УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Куликова Наталья Юрьевна1, Кобзева Виктория Александровна2
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и информатизации образования
2Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы применения мобильных технологий для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся. Обсуждаются ключевые понятия — обратная связь, оперативный контроль знаний, тестирование. В статье описаны основные возможности технических устройств, компьютерных программ и мобильных приложений для организации и проведения тестирования.

Ключевые слова: информатизация образования, контроль знаний, мобильные технологии, тестирование


THE USE OF MOBILE APPLICATIONS FOR ORGANIZATION AND CONDUCTION OF FORMATIVE ASSESSMENT OF STUDENTS' KNOWLEDGE

Kulikova Nataliya Urievna1, Kobzeva Viktoriya Alexandrovna2
1Volgograd State Social-Pedagogical University, Candidate of Science (Pedagogics), Senior Lecturer of the Chair of Computer Science and computer studies teaching
2Volgograd State Social-Pedagogical University

Abstract
The article discusses the use of mobile technology to organize and conduct operational control of students' knowledge. We discuss the key concepts - feedback, operational control of knowledge testing. The article describes the main features of technical devices, computer software and mobile application for organizing and conducting the test.

Keywords: informational support of education, knowledge control, mobile technology., testing


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174 (дата обращения: 02.06.2017).

Интенсивные процессы информатизации общества привели к массовому оснащению образовательных учреждений средствами информационных и коммуникационных технологий. Данные средства превратились в новые педагогические инструменты, позволяющие помочь в решении проблемы снижения качества обучения, являющейся одной из основных проблем современного образования. Как показывает практика, оснащение образовательных учреждений техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения не дает ощутимых результатов [3].

Важную роль в повышении качества обучения играет систематический и оперативный контроль знаний обучающихся, который является обязательным этапом учебного процесса. Контроль выполняет функции управления процессом усвоения знаний, мотивации и формирования познавательного интереса, что возможно при соблюдении требований объективности, открытости, системности и оперативности [1]. Эффективность контроля знаний зависит от регулярности и систематичности его проведения. Оперативный контроль является основным инструментом управления познавательной деятельностью обучающихся, он позволяет формировать у обучающихся важное понимание необходимости сопровождения любого обучения проверкой, которую необходимо проводить регулярно.

Далее мы рассмотрим возможности современных технических и программных средств, а также средств, предоставляемых сетью Интернет для мобильных приложений при организации и проведении текущего (оперативного) контроля.

Сегодня в образовании наиболее распространен метод тестирования, который в широком смысле, как отмечают многие исследователи, включает в себя тестовые методы, результаты тестирования и интерпретацию результатов тестирования [4].

Вопросами тестовой теории и ее практического применения занимались Аванесов B.C., Б. Блум. С.И. Григорьев, Беспалько В.П., А.Н. Майоров, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, А.О. Татура и многие другие. В.С. Аванесов и В.А. Углев выделяют два основных и наиболее часто используемых на практике подхода к тестированию: текущий контроль и итоговый контроль [7]. При этом они отмечают большой обучающий потенциал текущего контроля, который имеет непосредственное воздействие на качество обучения за счет его оперативности.

При использовании некомпьютерных форм тестирования в виде специальных бланков для обучающихся с тестовыми заданиями, осуществление постоянного оперативного контроля достаточно трудоемко и связано с определенными трудностями, например, недостатком времени у учителя на регулярную проверку результатов тестирования и др.

Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют учителям использовать технические устройства и компьютерные программы для формирования тестовых заданий для каждого обучающегося, организации и проведения тестирования, выведения на экран или печати результатов тестирования и интерпретации их.

Все большее распространение получают средства и комплексы оперативного контроля, позволяющие автоматически собирать ответы обучающихся, которые те вводят с помощью специальных пультов; анализировать и обрабатывать ответы; ставить оценки; выводить статистику в графическом виде на экран. Данные комплексы имеют определенные недостатки, связанные с необходимостью покупки специализированных аппаратно-программных инструментов, которые имеют достаточно высокую стоимость. К тому же их использование невозможно при отсутствии компьютера.

В настоящее время имеется большое количество тестовых оболочек с различными возможностями, например, программы MyTest, INDIGO, Мастер-Тест, TestMake и множество других. Большой популярностью среди учителей различных предметов для создания собственных электронных образовательных ресурсов, в том числе тренажеров и тестов, пользуется доступный в освоении и обладающий значительным дидактическим потенциалом пакет MS PowerPoint [1, 2]. Данные средства позволяют использовать их интерактивные и мультимедийные возможности, для организации качественной обратной связи.

Рассмотрим далее возможности применения сетевого программного обеспечения, которое развивается в рамках концепции веб 2.0, ориентированной на создание сетевых ресурсов. Данные сетевые ресурсы помогают обеспечить совместное создание пользователями Интернета собственного контента и взаимодействие пользователей с данным контентом и друг с другом [6].

Современные мобильные технологии позволяют обеспечить создание тестов и реализацию оперативного контроля знаний с помощью сетевого программного обеспечения для ноутбуков, планшетов и смартфонов, отметим наиболее распространенные утилиты и сервисы: Quizlet, Kahoot!, Plickers, EasyTestMaker и др. Рассмотрим подробнее интернет-сервис Plickers, который позволяет организовать тестирование при наличии одного смартфона или планшета в классах, где отсутствуют компьютеры и большое количество обучающихся.

Для организации тестирования в Plickers используются QR-коды, которые представляют собой миниатюрный носитель данных в виде двухмерного штрих-кода, содержащего зашифрованную с помощью белых и черных квадратов информацию. Расшифровку информации QR-кодов обычно осуществляют либо с помощью специализированных сканирующих устройств, либо, как в нашем случае, с помощью камеры смартфона или планшета и установленной на него программы для распознавания. Установленная программа при наведении камеры смартфона или планшета позволяет распознать QR-код и выполнить определенные действия, например, запустить интернет-браузер и загрузить нужную пользователю страницу из Интернета или распознать контактные данные, номер телефона, текст, геоданные и т.д.

При использовании QR-кодов, для ввода ответов обучающимся не нужны собственные устройства, достаточно одной карточки для каждого обучающегося, с которой учитель считывает QR-коды с помощью своего смартфона или планшета. На каждой карточке нанесен QR-код для считывания и мелким шрифтом для обучающихся номер карточки и буквы ответов. Карточка у каждого обучающегося своя, универсальная для всех вопросов теста, которую он может поворачивать, чтобы выбрать один из четырех вариантов ответов (рис.1).

Карточка с QR-кодом

Рис.1. Пример Plickers карточки

Набор Plickers карточек с QR-кодами можно скачать с сайта данного сервиса бесплатно и распечатать. Карточки рекомендуется наклеить на более плотную картонную основу, чтобы облегчить процесс сканирования QR-кодов.

Каждому обучающему раздается одна карточка. Карточки учитель может раздавать обучающимся по их номеру в журнале, можно также заранее в приложении создать список класса, и с его помощью узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

После появления на экране или устного озвучивания вопроса обучающиеся поворачивают карточку, таким образом, чтобы вверху была буква правильного ответа (A или B или C или D) и поднимают ее для того, чтобы учитель со своего места мог навести на карточку с QR-кодом камеру и сканировать результаты (рис.2).

Сканирование ответов студентов

Рис. 2. Использование QR-кодов и мобильных приложений при проведении тестирования

Результаты ответов обучающихся сразу появляются экране смартфона или планшета учителя, при желании их можно вывести на большой экран или сохранить для дальнейшей обработки. Причем, в процессе сканирования на экране смартфона, вместе со статистикой ответов рядом с каждой карточкой с QR-кодом появляется номер карточки и буква выбранного ответа (Рис.3). Все изменения в процессе сканирования до его остановки фиксируются в реальном времени на экране смартфона, что дает обучающимся возможность поворачивать вверх карточки с другой буквой ответа. В любой момент времени учитель может сделать скриншот экрана, чтобы зафиксировать любое промежуточное состояние.

Отражение на экране смартфона процесса сканирования QR-кодов

Рис. 3. Пример отражения на экране смартфона ответов обучающихся в процессе сканирования

При использовании Интернет-сервиса Plickers после сканирования QR-кодов с карточек обучающихся информация со сматрфона или планшета передается в облако, где она обрабатывается и сохраняется для дальнейшей обработки учителем. Одновременно можно при наличии компьютера и экрана с проектором (или интерактивной доски) отображать в реальном времени процесс сканирования (видео класса) и результаты тестирования в графическом виде (общей диаграммы со статистикой и отдельно результатов по каждому обучающемуся).

Для организации оперативного контроля с помощью Интернет-сервиса Plickers учителю необходимо установить на смартфон или планшет с камерой (на базе IOS или Android) приложение Plickers (рис.4), создать свой класс.

Мобильное приложение Plickers

Рис. 4. Установка приложения Plickers.

Далее в своем классе требуется составить тестовые задания с использованием четырех вариантов ответов. В данных тестовых заданиях используются задания с закрытой формой, в которых учитель создает само задание и ответы, среди которых один ответ правильный, что позволяет, с одной стороны, охватить большой объем учебного материала, а с другой – снизить затраты на проведение тестирования и проверку его результатов (рис.5).

Создание тестов

Рис. 5. Создание тестов с помощью Plickers

При составлении инструкции обучающимся, целесообразно использовать инструкцию: «Выберите номер правильного ответа», которая должна быть представлена на большом экране вместе с каждым вопросом [5]. Необходимо отметить, что при составлении заданий учителю необходимо учитывать требования законов тестологии. Тест, составленный без учета этих законов, не будет показывать реальное качество знаний учащихся, поэтому, прежде чем начинать техническую реализацию создания тестов, необходимо познакомиться с теорией и методической литературой по их составлению [1, 4, 5].

Подводя итог вышесказанному, отметим, что современные технические и программные средства, а также мобильные приложения, предоставляемые сетью Интернет позволяют осуществить оперативный контроль знаний с минимальными затратами финансов, времени и сил. Данные средства ставят обучающихся в одинаковые условия при проведении тестирования и оценке результатов, при этом оценки результатов не зависят от субъективного мнения учителя. Их использование облегчает выявление уровня качества знаний обучаемых, помогает установить обратную связь с каждым из них, дает возможность оперативно отслеживать и корректировать результаты обучения. Основными достоинствами подобных средств являются доступность, простота в использовании, мобильность и технологичность. Основные недостатки связаны с недостатками тестовых методов проверки знаний, например такими, как формализм, присутствие элемента случайности и др. Но, несмотря на недостатки, опираясь на собственный опыт, можно сказать, что подобные средства, в частности мобильное приложение Plickers, можно рекомендовать к использованию для организации и проведения оперативной проверки знаний обучающихся.


Библиографический список
  1. Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Особенности создания компьютерных тестов средствами PowerPoint для уроков информатики. // Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики: сб. науч. тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. Биробиджан, 20 апр. 2011 / под науч. ред. Р.И. Баженова. – Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2011. – С. 114–118.
  2. Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. // Педагогическая информатика.-2012.-№ 1.
  3. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики. // Информатика и образование. – 2013. – №2 (241) – С. 76-78.
  4. Карпенко А. П., Домников А. С., Белоус В. В. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов. Обзор. // Наука и образование. – 2011. – №4. [Электронный ресурс]. URL: http://technomag.edu.ru/doc/184741.html (дата обращения: 10.03.2015).
  5. Рабинович П.Д. Практикум по системам оперативного контроля знаний: учебно-методическое пособие / П.Д. Рабинович, А.Ю. Квашнин. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. — 124 с.
  6. Сергеев А. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей в контексте обучения в сетевых сообществах Интернета. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки»: научный журнал. – 2010. – №1.
  7. Углев В. А. Модели и методы построения систем обучающего компьютерного тестирования на основе экспертных систем с элементами нечёткой логики: автореф. дис. … к-та тех. наук. – Красноярск, 2010. – 19 с.


Все статьи автора «Куликова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: