В последние годы заметна тенденция развития сферы начального образования с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Современные школы оснащены компьютерной техникой, мобильными классами, интерактивными досками, электронными образовательными ресурсами и др., позволяющими совершенствовать учебный процесс и активизировать познавательную деятельность обучающихся, цель которой – повышение качества обучения и достижение высоких образовательных результатов [1]. Данные средства являются интерактивными средствами наглядности и особую роль играют в художественном образовании, так как позволяют реализовать активное обучение, с помощью создания дидактических условий осмысленности при обучении, включения в обучение учащихся на уровне их интеллектуальной и личностной активности [2, 3]. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечена особая роль художественного образования в преодолении существующих негативных тенденций и формирования «творческой социально-ответственной личности» [4], где важнейшими проблемами становятся: социальная адаптация учащихся и развитие их творческой личности, что является невозможным без основ художественного образования [5].
Особую актуальность приобретает проблема развития цветовой культуры у учащихся начальных классов, в частности – цветовосприятия [6]. Потому что, школьники данной возрастной категории отличаются индивидуальной психофизиологической особенностью восприятия цвета, которую позволяет оптимально развивать художественное образование, так как это поможет обеспечить успех в развитии их творческих способностей, стремления к красоте и эстетический вкус [5, 6]. Необходимость художественного цветового воспитания отмечали Комарова Т.С., Копцева Т.А., Кузин В.С., Неменский Б.М., Полуянов Ю.А, Савенкова Л.Г., Сокольникова Н.М., Сурина М.О., Шпикалова Т.Я., Юсов Б.П. и др. В современных программах образовательной области «Искусство» уделяется особое внимание развитию цветовосприятия младших школьников [7, 8, 9], где многие психологи и педагоги обращают особое внимание на: определенное количество цветов и оттенков, а так же различных цветовых сочетаний; гармоничность (эстетические критерии красоты); эмоциональность (особую выразительность);неординарность (должны отсутствовать изобразительные шаблоны, штампы) в работах младших щкольников [10].
Развитие цветовосприятия и дифференциации цветовых тонов наиболее эффективно происходит во время игры. При организации различных видов деятельности учащихся, таких как декорирование и художественное конструирование; знакомство с окружающей средой и с произведениями изобразительного искусства, такими как иллюстрации в книгах, изделия декоративно-прикладного творчества и др. [11]. Важную роль тут играет детская сказочная литература и иллюстрации в книгах.
Иллюстрации детских книг имеют свою историю развития, их взаимная связь с литературными текстами создает неповторимый синтез, называемый детская книга, и оставляющий в памяти ребенка особые впечатления, которые он будет помнить всю жизнь. Вопросы детской книжной иллюстрации исследовались в трудах Гончаровой А.Д., Кирилловой О.С., Ляховой В.Н., Сидорова А.А., Фаворского В.А. и др. [12, 13].
Анализ научно-педагогической литературы по развитию цветовосприятия у младших школьников и существующей педагогической практики показал, что одним из средств развития цветовосприятия может являться процесс иллюстрирования. И наиболее эффективна его особая часть – иллюстрирование народных сказок, которое на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста.
Сказки являются одним из основных жанров литературы для детей. Никифоров А.И. называл сказки для детей – педагогическими сказками, выражая этим мнение большинства педагогов о специфичности направления детской литературы, которая решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Иллюстрирование сказок на уроках помогает младшим школьникам быть художественно и творчески активными, применять на практике знания, умения и навыки, полученные в процессе выполнения заданий по рисованию с натуры. Создание иллюстрации к сказкам развивает у учащихся образное мышление в процессе создания художественных образов. Для этого учителю необходимо: организовать работу по развитию наблюдательности и зрительной памяти учащихся, включать их в процесс работы над композицией, рисования с натуры и по памяти. Для организации подобной работы на уроке учителю перед иллюстрированием важно подобрать задания и упражнения на рисование с натуры. На уроке необходимо использовать наглядные пособия с иллюстрациями известных художников, на которых имеются изображения: героев русских народных сказок и их костюмов, предметов утвари и быта, природы и сказочных животных [14]. Учителю нужно обращать внимание учащихся на изобразительно-выразительные средства используемые художниками при передаче цветовой условности, яркости красок, плоскостности изображения, орнаментальности одежды, того как используются контурные линии, декор и др.
Рисование иллюстраций к сказкам позволяет дать маленькому художнику особую подготовку не только в технике рисования, но и развивать у учащихся цветовосприятие, образное мышление, наблюдательность, зрительную память и др. Особую роль при этом играет использование наглядных пособий с иллюстрациями известных художников-иллюстраторов, выполнение упражнений и обсуждение того, как художник в иллюстрации передает: сказочные события; чувства главных героев (радость, испуг, удивление и др.); окружающие предметы и др.
Для организации деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства при иллюстрировании русских народных сказок с использованием интерактивных наглядных пособий, которые бы позволяли в комплексе использовать наглядность (иллюстрации художников, картины, фотограции и др.) и практические задания и упражнения, наиболее эффективно применять интерактивные мультимедийные плакаты, являющиеся наглядными дидактическими пособиями нового поколения [3, 15, 16]. Интерактивные мультимедийные плакаты помогают учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся посредством использования различных видов обратной связи [17] и представляют тем самым, на наш взгляд, особый интерес. По сравнению с обычными полиграфическими изданиями (Г.О.Аствацатуров, Т.В.Минькович, В.Э.Штейнберг и др.), данные средства являются современным многофункциональным средством обучения и обеспечивают при максимальной визуализации учебной информации многоуровневую работу с ней на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля [15]. Интерактивные плакаты можно использовать как на интерактивной доске при фронтальной работе, так и для индивидуальной работы учащихся. Интерактивные плакаты позволяют учителю не только демонстрировать учащимся красочные иллюстрации, но и увеличивать отдельные их части, переключаться к вопросам, интерактивным тренажерам, заданиям и т.д. Все это позволяет инициировать новые формы деятельности учащихся – включать их в дискуссии, обсуждение проблемных и спорных вопросов, ориентированных на развитие цветовосприятия, а также образного мышления и интеллекта учащихся, на самостоятельное извлечение и представление знания [15].
В структуре интерактивных плакатов, как правило, имеются слайды первого плана и подчиненные ему сцены. Отдельные части плаката первого плана содержат своего рода «меню», дающее возможность получить начальное представление об общем содержании и смысле представленного информационного блока в плакате, с которого удобно помощью управляющих элементов перейти к подчиненным ему сценам [1, 15].
Далее рассмотрим пример интерактивного плаката «Иллюстраторы русских народных сказок» позволяющий управлять познавательной деятельностью учащихся, направленной на развитие цветовосприятия.
Данный плакат разработан нами с помощью MS PowerPoint [16, 18, 19]. Инструменты программы PowerPoint, позволяют создавать качественные интерактивные мультимедийные плакаты, в которых имеется возможность вносить изменения и дополнения, включать и выключать разъясняющую информацию, а также создавать: пометки поверх учебного материала, иллюстрированные опорные конспекты, многоуровневые интерактивные задания и набор иллюстраций (рисунки, анимации, видеофрагменты и др.) [18, 19]. При создании слайдов плаката использовались триггеры, гиперссылки, прозрачные слои слайда, управляющие элементы и встроенный в программу графический редактор [15, 16].
На рисунке 1 представлен слайд первого плана, с изображениями художников иллюстраторов, при выборе которых можно в любой момент перейти, к слайдам следующих планов.
На слайдах второго плана используется хорошо описанный Аствацатуровым Г.О. прием «интерактивная лента» [20]. На слайде размещены друг за другом несколько объединенных по темам информационных блоков (информация о художнике-иллюстраторе и набор иллюстраций в любом необходимом учителю количестве). Набор иллюстраций мы можем пролистывать в ленте нажатием управляющей кнопки, можем щелчком кнопки мыши по одной из иллюстраций в блоке перейти к более подробной информации о ней, увеличить ее части, чтобы привлечь внимание школьников к ее деталям, переключиться к слайдам третьего плана с вопросами, тренажерами и заданиями. В любой момент учитель может вернуться на слайд с интерактивной лентой или на слайд первого плана (рис. 2).
Чтобы обсудить с учащимися то, как художник в иллюстрации передал сказочные события, чувства главных героев, окружающие предметы и т.д. можно в процессе работы с интерактивной лентой и деталями рисунка переключаться к вопросам для обсуждения (рис.3) или интерактивным упражнениям.
На рисунке 4 представлен пример слайдов третьего плана с тренажером в динамике работы.
При создании данного тренажера были использованы триггеры. На слайде изначально размещены: вопрос и управляющая кнопка для выбора ответа. Затем, на этом же слайде, добавляются подсказки, смайлики и указания для дальнейшей работы. Эффекты анимации и триггеры настраиваются так, чтобы все дополнительные объекты появлялись на слайде во время работы с тренажером в соответствии с действиями учащихся.
Особо отметим использование вопросов и тренажеров в интерактивном плакате для осуществления входного, оперативного и итогового контроля знаний учащихся при интеграции компьютерных и мобильных технологий. Например, на слайдах плаката можно выводить вопросы учащимся, на которые они отвечают подняв карточку с QR-кодом, учитель с использованием своего смартфона или планшета сканирует ответы, с помощью интернет-сервиса Plickers [21], а затем данные задания выполняются с учащимися либо фронтально на интерактивной доске, либо самостоятельно с использованием мобильного класса.
В заключении сделаем вывод, что для эффективного развития цветовосприятия учащихся начальной школы, являющимся одним из важнейших направлений формирования личности младшего школьника, необходимо выполнять на уроках изобразительного искусства следующие педагогические условия: систематически применять упражнения по развитию цветовосприятия и использовать в интерактивном режиме наглядные пособия, в частности интерактивные мультимедийные плакаты.
Библиографический список
- Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности в мультимедийной дидактике // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 83-88.
- Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Борисова Н.В. Формирование готовности педагога к использованию интерактивных средств обучения как важнейшей составляющей его информационной компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2 (33). С. 136-141.
- Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средство управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 67-75. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 (дата обращения: 19.10.2016).
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
- Литвинова О. В. Развитие цветовосприятия детей в процессе знакомства с произведениями прикладного искусства // Интернет-журнал «Науковедение» Выпуск 6 (25). 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/11PVN614.pdf (дата обращения: 20.09.2016).
- Домбек С.О. К вопросу об ассоциативном восприятии цвета дошкольниками и младшими школьниками // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2016. Т. 2. С. 261-265.
- Пазникова З.И. Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 115-119.
- Сизова А.В. Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы : Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва. 2001. 217 c.
- Шауро Г.Ф. Народное искусство: историко-теоретические и социокультурные аспекты // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2008. – № 14. – С. 50-55.
- Бубнова М. В. Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках. // Искусство в школе. – 2010. – № 6. – С. 52-54.
- Ловкова Е.Е. Развитие цветовосприятия в методике развития творческих способностей учащихся // Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС. Выпуск 9: сборник материалов / Под ред. П.М.Горева, В.В.Утёмова; научный ред. М.М.Зиновкина // Концепт. –Приложение No 28.–Киров: МЦИТО. 2014.–150с.
- Кириллова О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей: методический аспект [Электронный ресурс]: учебное пособие / Кириллова О.С. – Электрон. текстовые данные. – Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016.- 173 c. – Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/44319. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
- Смирнова Н.Б. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С. 101-103.
- Баженова Е. Рисуем Сказку // Искусство. №19. 2008. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art.1september.ru/view_article.php?id=200801903 (дата обращения: 05.10.2016).
- Полякова В.А. Использование интерактивных плакатов на уроках изобразительного искусства // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 3-8. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6376 (дата обращения: 20.11.2016).
- Куликова Н.Ю. Методические особенности создания интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов для уроков информатики [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Куликова Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2016.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40728.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.
- Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики // Информатика и образование. 2013. № 2 (241). С. 76-78.
- Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. // Педагогическая информатика.-2012.-№ 1.
- Куликова Н.Ю. Учебный курс “Разработка электронных образовательных ресурсов” // В сборнике: Информационные технологии в образовании XXI века Сборник научных трудов. 2013. С. 279-283.
- Аствацатуров Г.О. Интерактивная лента [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-konstruirovaniya-interaktivnogo-plakata/ (дата обращения: 20.11.2016).
- Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-5 (49). С. 41-47. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 20.11.2016).