав Романович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры "Философия и история"

Аннотация
Успех любой организации напрямую зависит от содержания корпоративной культуры. В этом аспекте все эффективные организации похожи друг на друга. Успех имеет свою «культуру»: эффективность предприятия детерминирована, в первую очередь, уникальными ценностями предприятия, которые своеобразно отражают «общепринятые» ценности организаций, создавая «философию» (а также мифологию, обряды и ритуалы) предприятия.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Киселёв В.Р., Пятилетова Л.В. Корпоративная культура как условие социально-экономического успеха организации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88421 (дата обращения: 14.03.2024).

Культура организации/предприятия является решающим фактором «внешнего» успеха: эффективно действовать как единое целое организация может исключительно в условиях, разделяемых всеми членами организации системы представлений, ценностей, символов, находящих выражение в общепринятых (типовых для предприятия) образцов поведения.

Таким образом, внутренняя культура становится важным условием экономического успеха предприятия: она позволяет не только иметь общий взгляд на вещи (цели организации, роль организации, место предприятия  в системе социальных отношений, обязательства организации), но и ощутить работнику свое «Я» в качестве «расширенного» – дополненного до «Мы», то есть решить проблему социальной идентичности.

Содержание организационной культуры каждого отдельно взятого предприятия складывается не мгновенно. Это результат вырабатываемых в течение длительного времени коллективных привычек, паттернов поведения, испытанных временем, внутренне и внешне успешных.

Это ответ на проблемы – действительные запросы организации, спровоцированные изыманиями как внутренними. так и внешними.

Таким образом, культура предстает как серия успешных ответов на запросы среды. В данном случае совершенно уместна аналогия с механизмами функционирования «культуры в целом», согласно А. Тойнби [1].

Ядром организационной культуры, без сомнения, являются ценности. Направленные на удовлетворение потребностей всех членов организации, они проявляют себя во всех организационных процессах и явлениях, тем самым создавая уникальную феноменологию организации.

Ценностью, носящей «сквозной» характер, является цель организации: для чего она существует.

Ответ на этот вопрос формирует следующие «аксиологические витки»: ориентация на конечного потребителя продукции, максимальную (экономическую) эффективность предприятия, положение работника на предприятии (социальная политика на производстве), дисциплина труда, инициатива, новаторство… и т.д.

«Общие» – логически вытекающие из деятельности всех предприятий – ценности всегда носят уникальный характер, отражая специфику отдельно взятой организации.

В данном случае можно говорить о феномене «корпоративной культуры». Выбрать ключевые ценности, определяющие культуру организации, значит предопределить конечный успех предприятия.

Таким образом, успех предприятия создается во многом на этом «глубинном уровне» разделяемой всеми членами организации культуры [2].

По выбору ценностей можно определить «философию организации», выраженную в краткой формуле (кредо) организации, а также вытекающие из философии «мифологию» предприятия, что знаменует переход от ценностного пласта корпоративной культуры к её знаково-символическому выражению.

Мифология организации существует в виде историй-метафор, описывающих «героическую историю» возникновения и функционирования предприятия.

Она, мифология как система слов-символов, просвечивает сквозь все значимые события организации: статусное положение и перемещение, вознаграждение, контроль, увольнение…

Мифология предприятия также выражена в обрядах и ритуалах организации.

Все события в организации для того, чтобы обрести статус значимых (то есть отражающих философию предприятия), предельно ритуализированы, то есть выходят за рамки «повседневного» бытия организации, дают возможность попасть в «священный» слой организационной культуры (торжественные собрания, награждение, посвящение в члены организации, проводы на заслуженный отдых ветеранов предприятия…).

Таким образом, эффективность предприятия напрямую зависит от феномена корпоративной культуры. Это, безусловно, пример торжества «духовного начала» организации, указывающего на проблемный характер содержания в целом культуры [3].


Библиографический список
  1. Пятилетова Л. В., Зорихина Е. М. Культурологическая концепция А. Тойнби: новые грани прочтения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13258.htm.
  2. Середа А.Ю., Пятилетова Л.В. Универсальное и уникальное в организационной культуре // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/03/24858 (дата обращения: 24.09.2018).
  3. Казанцева А.Е., Пятилетова Л.В. Проблема определения культуры // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/11/84755 (дата обращения: 24.09.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация