АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент 2 курса очной формы обучения группы ППД-16-1

Аннотация
В настоящее время как никогда растет значимость исследования теоретических и практических качеств правового воспитания, потому что правовая цивилизация – неоднозначная черта одной из наиболее важных сторон жизни общества. Правовая просвещенность как комплекс духовных ценностей в сфере права может помочь преодолеть мост между поколениями и гарантировать преемственность правового становления общества и страны. Она представляет собой уникальный по многообразию и богатству содержания комплекс событий, обладающих особенной внутренней структурой и системой взаимосвязей с другими общественными проявлениями, а также считается неотделимой, специфичной частью культуры общества в целом.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жидков А.А., Гордеев К.С., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Анализ правового воспитания // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87340 (дата обращения: 29.03.2024).

Анализировать правовое воспитание невозможно без философской рефлексии. Для начала, это уточнение содержания самих суждений «право» и «культура», направленности их взаимной связи, становления представлений о праве как парадоксе культуры. Далее, нужно осмысление тех факторов-явлений, которые «провоцируют» то или другое состояние правового воспитания, формируют его характер.

Концепция подхода к праву как составляющей воспитания и цивилизации дает возможность охарактеризовать истоки, значимость и социальную важность права в широком, общесоциологическом порядке. Как глубинная составляющая воспитания право не только включает в себя все его ценности, но также и реализует все основополагающие требования и достижения человечества, которая тем самым обеспечивает сохранение, и в определенной мере даже и преумножение некого потенциала духовных, материальных и социальных богатств общества.

Если рассматривать культурологический подход к праву, то можно с уверенностью сказать, что он возможен и даже необходим по причине того, что сами правовые явления несут в себе, не считая строго юридических смыслов, достаточное количество смыслов внеюридического плана.  Таким образом, в рамках данного метода  можно рассматривать любое правовое явление не само по себе, а внутри сугубо интеллектуального объекта культурных смыслов, вследствие чего этот метод теряет ту самую жесткость и ограниченность прежних, только юридических черт. Подобно он способен создавать это и по отношению к праву в целом.

Многообразные подходы к праву возможно подвести к типам правопонимания: нормативистскому, юридико-социологическому и аксиологическому. В рамках первого из них основное внимание уделяется государственно-властной природе права, определяемого как система норм действующего законодательства. Сторонники данного направления опираются из спорного как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении, постулата об общности права и закона. Подобная позиция, которую не раз подвергали критике, сегодня разделяется учеными лишь с рядом крайне существенных оговорок. Вместе с тем нормативистская доктрина обладает и  сильными сторонами. Речь идет первоначально о попытке расценивать норму права как выражение юридического долженствования.

Сторонники юридико-социологического правопонимания определяют право как продукт материальных (социально-экономических) общественных отношений. Основной недостаток данной точки зрения состоит в том, что при выведении права напрямую из социальной действительности утрачивается особенность его определенных проявлений – при этом, не только в историческом обозрении, но и применительно к правовым системам нашего времени. Дополнительный  недостаток вышеуказанного подхода – сведение права к разнообразным механизмам его реализации, что не способствует теоретическому осмыслению права как такового.

В аксиологическом подходе право несколько отграничивается ровно как от закона, так и от самих механизмов правореализации. Право определяется как общность ценностей и ценностно существенных явлений юридической действительности (нормы права, правоотношения, правосознание, правовая культура и т.п.). Ключевое тут – ценностный (т.е. собственно правовой) нрав всех элементов дефиницию частей. Признавая тривиальные плюсы подобной трактовки, нельзя в то же время не отметить, что природа правовых ценностей открывается далеко не однозначно.

Впрочем, диапазон воззрений, высказывающихся сейчас, значительно обширнее. С одной стороны – радикальный юридический позитивизм Э.А. Позднякова, выражаемый формулой: «Право – это государство, государство – это право». С другой стороны – апологетика права у В.С. Нерсесянца, одна из статей которого названа «Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости». Меж данными полюсами находится большое количество точек зрения, стремящихся отыскать золотую середину между классовой обусловленностью и общечеловеческой ценностью права, аксиологическими и теоретико-познавательными подходами к нему.

Право является мощнейшим и активно действующим фактором гуманизации общественных отношений. Более того, подлинное право одна из целей в движении к более гуманной организации социума, а не только средство. Порой выражение «правовое воспитание» воспринимается фигурально. Право, как правило, оказывается в стане последнего понятия при разведении культуры и цивилизации. Право как бы выпадает из культурологического поля, его духовная составляющая умаляется. Как элемента культуры с особой остротой ставит проблему  права, в том числе собственно духовного воспитания.


Библиографический список
  1. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М.: НОРМА,1997 –148 с.
  2. Общая теория права. Под ред. В. К. Бабаева. – Н.Новгород, 1993. – 538 с.
  3. Певцова.Е. А Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию. // Журнал российского права, 2004. – № 3. – С. 214-24.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация