Я люблю и поэтому хочу, чтобы ты мог быть
Августин
Новый образ социального государства, основанный на принципах «справедливой демократии» [1], исключающий асимметрию «мужского и женского» [2,3,4], в феминистской политической и моральной философии базируется на понятии заботы как ценностной установки, воплощённой в социальной практике.
Забота понимается как «активность живых существ, которая включает все виды действий, направленных на поддержание, улучшение и совершенствование нашего мира с целью улучшения качества жизни» [5, с. 531].
Концепция заботы как условия существования индивида в социальном государстве основывается на инклюзивном характере экзистенциальной концепции любви, которая окончательно сформировалась в ХХ веке.
В экзистенциальной антропологии любовь рассматривается как особый вид отношений, спецификация которого зависит от двух факторов: времени и «пространства».
Время образует историю отношений: всё, что произошло в отношениях, остаётся навсегда – все радости и травмы меняют отношения и «оседают» в них.
«Пространство» в любви – это дистанция, или близость.
Близость и время – факторы, которые делают отношения «объёмными»: отношения благодаря им питаются, разрастаясь в событии, которое маркируется как Встреча. Это момент отношений, когда Другой лично важен (значим) для «меня»: благодаря этому он становится мне близок, «размещается» в «моей» онтологии (внутреннем пространстве).
Из таких встреч-моментов соткана любовь. Любовные отношения возобновляются, углубляясь, только через Встречу.
Любовь эмоционально интенциональна: Другой предстаёт для меня как положительная ценность. Выступая в качестве таковой, Другой «заставляет» «меня» переживать положительные эмоции, благодаря которым Я открыто для воздействия со стороны Другого. Так мир Я наполняется содержанием мира Другого.
«Оптика» любви даёт возможность видеть сущность любимого, видеть его потенциал; переживание раскрытия потенциала Любимого раскрывает и «мой» потенциал. Таким образом, отношения любви становятся основой для общего будущего.
Феноменологически любовь выражена в заботе – одним их ярких проявлений любви.
В социальной практике экспликация заботы («труда любви»), в свою очередь, представлена в пяти ключевых компонентах [5]:
- Внимательное участие как персональное внимание к потребностям Другого – умение слышать и понимать эти потребности, не подменяя их стереотипно-эгоистическим видением.
- Ответственность за удовлетворение (разнообразных аутентичных) потребностей.
- Практики прямой заботы и ухода: конкретные (физические, интеллектуальные, эмоциональные) действия/усилия по осуществлению заботы.
Здесь стоит обратить особое внимание на эмоциональный аспект работы – самый невидимый, а потому – не всегда экономически оцениваемый аспект.
«Эмоциональная работа» – модель «тёплой работы», основана на полной позитивной эмоциональной вовлечённости участников социальной интеракции. «Тёплая забота» (женская система ценностей) противопоставляется «холодной заботе» (мужская система ценностей), основанной на стандартизации и дистанцированности.
Эмоциональная работа действительно по-настоящему является особым видом труда (целенаправленной деятельности) и предполагает «формирование личностно ориентированных отношений, эмоциональную вовлечённость сторон и реципрокность (вовлечённость) [5, с. 542].
Поэтому в полной мере здесь можно использовать социально-антропологическую риторику: это «труд любви» – «сочетание чувства привязанности и ответственности, проявляемые во взаимодействиях лицом к лицу при удовлетворении потребностей другого» [5, с. 542].
4. Получение заботы: реакция адресата работы является критерием её успеха (достаточность, уместность, позитивность).
5. Забота как сотрудничество различных социальных акторов: распределение/перераспределение заботы между различными социальными акторами.
Библиографический список
- Потапова М.А., Пятилетова Л.В. Этика заботы как универсальная («женская») этика: на пути к демократии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=22435 (дата обращения: 20.03.2017).
- Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm
- Пятилетова Л.В., Орлов Е.С. Природа мужской идентичности как условие гендерного неравенства: к вопросу о неизбывности сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69578 (дата обращения: 11.03.2016).
- Пятилетова Л.В. Быть женщиной: экспликация женского в антропологии Э. Эриксона // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/76742 (дата обращения: 11.03.2017).
- Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. – СПб., 2015. – 768с.
Количество просмотров публикации: Please wait