«ТРУД ЛЮБВИ»: ЗАБОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Рассадникова Виктория Григорьевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Образ справедливого демократического государства в феминистском политическом и моральном дискурсе основывается на воплощённой в социальной практике заботе, являющейся ключевым моментом в экзистенциальной концепции любви. Таким образом, концепция заботы как условия существования индивида в социальном государстве подразумевает инклюзивный характер экзистенциальной концепции любви, окончательно сформированной в ХХ веке, что позволяет гуманитарному мышлению (достижениям гуманитарной мысли) детерминировать социальную практику, делая жизнь каждого конкретного индивида счастливее.

Ключевые слова: женское, Забота, любовь, мужское, общество, эмоциональная работа


«LABOR OF LOVE»: CONCERN AS A SOCIAL PHENOMENON

Rassadnikova Victoria Grigoryevna1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
The image of a just democratic state in feminist political and moral discourse is based on the care embodied in social practice, which is a key moment in the existential concept of love. Thus, the concept of caring as a condition for the existence of an individual in a social state implies the inclusive nature of the existential concept of love, finally formed in the twentieth century, which allows humanitarian thinking (the achievements of humanitarian thought) to determine social practice, making the life of each particular individual happier.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рассадникова В.Г., Пятилетова Л.В. «Труд любви»: забота как социальный феномен // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79771 (дата обращения: 29.03.2024).

Я люблю и поэтому хочу, чтобы ты мог быть

Августин

 

Новый образ социального государства, основанный на принципах «справедливой демократии» [1], исключающий асимметрию «мужского и женского» [2,3,4], в феминистской политической и моральной философии базируется на понятии заботы как ценностной установки, воплощённой в социальной практике.

Забота понимается как «активность живых существ, которая включает все виды действий, направленных на поддержание, улучшение и совершенствование нашего мира с целью улучшения качества жизни» [5, с. 531].

Концепция заботы как условия существования индивида в социальном государстве основывается на инклюзивном характере экзистенциальной концепции любви, которая окончательно сформировалась в ХХ веке.

В экзистенциальной антропологии любовь рассматривается как особый вид отношений, спецификация которого зависит от двух факторов: времени и «пространства».

Время образует историю отношений: всё, что произошло в отношениях, остаётся навсегда – все радости и травмы меняют отношения и «оседают» в них.

«Пространство» в любви – это дистанция, или близость.

Близость и время – факторы, которые делают отношения «объёмными»: отношения благодаря им питаются, разрастаясь в событии, которое маркируется как Встреча. Это момент отношений, когда Другой лично важен (значим) для «меня»: благодаря этому он становится мне близок, «размещается» в «моей» онтологии (внутреннем пространстве).

Из таких встреч-моментов соткана любовь. Любовные отношения возобновляются, углубляясь, только через Встречу.

Любовь эмоционально интенциональна: Другой предстаёт для меня как положительная ценность. Выступая в качестве таковой, Другой «заставляет» «меня» переживать положительные эмоции, благодаря которым Я открыто для воздействия со стороны Другого. Так мир Я наполняется содержанием мира Другого.

«Оптика» любви даёт возможность видеть сущность любимого, видеть его потенциал; переживание раскрытия потенциала Любимого раскрывает и «мой» потенциал. Таким образом, отношения любви становятся основой для общего будущего.

Феноменологически любовь выражена в заботе – одним их ярких проявлений любви.

В социальной практике экспликация заботы («труда любви»), в свою очередь, представлена в пяти ключевых компонентах [5]:

  1. Внимательное участие как персональное внимание к потребностям Другого – умение слышать и понимать эти потребности, не подменяя их стереотипно-эгоистическим видением.
  2. Ответственность за удовлетворение (разнообразных аутентичных) потребностей.
  3. Практики прямой заботы и ухода: конкретные (физические, интеллектуальные, эмоциональные) действия/усилия по осуществлению заботы.

Здесь стоит обратить особое внимание на эмоциональный аспект работы – самый невидимый, а потому – не всегда экономически оцениваемый аспект.

«Эмоциональная работа» – модель «тёплой работы», основана на полной позитивной эмоциональной вовлечённости участников социальной интеракции. «Тёплая забота» (женская система ценностей) противопоставляется «холодной заботе» (мужская система ценностей), основанной на стандартизации и дистанцированности.

Эмоциональная работа действительно по-настоящему является особым видом труда (целенаправленной деятельности) и предполагает «формирование личностно ориентированных отношений, эмоциональную вовлечённость сторон и реципрокность (вовлечённость) [5, с. 542].

Поэтому в полной мере здесь можно использовать социально-антропологическую риторику: это «труд любви» – «сочетание чувства привязанности и ответственности, проявляемые во взаимодействиях лицом к лицу при удовлетворении потребностей другого» [5, с. 542].

4. Получение заботы: реакция адресата работы является критерием её успеха (достаточность, уместность, позитивность).

5. Забота как сотрудничество различных социальных акторов: распределение/перераспределение заботы между различными социальными акторами.


Библиографический список
  1. Потапова М.А., Пятилетова Л.В. Этика заботы как универсальная («женская») этика: на пути к демократии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=22435 (дата обращения: 20.03.2017).
  2. Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm
  3. Пятилетова Л.В., Орлов Е.С. Природа мужской идентичности как условие гендерного неравенства: к вопросу о неизбывности сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69578 (дата обращения: 11.03.2016).
  4. Пятилетова Л.В. Быть женщиной: экспликация женского в антропологии Э. Эриксона // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76742 (дата обращения: 11.03.2017).
  5. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. – СПб., 2015. – 768с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация