ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОМИНАНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РОССИЯН

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В ходе реализации федеральных и региональных моделей профилактики алкоголизма и наркомании необходимо выработать единые подходы к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования. Это возможно при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, национальная безопасность, профилактика алкоголизма и наркомании, социокультурные образцы, физкультурно-спортивный комплекс


ALCOHOLISM AND DRUG ADDICTION PROPHYLAXIS AS AN INSEPARABLE COMPONENT OF HEALTHY LIFESTYLE DOMINANTS FORMATION OF THE RUSSIANS

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
In the process of realization of federal and regional models of alcoholism and drug addiction prophylaxis it is necessary to work out unified approaches for professional extra-training of Health Care and Education Systems specialists. It becomes possible on conditions of observing principles of continuity between all the levels of prophylaxis and realization of interdepartmental cooperation on the base of information-analytical assurance of quality and introducing of complex programs efficiency control.

Keywords: alcoholism and drug addiction prophylaxis, healthy lifestyle, national security, socio-cultural patterns, sports complex


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65743 (дата обращения: 29.03.2024).

Приоритетной задачей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной 31.12.2015 года, является «увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения» [1, с. 26]. Среди угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан отмечены наркомания и алкоголизм, занимающие лидирующие позиции в рейтинге самых распространенных и опасных аддикций XX–XXI веков.

С.К. Бондырева и Д.В. Колесов определяют наркотизм как «общественно значимое явление, объединяющее в себе различные конкретные проявления: химический наркотизм (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение); информационный наркотизм (телезависимость, Интернет-зависимость, компьютерная игромания); наркотизм риска (азартные игры); наркотизм власти» [2, с. 3]. Исследователи отмечают в них общую гедоническую основу, состоящую в стремлении индивида к удовольствию как главному содержанию действий, независимо от их жизненного, прагматического результата. Наркотизм в любых проявлениях представляет угрозу и опасность как для здоровья, жизни и социального положения конкретного человека, так и для благополучия родных и близких ему людей. Современные ученые называют аддиктивным поведением такую форму «отклоняющегося» от нормы поведения, которое своим содержанием и результатом наносит вред благополучию индивида.

Соответствие индивида понятиям поведенческой нормы предполагает отсутствие у него зависимости и соблюдение им правовых, нравственных и эстетических норм. Именно отсутствие зависимости указывает на то, что человек контролирует свое поведение, несет ответственность за свои поступки и свободен от вредных привычек. Профилактика аддикций должна быть центрирована на формирование устойчивости к неопределенным ситуациям в комплексе с установкой на ведение здорового образа жизни.

Для нашего исследования представляет наибольший интерес междисциплинарный подход в изучении человека. В.М. Бехтерев разработал научную концепцию, согласно которой человека необходимо рассматривать как «целостное онтологическое бытие, биосоциальное образование в нерасчлененном единстве всех его сторон, во взаимодействии с миром (природным, космическим, социальным)» [3, с. 8]. Человек в концепции В.М. Бехтерева предстает в органическом единстве всех сторон и граней своего биосоциального существа: 1) представитель биологического вида, 2) носитель нервно-психической организации, 3) продукт внешней среды.

В качестве системообразующего кирпичика целостности учения о человеке В.М. Бехтерев выделял нервно-мозговую сферу. Неврологический подход при разработке направлений и областей человекознания заключался в признании основополагающей роли мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и возможной регуляции его взаимоотношений с внешней социальной средой. Бехтерев утверждал: «Индивидуальный опыт человека, богатство знаний и переживаний, накопленных им в процессе жизнедеятельности, являются той внутренней средой, которой опосредуются все внешние воздействия» [3, с. 19].

Развитие и совершенствование личности не завершается после получения высшего образования, окончательное завершение развитие личности создается специальными условиями окружающей среды. Все это актуализирует вопрос о взаимоотношении личности и социальной среды, в которой проявляет себя личность. В этой связи хотелось бы определить два понятия – личность и индивид, одновременно отрицая их тождество и указывая на их единство. А.Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается, сущность личности в «эфире» этих отношений <…>. Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [4, с. 385].

Многие ученые, исследующие отличительные признаки личности, рассматривали ее как выражение гармонии и единства психических отправлений. В.М. Бехтерев считал это верным, но добавлял: «кроме объединяющего начала под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека» [3, с. 99]. И далее: «кроме внутреннего объединения и координации личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий» [3, с. 99]. Таким образом, в определении личности В.М. Бехтерев отметил как субъективную, так и объективную сторону личности.

Ученый отметил ряд физических условий, от которых зависит полноценное развитие личности: 1) природа организма и его антропологические особенности, 2) биологический фактор, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма, 3) неблагоприятные экономические условия, приводящие к физическому ослаблению организма, 4) негигиенические условия труда, переутомление, отсутствие отдыха пагубно отражается на развитии личности, 5) «интеллектуальные яды» (алкоголь, опий, морфий, эфир и др.) – хронические отравления, в первую очередь алкоголизм, поражающий мозг человека (притупленное восприятие, пониженная нравственность, ослабленная воля – эти особенности характеризуют упадок личности), 6) воспитание и образование личности: загромождение головы ненужными знаниями, отсутствие их критического осмысления, подавление всякого проблеска инициативы и самостоятельности в учениках, – все это убивает в учениках и учителях любовь к знаниям и уменье самостоятельно мыслить, 7) отсутствие общественной деятельности приводит к недостаточному развитию личности, 8) отсутствие правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления, проявляющееся в праздности и бездеятельности [3, с. 112–121].

Эффективность социализации подрастающего поколения россиян и всестороннее развитие личности каждого индивида во многом зависят от своевременности принятия мер профилактики алкоголизма и наркомании. «Личность – это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующая индивида как члена того или иного общества или общности. Другими словами, для становления и проявления личностных качеств существенное значение имеет социум» [5, с. 21]. Развитие гармоничной личности в процессе социализации индивида состоит в формировании человека, осознающего ответственность за свою судьбу и судьбу Родины; занимающегося созидательной деятельностью и совершающего поступки, нацеленные на благо других; обладающего самостоятельностью и автономностью в принятии решений, основанных на рациональных мотивах и этико-правовых нормах, бытующих в обществе. В процессе профилактической работы у индивида следует формировать необходимые для ведения здорового образа жизни личностные качества: степень волевой регуляции поведения, использование правовых и нравственных оснований, этических норм, мировоззренческих установок, доминант мышления и социальных интересов при выборе вектора деятельности и системы поступков.

Приоритет гедонических ценностей является основой искаженного поведения большинства индивидов в современном мире и обладает разрушительной силой воздействия на организм отдельного человека, угрожает жизнеспособности нации и консолидации общества. Гедонический эффект наркотиков многократно превосходит любое приятное ощущение, которое человек способен получить естественным путем. Установка индивида «в жизни все нужно испробовать» таит в себе скрытую угрозу, поскольку связана с любопытством индивида, которое, в большинстве случаев, является следствием его невежества или глупой «отваги» и может привести к трагическим последствиям. Наркоманию следует рассматривать с точки зрения девиантного поведения индивида, учитывая при этом процессы, происходящие в его головном мозге и центральной нервной системе, где прослеживается определенная последовательность событий: 1) первая проба вещества, 2) первый гедонический эффект, 3) первая мысль «хотелось бы еще раз», 4) систематический прием, 5) первая «ломка», 6) постепенно формирующаяся убежденность в невозможности жизни без наркотиков. Таким образом, со временем некое вещество становится для индивида «дороже жизни», что в целом не служит укреплению его здоровья и сохранению жизни, не приводит его к успешному выполнению своих биологических и социальных функций.

У человека, употребляющего наркотики, нарушается привычная большинству людей иерархия потребностей. Доминанта – как функциональный орган центральной нервной системы – выполняет две главные функции: выстраивает иерархию потребностей индивида и мобилизует все ресурсы психики и организма человека для обеспечения удовлетворения каждой потребности, когда наступит ее очередь. У сложных потребностей доминанта может существовать от череды месяцев до нескольких лет. Доминанта наркомана сопряжена с получением удовлетворения от поиска дозы и приема наркогенного вещества, что не требует продолжительных усилий для реализации этой потребности, здесь не нужно «накапливать» энергию, достаточно одномоментного «выброса».

Доминанта в диапазоне своего действия представляет комплекс определенных симптомов во всем организме – в мышцах, секреторной работе и сосудистой деятельности. В процессе возобновления прежде пережитой доминанты кора детально восстанавливает в организме весь комплекс центральных, мышечных, выделительных и сосудистых явлений. Доминантный очаг возбуждения появляется в разнообразных этажах головного и спинного мозга человека, реализующего свою потребность в получении удовольствия от интоксикации организма, что может способствовать обострению имеющихся у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Актуальные вопросы профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний изложены в ряде опубликованных работ [6-16].

В записях дневника А.А. Ухтомского можно найти рецепты по выработке миросозерцания: «…надо понять, что разделение “души” и “тела” имеет лишь исторические основания, что дело “души” – выработка миросозерцания – не может обойтись без знания “тела” и что физиологию надлежит положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле)». Эта мысль указывает на необходимость разработки междисциплинарных исследований человека, тем более, когда речь идет о профилактике алкоголизма и наркомании посредством формирования у детей и молодежи стремления вести здоровый образ жизни.

На современном этапе развития системы образования актуализируется вопрос необходимости применения доминантного подхода при рассмотрении нравственных вопросов, «оправдания добра» физиологией. Проблему духовно-нравственного кризиса личности и общества можно решить, проработав пути выхода из него. Поможет в этом комплексное изучение наследия А.А. Ухтомского и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы). Проблема гуманитаризации науки также представляет актуальность, поэтому государство должно всячески стимулировать процессы интеграции знаний и создавать условия для развития комплексных междисциплинарных исследований человека [17, 18]. Принцип доминанты, открытый А.А. Ухтомским, указывает на возможность механического характера рецидива алкоголизма, наркомании и курения. Ученый подчеркивал: «След однажды пережитой доминанты, а то и вся доминанта могут быть частично вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным» [19, с. 32]. Этот факт необходимо учитывать при разработке комплексных программ, ориентированных на профилактику и лечение алкоголизма и наркомании.

Снижения медико-демографических и социально-экономических потерь – как последствий злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами – можно достичь посредством разработки комплекса мер для популяризации здорового образа жизни и формирования доминанты «на лицо другого человека». На федеральном и региональных уровнях необходимо: 1) создать организационно-технологические механизмы по оптимизации уже имеющегося положительного опыта профилактической работы в рамках антиалкогольной и антинаркотической пропаганды среди подростков и молодежи; 2) разработать методологические и этико-правовые основы эффективности оказания наркологической медицинской помощи; 3) применить комплексный и междисциплинарный подходы к созданию единого информационно-коммуникативного реально-виртуального пространства для просветительской деятельности субъектов и мотивирования объектов всех уровней профилактики.

В этом контексте Ш.И. Спектор пишет: «На основе межведомственного подхода, при ведущей роли служб здравоохранения, разрабатывая областные и муниципальные целевые программы, и комплекс мероприятий информационного, воспитательного и образовательного характера для населения и развивая службы социально-психологической помощи населению, вторичную профилактику в группах повышенного риска наркологических заболеваний, можно добиться не только стабилизации показателей, но и снижения количества лиц, страдающих наркоманиями» [20, с. 44].

Ростовские ученые (Бухановский А.О., Мадорский В.В., Солдаткин В.А., Бухановская О.А., Стрюков А.Н.) разработали интересный способ лечения алкоголизма и наркомании. Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии-наркологии, и может быть использовано в комплексном лечении алкоголизма и/или наркомании. Применяют клинический, экспериментально-психологический, нейровизуализационный и электрофизиологический методы. В зависимости от результатов обследования назначают психофармакотерапию: применяют нормотимики, антидепрессанты, атипичные нейролептики, комплексную терапию по Г.Н. Крыжановскому; психотерапию, которая начинается после этапа детоксикации и включает методику похорон смерти, предусматривающую необходимость выкапывания могилы полного профиля: 2 м в длину, 2 м в глубину и 70 см в ширину. Выкопав могилу, пациент должен 15 минут побыть в могиле сам, чтобы представить, как плохо и одиноко будет здесь смерти, как на нее будет давить масса земли сверху, как будет мучить ее невозможность выбраться. Затем пациент должен взять дозу употребляемого наркотика, написать на ней: Моя смерть, и с соблюдением всех похоронных ритуалов закопать. В дальнейшем обязательным является длительное, не менее 3 лет, динамическое наблюдение за наличием следов наркотиков в анализах мочи при наркомании. После каждого срыва больной выкапывает очередную могилу, на полметра глубже предыдущей. Все процедуры проходят под контролем членов семьи, каждый из них ответственен и контролирует выполнение больным взятых на себя обязательств. Способ позволяет увеличить эффективность лечебно-профилактических мероприятий, существенно снизить риск криминогенности и виктимности и позволяет успешно осуществить индивидуализированную патогенетически ориентированную терапию зависимости [21]. Человеку нужно научиться говорить твердое «нет» всем своим пагубным привычкам и подтверждать свои слова делом, чтобы не пришлось доходить до таких крайностей, как применение клинического, экспериментально-психологического, нейровизуализационного и электрофизиологического методов лечения алкоголизма и/или наркомании.

Проблема стремительной алкоголизации и наркотизации общества интересует исследователей из разных областей научного знания, но все они единодушны в том, что профилактика является самым действенным средством борьбы с этим злом. В этом контексте Н.А. Сартаева главную роль отводит формированию у населения наркотического иммунитета – способности человека противостоять любым незаконным действиям с наркотиками (потребление, распространение и т.д.), основанной на социальном контроле (механизме поддержания общественного порядка) и самоконтроле (внутреннем контроле, согласованном с общепринятыми нормами). По мнению автора, признаками выработки наркотического иммунитета у человека являются: отсутствие у него опыта потребления наркотиков; наличие юридической информированности, соответствующей действующему законодательству, и общих знаний о наркотиках, последствиях их немедицинского потребления; присутствие внутреннего регулятора юридически значимого поведения; ярко выраженное негативное отношение к наркотикам [22, с. 124]. Таким образом, высокий уровень правосознания народа можно считать залогом эффективной профилактической работы по борьбе с проявлениями алкоголизма и наркомании в российском обществе.

А.А. Новгородский считает, что комплексная система наркобезопасности Российской Федерации должна включать: 1). Правовое регулирование оборота наркотических средств, участие в деятельности международных организаций, совершенствование антинаркотического законодательства; 2). Профилактическую и информационно-пропагандистскую работу, следствием которой должно стать формирование у населения наркотического иммунитета; 3). Лечение, медицинскую и социальную реабилитацию наркомана; 4). Проведение научных исследований в области наркобезопасности и наркологии, подготовку специальных кадров [23, с. 104-106].

В деле профилактики наркомании социологи отмечают основные подходы, основанные на: 1) распространении информации о наркотиках, 2) аффективном (эмоциональном) обучении, 3) роли социальных факторов, 4) формировании жизненных навыков, 5) альтернативной деятельности, 6) укреплении здоровья [24, с. 147-149]. В широком смысле профилактика наркомании имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением наркотических веществ, и разделяется на три этапа:

1). Первичная профилактика, направленная на выработку наркотического иммунитета;

2). Вторичная профилактика, направленная на раннее выявление злоупотребления наркотиками;

3). Третичная профилактика, направленная на лечение людей, в полной мере зависимых от наркотиков, и дальнейшую их реабилитацию.

В контексте данной статье хотелось бы остановиться на первичной профилактике, поскольку она менее всего проработана с точки зрения междисциплинарных исследований. В процессе разработки единых критериев мониторинга эффективности мероприятий противоалкогольной и противонаркотической направленности необходимо применить междисциплинарный подход. Профилактические акции в образовательных учреждениях страны должны носить системный характер и быть не декларативными, а деятельными. В ходе внедрения федеральной и региональных программ по формированию у подростков и молодежи доминант здорового образа жизни синтез естественнонаучного, гуманитарного и технического знания позволит преодолеть дуализм социального и биологического, психического и физического, психического и физиологического.

М.И. Нажева убеждена, что фундамент развития страны на долгосрочную перспективу заложен в здоровьесберегающем факторе человеческого ресурса: «Педагогический мониторинг является важным инструментом определения качества физического и патриотического воспитания студентов-медиков. В современном обществе весьма актуально моделирование проблемных ситуаций, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся и достижение ими высокого уровня психоэмоциональной устойчивости» [25].

Большой потенциал для формирования у подростков и молодежи доминант здорового образа жизни заложен в образовательной среде медицинского вуза, где созданы условия для разработки и внедрения междисциплинарных исследований и комплексных программ. Одной из задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО является формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни. Это подразумевает: 1) модернизацию системы физического воспитания и систем развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов; 2) наличие строгого медицинского контроля в процессе подготовки к выполнению и непосредственному выполнению установленных нормативов ГТО, а также создание личностно-развивающей среды для эффективности духовно-нравственной, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы [26].

Внедрение физкультурно-спортивного комплекса ГТО, гуманизация и индивидуализация учебного процесса медицинского вуза оправданы востребованностью развития творческих и интеллектуальных способностей студентов, необходимых в деятельности инновационного характера. По мнению М.И. Нажевой, в педпроцессе медицинского вуза важно задействовать механизмы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний: интенсивно-подвижный и здоровый образ жизни, соблюдение баланса между физическими и нервно-психическими нагрузками [9].

В ходе реализации федеральных и региональных моделей профилактики алкоголизма и наркомании необходимо выработать единые подходы к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования. Это возможно при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.

На данный момент педагогическими работниками РостГМУ разработан богатый научно-методический материал по созданию условий для полноценного развития личности обучающихся – до поступления в медицинский вуз, во время учебы в нем и после окончания. В своих исследованиях авторы делают акцент на едином развивающем пространстве медицинского вуза, формирующем потребность введения здорового образа жизни у российских и иностранных студентов [27-39].

Факультет  довузовского  образования  РостГМУ осуществляет  комплексную  систему  обучения  и  воспитания обучающихся, ориентированную на разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота [40]. Ю.А. Сидоренко, Л.А. Якименко и З.Е. Аветисян отмечают: «В широком плане развитие довузовского образо­вания должно основываться не только на представ­лении о нем как о производителе образовательных и иных услуг, его необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий. В учебно-образовательном процессе должны реализоваться не столько отношения «производитель – потребитель услуги», сколько отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компе­тентности участников как активных членов общества, а также широкий спектр общественно-значимых интеллектуальных про­дуктов и воздействий» [41].

В.Н. Власова и А.С. Сорокина, изучая проблемы образовательной среды высшего и постдипломного образования, пришли к выводу: «…ни наука, ни общество, которому она служит, до сих пор не выработали единого консолидированного представления о ценностном отношении к образу жизни как важнейшему фактору и национального, и личного здоровья. Здесь усилиями отдельных ученых не обойтись. Требуется государственная воля, выражаемая программой в виде национального проекта, и встречное движение общества с его огромным гражданским потенциалом» [42, с. 138].

На данный момент лидерами в антинаркотической (профилактической, лечебной, реабилитационной) работе являются представители правоохранительных органов и медицинского сообщества, волонтеры и духовенство РПЦ. Система российского образования и СМИ полноценно в работу еще не включились. К сожалению, антинаркотическая работа в образовательных учреждениях страны ведется по большей части на интуитивном уровне и держится исключительно на энтузиастах. Единой межведомственной программы антинаркотического воспитания в стране нет, четких критериев и подходов к профессиональной доподготовке специалистов систем здравоохранения и образования пока не разработано.

Безусловно, основы правосознания народа и доминанты здорового образа жизни закладываются в семье, но в эпоху кризиса семейных ценностей большая часть воспитательных функций ложится на систему образования, которая посредством СМИ имеет возможность формировать у населения страны социально востребованные образцы поведения, охватывая как можно большее количество россиян. Профилактика наркотизма будет эффективной благодаря разработке программ предупреждения и преодоления наркотизации подростков и молодежи с учетом особенностей разных возрастных групп; гендерных, этнокультурных и профессиональных различий. Успеха в этом деле можно достичь при условии соблюдения принципа преемственности между всеми уровнями профилактики и осуществления межведомственного взаимодействия на основе информационно-аналитического обеспечения контроля качества и эффективности внедрения комплексных программ.


Библиографический список
  1. Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 22.03.2016).
  2. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Наркотизм (природа и преодоление): Учеб. пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 432 с.
  3. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Кольцовой – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
  5. Руководство по аддиктологии / Под ред. Проф. В.Д. Менделевича. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
  6. Агапкина Ю.В. Полиморфные маркеры G(-455)A гена FGB и C(-1654)Tгена PROC и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших острый коронар­ный синдром / Ю.В. Агапкина и др. // Молекулярная биология. – 2010. – Т. 44. – № 5. – С. 613–619.
  7. Джанашия П.Х., Шевченко Н.М., Шлык С.В. Нарушения ритма сердца // Москва: Изд-во «Оверлей», 2006. – 320 с.
  8. Благодатских К.А., Никитин А.Г., Пушков А.А., и соавт. Полиморфные маркеры G2667C, G3014A, C3872T, A5237G гена CRP и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших обострение ишемической болезни сердца. Медицинская генетика. – 2011. – № 4 (106). – С. 3-9.
  9. Нажева М.И. Актуальные вопросы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  10. Кастанаян А.А., Хагуш А.К., Железняк Е.И., Демидов И.А., Нажева М.И. Взаимосвязь вариабельности артериального давления у больных артериальной гипертензией пожилого возраста с развитием почечной дисфункции // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1847–1851.
  11. Нажева М.И. Роль тромбоцитарно-мегакриоцитарных нарушений гемостаза в патогенезе геморрагических расстройств при первичной миелопоэтической дисплазии. Автореф. дисс.. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. – 20 с.
  12. Омилаенко Н.В., Воробьев С.В., Нажева М.И., Демидов И.А. Эффективность терапии, основанной на применении сверхмалых доз антител к C-концевому фрагменту бета-субъединицы рецептора инсулина и антител к эндотелиальной NO-систазе, у больных неалкогольной жировой болезнью печени на фоне сахарного диабета 2 типа // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1888–1892.
  13. Рыжков С.В., Нажева М.И., Заболотняя Е.В., Жилина Е.Б., Алехина М.А., Курбатова Э.В., Демидова А.А. Тромбоэластография в практике гемостазиолога при мониторинге беременных женщин с нарушениями гемостаза // Уральский медицинский журнал. – 2015. – № 1 (124). – С. 64–67.
  14. Осипов Е.В., Ануфриев И.И., Затонский С.А., Нажева М.И. Изменение морфофункционального состояния левого желудочка у пациентов с артериальной гипертензией и нарушением диастолической функции на фоне длительной терапии эпросартаном // Медицинский вестник Юга России. – 2010. – № 1. – С. 44–47.
  15. Нажева М.И., Демидов И.А. Диагностическое значение определения базовых концентраций C-реактивного белка и интерлейкина-6 в крови для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Медицинский вестник Юга России. – 2015. – № 3. – С. 86–91.
  16. Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
  17. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  18. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодёжи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  19. Ухтомский А.А. Доминанта. – СПб.: Питер, 2002. – 448с.
  20. Спектор Ш.И. Научное обоснование системы комплексной профилактики наркомании и алкоголизма в субъекте Федерации: Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.м.н. – М., 2008. – 44 с.
  21. RU 2389515 C1, 02.12.2008.
  22. Сартаева Н.А. Наркотизм: социально-правовой аспект // Государство и право. – 2003. – № 2. – С. 124.
  23. Новгородский А.А. проблема наркобезопасности современного российского общества. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2005. – 120 с.
  24. Лисовский В.Т., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001. – С. 147-149.
  25. Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 г. Москва «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://rg.ru/2014/06/18/gto-dok.html (дата обращения 19.03.2016).
  27. Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
  28. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
  29. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  30. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  31. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  32. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  33. Шаповал Г.Н. Повседневная практика как один из механизмов приспособления иностранных студентов к российской действительности //  Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. 2014. – № 2. – С. 157-158.
  34. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  35. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //  Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
  36. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  37. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169–170.
  38. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
  39. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  40. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58).
  41. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58).
  42. Сорокина А.С., Власова В.Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации. – 2014. – № 6 (38). – С. 134-140.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация