Приоритетной задачей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 31.12.2015 года, является «увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения» [1, с. 26]. Среди угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан отмечены наркомания и алкоголизм, занимающие лидирующие позиции в рейтинге самых распространенных и опасных аддикций XX–XXI веков.
С.К. Бондырева и Д.В. Колесов определяют наркотизм как «общественно значимое явление, объединяющее в себе различные конкретные проявления: химический наркотизм (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение); информационный наркотизм (телезависимость, Интернет-зависимость, компьютерная игромания); наркотизм риска (азартные игры); наркотизм власти» [2, с. 3]. Исследователи отмечают в них общую гедоническую основу, состоящую в стремлении индивида к удовольствию как главному содержанию действий, независимо от их жизненного, прагматического результата. Наркотизм в любых проявлениях представляет угрозу и опасность как для здоровья, жизни и социального положения конкретного человека, так и для благополучия родных и близких ему людей. Современные ученые называют аддиктивным поведением такую форму «отклоняющегося» от нормы поведения, которое своим содержанием и результатом наносит вред благополучию индивида.
Соответствие индивида понятиям поведенческой нормы предполагает отсутствие у него зависимости и соблюдение им правовых, нравственных и эстетических норм. Именно отсутствие зависимости указывает на то, что человек контролирует свое поведение, несет ответственность за свои поступки и свободен от вредных привычек. Профилактика аддикций должна быть центрирована на формирование устойчивости к неопределенным ситуациям в комплексе с установкой на ведение здорового образа жизни.
Для нашего исследования представляет наибольший интерес междисциплинарный подход в изучении человека. В.М. Бехтерев разработал научную концепцию, согласно которой человека необходимо рассматривать как «целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в нерасчлененном единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром (природным, космическим, социальным)» [3, с. 8]. Человек в концепции В.М. Бехтерева предстает в органическом единстве всех сторон и граней своего биосоциального существа: 1) представитель биологического вида, 2) носитель нервно-психической организации, 3) продукт внешней среды.
В качестве системообразующего кирпичика целостности учения о человеке В.М. Бехтерев выделял нервно-мозговую сферу. Неврологический подход при разработке направлений и областей человекознания заключался в признании основополагающей роли мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и возможной регуляции его взаимоотношений с внешней социальной средой. Бехтерев утверждал: «Индивидуальный опыт человека, богатство знаний и переживаний, накопленных им в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия» [3, с. 19].
Развитие и совершенствование личности не завершается после получения высшего образования, окончательное завершение развитие личности создается специальными условиями окружающей среды. Все это актуализирует вопрос о взаимоотношении личности и социальной среды, в которой проявляет себя личность. В этой связи хотелось бы определить два понятия – личность и индивид, одновременно отрицая их тождество и указывая на их единство. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» этих отношений <…>. Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [4, с. 385].
Многие ученые, исследующие отличительные признаки личности, рассматривали ее как выражение гармонии и единства психических отправлений. В.М. Бехтерев считал это верным, но добавлял: «кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека» [3, с. 99]. И далее: «кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий» [3, с. 99]. Таким образом, в определении личности В.М. Бехтерев отметил как субъективную, так и объективную сторону личности.
Ученый отметил ряд физических условий, от которых зависит полноценное развитие личности: 1) природа организма и его антропологические особенности, 2) биологический фактор, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма, 3) неблагоприятные экономические условия, приводящие к физическому ослаблению организма, 4) негигиенические условия труда, переутомление, отсутствие отдыха пагубно отражается на развитии личности, 5) «интеллектуальные яды» (алкоголь, опий, морфий, эфир и др.) – хронические отравления, в первую очередь алкоголизм, поражающий мозг человека (притупленное восприятие, пониженная нравственность, ослабленная воля – эти особенности характеризуют упадок личности), 6) воспитание и образование личности: загромождение головы ненужными знаниями, отсутствие их критического осмысления, подавление всякого проблеска инициативы и самостоятельности в учениках, – все это убивает в учениках и учителях любовь к знаниям и уменье самостоятельно мыслить, 7) отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности, 8) отсутствие правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления, проявляющееся в праздности и бездеятельности [3, с. 112–121].
Эффективность социализации подрастающего поколения россиян и всестороннее развитие личности каждого индивида во многом зависят от своевременности принятия мер профилактики алкоголизма и наркомании. «Личность – это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Другими словами, для становления и проявления личностных качеств существенное значение имеет социум» [5, с. 21]. Развитие гармоничной личности в процессе социализации индивида состоит в формировании человека, осознающего ответственность за свою судьбу и судьбу Родины; занимающегося созидательной деятельностью и совершающего поступки, нацеленные на благо других; обладающего самостоятельностью и автономностью в принятии решений, основанных на рациональных мотивах и этико-правовых нормах, бытующих в обществе. В процессе профилактической работы у индивида следует формировать необходимые для ведения здорового образа жизни личностные качества: степень волевой регуляции поведения, использование правовых и нравственных оснований, этических норм, мировоззренческих установок, доминант мышления и социальных интересов при выборе вектора деятельности и системы поступков.
Приоритет гедонических ценностей является основой искаженного поведения большинства индивидов в современном мире и обладает разрушительной силой воздействия на организм отдельного человека, угрожает жизнеспособности нации и консолидации общества. Гедонический эффект наркотиков многократно превосходит любое приятное ощущение, которое человек способен получить естественным путем. Установка индивида «в жизни все нужно испробовать» таит в себе скрытую угрозу, поскольку связана с любопытством индивида, которое, в большинстве случаев, является следствием его невежества или глупой «отваги» и может привести к трагическим последствиям. Наркоманию следует рассматривать с точки зрения девиантного поведения индивида, учитывая при этом процессы, происходящие в его головном мозге и центральной нервной системе, где прослеживается определенная последовательность событий: 1) первая проба вещества, 2) первый гедонический эффект, 3) первая мысль «хотелось бы еще раз», 4) систематический прием, 5) первая «ломка», 6) постепенно формирующаяся убежденность в невозможности жизни без наркотиков. Таким образом, со временем некое вещество становится для индивида «дороже жизни», что в целом не служит укреплению его здоровья и сохранению жизни, не приводит его к успешному выполнению своих биологических и социальных функций.
У человека, употребляющего наркотики, нарушается привычная большинству людей иерархия потребностей. Доминанта – как функциональный орган центральной нервной системы – выполняет две главные функции: выстраивает иерархию потребностей индивида и мобилизует все ресурсы психики и организма человека для обеспечения удовлетворения каждой потребности, когда наступит ее очередь. У сложных потребностей доминанта может существовать от череды месяцев до нескольких лет. Доминанта наркомана сопряжена с получением удовлетворения от поиска дозы и приема наркогенного вещества, что не требует продолжительных усилий для реализации этой потребности, здесь не нужно «накапливать» энергию, достаточно одномоментного «выброса».
Доминанта в диапазоне своего действия представляет комплекс определенных симптомов во всем организме – в мышцах, секреторной работе и сосудистой деятельности. В процессе возобновления прежде пережитой доминанты кора детально восстанавливает в организме весь комплекс центральных, мышечных, выделительных и сосудистых явлений. Доминантный очаг возбуждения появляется в разнообразных этажах головного и спинного мозга человека, реализующего свою потребность в получении удовольствия от интоксикации организма, что может способствовать обострению имеющихся у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Актуальные вопросы профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний изложены в ряде опубликованных работ [6-16].
В записях дневника А.А. Ухтомского можно найти рецепты по выработке миросозерцания: «…надо понять, что разделение “души” и “тела” имеет лишь исторические основания, что дело “души” – выработка миросозерцания – не может обойтись без знания “тела” и что физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле)». Эта мысль указывает на необходимость разработки междисциплинарных исследований человека, тем более, когда речь идет о профилактике алкоголизма и наркомании посредством формирования у детей и молодежи стремления вести здоровый образ жизни.
На современном этапе развития системы образования актуализируется вопрос необходимости применения доминантного подхода при рассмотрении нравственных вопросов, «оправдания добра» физиологией. Проблему духовно-нравственного кризиса личности и общества можно решить, проработав пути выхода из него. Поможет в этом комплексное изучение наследия А.А. Ухтомского и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы). Проблема гуманитаризации науки также представляет актуальность, поэтому государство должно всячески стимулировать процессы интеграции знаний и создавать условия для развития комплексных междисциплинарных исследований человека [17, 18]. Принцип доминанты, открытый А.А. Ухтомским, указывает на возможность механического характера рецидива алкоголизма, наркомании и курения. Ученый подчеркивал: «След однажды пережитой доминанты, а то и вся доминанта могут быть частично вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным» [19, с. 32]. Этот факт необходимо учитывать при разработке комплексных программ, ориентированных на профилактику и лечение алкоголизма и наркомании.
Снижения медико-демографических и социально-экономических потерь – как последствий злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами – можно достичь посредством разработки комплекса мер для популяризации здорового образа жизни и формирования доминанты «на лицо другого человека». На федеральном и региональных уровнях необходимо: 1) создать организационно-технологические механизмы по оптимизации уже имеющегося положительного опыта профилактической работы в рамках антиалкогольной и антинаркотической пропаганды среди подростков и молодежи; 2) разработать методологические и этико-правовые основы эффективности оказания наркологической медицинской помощи; 3) применить комплексный и междисциплинарный подходы к созданию единого информационно-коммуникативного реально-виртуального пространства для просветительской деятельности субъектов и мотивирования объектов всех уровней профилактики.
В этом контексте Ш.И. Спектор пишет: «На основе межведомственного подхода, при ведущей роли служб здравоохранения, разрабатывая областные и муниципальные целевые программы, и комплекс мероприятий информационного, воспитательного и образовательного характера для населения и развивая службы социально-психологической помощи населению, вторичную профилактику в группах повышенного риска наркологических заболеваний, можно добиться не только стабилизации показателей, но и снижения количества лиц, страдающих наркоманиями» [20, с. 44].
Ростовские ученые (Бухановский А.О., Мадорский В.В., Солдаткин В.А., Бухановская О.А., Стрюков А.Н.) разработали интересный способ лечения алкоголизма и наркомании. Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии-наркологии, и может быть использовано в комплексном лечении алкоголизма и/или наркомании. Применяют клинический, экспериментально-психологический, нейровизуализационный и электрофизиологический методы. В зависимости от результатов обследования назначают психофармакотерапию: применяют нормотимики, антидепрессанты, атипичные нейролептики, комплексную терапию по Г.Н. Крыжановскому; психотерапию, которая начинается после этапа детоксикации и включает методику похорон смерти, предусматривающую необходимость выкапывания могилы полного профиля: 2 м в длину, 2 м в глубину и 70 см в ширину. Выкопав могилу, пациент должен 15 минут побыть в могиле сам, чтобы представить, как плохо и одиноко будет здесь смерти, как на нее будет давить масса земли сверху, как будет мучить ее невозможность выбраться. Затем пациент должен взять дозу употребляемого наркотика, написать на ней: Моя смерть, и с соблюдением всех похоронных ритуалов закопать. В дальнейшем обязательным является длительное, не менее 3 лет, динамическое наблюдение за наличием следов наркотиков в анализах мочи при наркомании. После каждого срыва больной выкапывает очередную могилу, на полметра глубже предыдущей. Все процедуры проходят под контролем членов семьи, каждый из них ответственен и контролирует выполнение больным взятых на себя обязательств. Способ позволяет увеличить эффективность лечебно-профилактических мероприятий, существенно снизить риск криминогенности и виктимности и позволяет успешно осуществить индивидуализированную патогенетически ориентированную терапию зависимости [21]. Человеку нужно научиться говорить твердое «нет» всем своим пагубным привычкам и подтверждать свои слова делом, чтобы не пришлось доходить до таких крайностей, как применение клинического, экспериментально-психологического, нейровизуализационного и электрофизиологического методов лечения алкоголизма и/или наркомании.
Проблема стремительной алкоголизации и наркотизации общества интересует исследователей из разных областей научного знания, но все они единодушны в том, что профилактика является самым действенным средством борьбы с этим злом. В этом контексте Н.А. Сартаева главную роль отводит формированию у населения наркотического иммунитета – способности человека противостоять любым незаконным действиям с наркотиками (потребление, распространение и т.д.), основанной на социальном контроле (механизме поддержания общественного порядка) и самоконтроле (внутреннем контроле, согласованном с общепринятыми нормами). По мнению автора, признаками выработки наркотического иммунитета у человека являются: отсутствие у него опыта потребления наркотиков; наличие юридической информированности, соответствующей действующему законодательству, и общих знаний о наркотиках, последствиях их немедицинского потребления; присутствие внутреннего регулятора юридически значимого поведения; ярко выраженное негативное отношение к наркотикам [22, с. 124]. Таким образом, высокий уровень правосознания народа можно считать залогом эффективной профилактической работы по борьбе с проявлениями алкоголизма и наркомании в российском обществе.
А.А. Новгородский считает, что комплексная система наркобезопасности Российской Федерации должна включать: 1). Правовое регулирование оборота наркотических средств, участие в деятельности международных организаций, совершенствование антинаркотического законодательства; 2). Профилактическую и информационно-пропагандистскую работу, следствием которой должно стать формирование у населения наркотического иммунитета; 3). Лечение, медицинскую и социальную реабилитацию наркомана; 4). Проведение научных исследований в области наркобезопасности и наркологии, подготовку специальных кадров [23, с. 104-106].
В деле профилактики наркомании социологи отмечают основные подходы, основанные на: 1) распространении информации о наркотиках, 2) аффективном (эмоциональном) обучении, 3) роли социальных факторов, 4) формировании жизненных навыков, 5) альтернативной деятельности, 6) укреплении здоровья [24, с. 147-149]. В широком смысле профилактика наркомании имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением наркотических веществ, и разделяется на три этапа:
1). Первичная профилактика, направленная на выработку наркотического иммунитета;
2). Вторичная профилактика, направленная на раннее выявление злоупотребления наркотиками;
3). Третичная профилактика, направленная на лечение людей, в полной мере зависимых от наркотиков, и дальнейшую их реабилитацию.
В контексте данной статье хотелось бы остановиться на первичной профилактике, поскольку она менее всего проработана с точки зрения междисциплинарных исследований. В процессе разработки единых критериев мониторинга эффективности мероприятий противоалкогольной и противонаркотической направленности необходимо применить междисциплинарный подход. Профилактические акции в образовательных учреждениях страны должны носить системный характер и быть не декларативными, а деятельными. В ходе внедрения федеральной и региональных программ по формированию у подростков и молодежи доминант здорового образа жизни синтез естественнонаучного, гуманитарного и технического знания позволит преодолеть дуализм социального и биологического, психического и физического, психического и физиологического.
М.И. Нажева убеждена, что фундамент развития страны на долгосрочную перспективу заложен в здоровьесберегающем факторе человеческого ресурса: «Педагогический мониторинг является важным инструментом определения качества физического и патриотического воспитания студентов-медиков. В современном обществе весьма актуально моделирование проблемных ситуаций, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся и достижение ими высокого уровня психоэмоциональной устойчивости» [25].
Большой потенциал для формирования у подростков и молодежи доминант здорового образа жизни заложен в образовательной среде медицинского вуза, где созданы условия для разработки и внедрения междисциплинарных исследований и комплексных программ. Одной из задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО является формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни. Это подразумевает: 1) модернизацию системы физического воспитания и систем развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов; 2) наличие строгого медицинского контроля в процессе подготовки к выполнению и непосредственному выполнению установленных нормативов ГТО, а также создание личностно-развивающей среды для эффективности духовно-нравственной, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы [26].
Внедрение физкультурно-спортивного комплекса ГТО, гуманизация и индивидуализация учебного процесса медицинского вуза оправданы востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. По мнению М.И. Нажевой, в педпроцессе медицинского вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [9].
В ходе реализации федеральных и региональных моделей профилактики алкоголизма и наркомании необходимо выработать единые подходы к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования. Это возможно при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.
На данный момент педагогическими работниками РостГМУ разработан богатый научно-методический материал по созданию условий для полноценного развития личности обучающихся – до поступления в медицинский вуз, во время учебы в нем и после окончания. В своих исследованиях авторы делают акцент на едином развивающем пространстве медицинского вуза, формирующем потребность введения здорового образа жизни у российских и иностранных студентов [27-39].
Факультет довузовского образования РостГМУ осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся, ориентированную на разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота [40]. Ю.А. Сидоренко, Л.А. Якименко и З.Е. Аветисян отмечают: «В широком плане развитие довузовского образования должно основываться не только на представлении о нем как о производителе образовательных и иных услуг, его необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий. В учебно-образовательном процессе должны реализоваться не столько отношения «производитель – потребитель услуги», сколько отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компетентности участников как активных членов общества, а также широкий спектр общественно-значимых интеллектуальных продуктов и воздействий» [41].
В.Н. Власова и А.С. Сорокина, изучая проблемы образовательной среды высшего и постдипломного образования, пришли к выводу: «…ни наука, ни общество, которому она служит, до сих пор не выработали единого консолидированного представления о ценностном отношении к образу жизни как важнейшему фактору и национального, и личного здоровья. Здесь усилиями отдельных ученых не обойтись. Требуется государственная воля, выражаемая программой в виде национального проекта, и встречное движение общества с его огромным гражданским потенциалом» [42, с. 138].
На данный момент лидерами в антинаркотической (профилактической, лечебной, реабилитационной) работе являются представители правоохранительных органов и медицинского сообщества, волонтеры и духовенство РПЦ. Система российского образования и СМИ полноценно в работу еще не включились. К сожалению, антинаркотическая работа в образовательных учреждениях страны ведется по большей части на интуитивном уровне и держится исключительно на энтузиастах. Единой межведомственной программы антинаркотического воспитания в стране нет, четких критериев и подходов к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования пока не разработано.
Безусловно, основы правосознания народа и доминанты здорового образа жизни закладываются в семье, но в эпоху кризиса семейных ценностей большая часть воспитательных функций ложится на систему образования, которая посредством СМИ имеет возможность формировать у населения страны социально востребованные образцы поведения, охватывая как можно большее количество россиян. Профилактика наркотизма будет эффективной благодаря разработке программ предупреждения и преодоления наркотизации подростков и молодежи с учетом особенностей разных возрастных групп; гендерных, этнокультурных и профессиональных различий. Успеха в этом деле можно достичь при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.
Библиографический список
- Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 22.03.2016).
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Наркотизм (природа и преодоление): Учеб. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 432 с.
- Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
- Руководство по аддиктологии / Под ред. Проф. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
- Агапкина Ю.В. Полиморфные маркеры G(-455)A гена FGB и C(-1654)Tгена PROC и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших острый коронарный синдром / Ю.В. Агапкина и др. // Молекулярная биология. – 2010. – Т. 44. – № 5. – С. 613–619.
- Джанашия П.Х., Шевченко Н.М., Шлык С.В. Нарушения ритма сердца // Москва: Изд-во «Оверлей», 2006. – 320 с.
- Благодатских К.А., Никитин А.Г., Пушков А.А., и соавт. Полиморфные маркеры G2667C, G3014A, C3872T, A5237G гена CRP и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших обострение ишемической болезни сердца. Медицинская генетика. – 2011. – № 4 (106). – С. 3-9.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
- Кастанаян А.А., Хагуш А.К., Железняк Е.И., Демидов И.А., Нажева М.И. Взаимосвязь вариабельности артериального давления у больных артериальной гипертензией пожилого возраста с развитием почечной дисфункции // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1847–1851.
- Нажева М.И. Роль тромбоцитарно-мегакриоцитарных нарушений гемостаза в патогенезе геморрагических расстройств при первичной миелопоэтической дисплазии. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. – 20 с.
- Омилаенко Н.В., Воробьев С.В., Нажева М.И., Демидов И.А. Эффективность терапии, основанной на применении сверхмалых доз антител к C-концевому фрагменту бета-субъединицы рецептора инсулина и антител к эндотелиальной NO-систазе, у больных неалкогольной жировой болезнью печени на фоне сахарного диабета 2 типа // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1888–1892.
- Рыжков С.В., Нажева М.И., Заболотняя Е.В., Жилина Е.Б., Алехина М.А., Курбатова Э.В., Демидова А.А. Тромбоэластография в практике гемостазиолога при мониторинге беременных женщин с нарушениями гемостаза // Уральский медицинский журнал. – 2015. – № 1 (124). – С. 64–67.
- Осипов Е.В., Ануфриев И.И., Затонский С.А., Нажева М.И. Изменение морфофункционального состояния левого желудочка у пациентов с артериальной гипертензией и нарушением диастолической функции на фоне длительной терапии эпросартаном // Медицинский вестник Юга России. – 2010. – № 1. – С. 44–47.
- Нажева М.И., Демидов И.А. Диагностическое значение определения базовых концентраций C-реактивного белка и интерлейкина-6 в крови для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Медицинский вестник Юга России. – 2015. – № 3. – С. 86–91.
- Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
- Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодёжи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
- Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 448с.
- Спектор Ш.И. Научное обоснование системы комплексной профилактики наркомании и алкоголизма в субъекте Федерации: Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.м.н. – М., 2008. – 44 с.
- RU 2389515 C1, 02.12.2008.
- Сартаева Н.А. Наркотизм: социально-правовой аспект // Государство и право. – 2003. – № 2. – С. 124.
- Новгородский А.А. проблема наркобезопасности современного российского общества. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. – 120 с.
- Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001. – С. 147-149.
- Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения 19.03.2016).
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Шаповал Г.Н. Учебная экскурсия как способ активизации познавательной деятельности в ходе обучения иностранных студентов // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014. – С. 106–109.
- Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
- Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
- Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
- Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
- Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
- Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169–170.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58).
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58).
- Сорокина А.С., Власова В.Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации. – 2014. – № 6 (38). – С. 134-140.