Анализировать правовое воспитание невозможно без философской рефлексии. Для начала, это уточнение содержания самих суждений «право» и «культура», направленности их взаимной связи, становления представлений о праве как парадоксе культуры. Далее, нужно осмысление тех факторов-явлений, которые «провоцируют» то или другое состояние правового воспитания, формируют его характер.
Концепция подхода к праву как составляющей воспитания и цивилизации дает возможность охарактеризовать истоки, значимость и социальную важность права в широком, общесоциологическом порядке. Как глубинная составляющая воспитания право не только включает в себя все его ценности, но также и реализует все основополагающие требования и достижения человечества, которая тем самым обеспечивает сохранение, и в определенной мере даже и преумножение некого потенциала духовных, материальных и социальных богатств общества.
Если рассматривать культурологический подход к праву, то можно с уверенностью сказать, что он возможен и даже необходим по причине того, что сами правовые явления несут в себе, не считая строго юридических смыслов, достаточное количество смыслов внеюридического плана. Таким образом, в рамках данного метода можно рассматривать любое правовое явление не само по себе, а внутри сугубо интеллектуального объекта культурных смыслов, вследствие чего этот метод теряет ту самую жесткость и ограниченность прежних, только юридических черт. Подобно он способен создавать это и по отношению к праву в целом.
Многообразные подходы к праву возможно подвести к типам правопонимания: нормативистскому, юридико-социологическому и аксиологическому. В рамках первого из них основное внимание уделяется государственно-властной природе права, определяемого как система норм действующего законодательства. Сторонники данного направления опираются из спорного как в теоретико-методологическом, так и в практическом отношении, постулата об общности права и закона. Подобная позиция, которую не раз подвергали критике, сегодня разделяется учеными лишь с рядом крайне существенных оговорок. Вместе с тем нормативистская доктрина обладает и сильными сторонами. Речь идет первоначально о попытке расценивать норму права как выражение юридического долженствования.
Сторонники юридико-социологического правопонимания определяют право как продукт материальных (социально-экономических) общественных отношений. Основной недостаток данной точки зрения состоит в том, что при выведении права напрямую из социальной действительности утрачивается особенность его определенных проявлений – при этом, не только в историческом обозрении, но и применительно к правовым системам нашего времени. Дополнительный недостаток вышеуказанного подхода – сведение права к разнообразным механизмам его реализации, что не способствует теоретическому осмыслению права как такового.
В аксиологическом подходе право несколько отграничивается ровно как от закона, так и от самих механизмов правореализации. Право определяется как общность ценностей и ценностно существенных явлений юридической действительности (нормы права, правоотношения, правосознание, правовая культура и т.п.). Ключевое тут – ценностный (т.е. собственно правовой) нрав всех элементов дефиницию частей. Признавая тривиальные плюсы подобной трактовки, нельзя в то же время не отметить, что природа правовых ценностей открывается далеко не однозначно.
Впрочем, диапазон воззрений, высказывающихся сейчас, значительно обширнее. С одной стороны – радикальный юридический позитивизм Э.А. Позднякова, выражаемый формулой: «Право – это государство, государство – это право». С другой стороны – апологетика права у В.С. Нерсесянца, одна из статей которого названа «Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости». Меж данными полюсами находится большое количество точек зрения, стремящихся отыскать золотую середину между классовой обусловленностью и общечеловеческой ценностью права, аксиологическими и теоретико-познавательными подходами к нему.
Право является мощнейшим и активно действующим фактором гуманизации общественных отношений. Более того, подлинное право одна из целей в движении к более гуманной организации социума, а не только средство. Порой выражение «правовое воспитание» воспринимается фигурально. Право, как правило, оказывается в стане последнего понятия при разведении культуры и цивилизации. Право как бы выпадает из культурологического поля, его духовная составляющая умаляется. Как элемента культуры с особой остротой ставит проблему права, в том числе собственно духовного воспитания.
Библиографический список
- Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. / Дмитриев Ю.А, Казьмин И.Ф. и др. Под общ ред Пиголкина А.С. – М.: НОРМА,1997 –148 с.
- Общая теория права. Под ред. В. К. Бабаева. – Н.Новгород, 1993. – 538 с.
- Певцова.Е. А Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию. // Журнал российского права, 2004. – № 3. – С. 214-24.