Педагогическая деятельность в решении задач педагогического моделирования и сотрудничества [1-2] определяет тенденции и приоритеты в выявлении и оптимизации, решении и детализации решений, непосредственно связанных с качеством развития личности и способностью системы непрерывного образования гарантировать качественное получение образования личности, включенной в систему персонифицированной помощи и поддержки в выборе условий и моделей развития.
В структуре планирования и решения задач профессионально-педагогической деятельности определяющим элементом коррекции и оптимизации возможностей личности педагога является систем принципов педагогической деятельности [3-16].
Педагогическое моделирование [17-27] определяет возможность продуктивного развития личности в системе непрерывного образования, гарантирует качественное выявление и решение задач развития личности в модели непрерывного образования.
Определим систему принципов как продукт развития личности и способов решения задач развития в выделенной плоскости профессионально-трудовых отношений личности в модели развития, социализации, самореализации.
Система принципов педагогического взаимодействия в
уточнении возможностей социализации и самореализации
обучающегося, занимающегося карате (Крестинина Л. В., 2016):
I. Принцип научности в теории и практике социализации, и самореализации обучающегося, занимающегося карате:
• принцип последовательности, системности, систематичности, прочности, объективности в оценке качества решения задач развития личности через карате;
• принцип природосообразности, культуросообразности, возрастосообразности в развитии личности обучающегося, занимающегося карате;
• принцип единства теории и практики в организации педагогической деятельности и смежных с педагогическим общением задач и функций;
• принцип единства воспитания, обучения, образования, самореализации, социализации, развития, адаптации личности;
• принцип учета индивидуальных особенностей обучающегося, специфики и модели нормального распределения способностей и здоровья в выявлении и решении задач развития личности, социализации и самореализации, сотрудничества и общения;
• принцип формирования личности в коллективе и через коллектив;
• принцип формирования и развития всех структур личности обучающегося, включенного в систему занятий карате;
• принцип гармонизации и оптимизации условий развития личности в модели социализации и самореализации;
• принцип доступности, оптимальной сложности и востребованности научного знания в развитии личности;
• принцип ограниченности условий и возможностей развития личности, включенной в определенный вид деятельности;
• принцип формирования личности обучающегося в культуре и через культуру деятельности и общения.
II. Принцип аксиакмепедагогической поддержки личности через систему занятий карате:
• принцип формирования ценностных ориентаций и компетенций у субъектов воспитательно-образовательного пространства, включенных в систему занятий карте в духовно-антропологической, дидактико-гносеологической среды образовательной организации;
• принцип соблюдения этико-правовых основ мультисредового взаимодействия в системе организации полисубъектных отношений и выделения приоритетов в реализации идей гуманизма, демократии и толерантности при целостном развитии личности через карате;
• принцип формирования, детализации, трансформации, реконструкции моделей поведения и взаимоотношений в социуме – в педагогической среде образовательной среды, оказывающей образовательные услуги личности обучающегося, занимающегося карате;
• принцип адекватного отражения объективной действительности, ее проблем, перспектив, нюансов, преобразования социально-педагогических конструктов и методов, средств и форм, фасилитирующих качественное решение задач развития личности;
• принцип «выращивания личности» в культуре педагогической деятельности и мышления;
• принцип концентрации внимания и быстроты оптимизации решений в детализации стратегии поединков, определяемых в структуре учебно-тренировочного процесса (УТП) и на соревнованиях по карате;
• принцип этикета, соблюдения его правил в развитии личности через систему занятий карте;
• принцип формирования духа воина (уверенность, уважение, беспринципность, уравновешенность, непринужденность);
• принцип психологической подготовки личности спортсмена в карате;
• принцип воспитания волевых качеств в карате;
• принцип рационального питания;
• принцип дружбы и товарищества;
• принцип ведущей роли учителя в карате.
III. Принцип формирования потребностей в высоких достижениях и культуре личности в модели развития личности через карате:
• принцип создания условий для формирования потребностей у субъектов воспитательно-образовательных отношений, занимающихся карате;
• принцип оптимизации условий и специфики воспитательного процесса в структуре УТП (карте);
• принцип сознательности и активности в воспитании личности, определяющий при включении воспитанника в значительную деятельность высокие, персонифицированные отношения и продуктивность решения задач саморазвития, самореализации и социализации личности через карате;
• принцип веры в большие человеческие возможности личности (оптимистическая гипотеза);
• принцип социальной значимости всех выполняемых упражнений в карате;
• принцип единства наступательного, контратакующего, оборонительного поединка.
IV. Принцип единства теории и практики в организации учебно-тренировочного процесса в карате:
• принцип интегрированности в организации целостного педагогического процесса, управления им и реконструкции в соответствии с выявленными противоречиями и проблемами организации учебно-тренировочного процесса в карате;
• принцип персонифицированного обучения и развития умений преодоления жизненных трудностей спортсмена через занятие карате;
• принцип этнического и эстетического воспитания, определяемых в модели развития личности конструктами и продуктами становления личности в системе единства физической и духовной культуры;
• принцип влияния занятий карате на телосложение, моторные и духовные свойства личности;
• принцип единства техники физической и волевой подготовленности спортсмена (соревнования по кумите, ката);
• принцип единства маневрирования угрозы, вызова, обмана, опережения в финте (обозначение удара движения руки, туловища, ноги, головы и даже глаза);
• принцип позицирования и оптимизации стратегии в выборе и нахождении своего места на татами;
• принцип контроля положения своего тела с помощью мышечно-двигательных ощущений;
• принцип развития и формирования у обучающегося чувства свободы движений в организации УТП;
• принцип оптимизации и персонификации чувства удара;
• принцип объективизации чувства времени;
•принцип формирования, коррекции и оптимизации внимания как продукта и средства, механизма и условия продуктивного развития личности в карате;
• принцип правильной ориентировки обучающегося на татами;
•принцип объективизации качества решения задач развития личности в модели социализации и самореализации, развития и саморазвития личности в спорте (мышление, речь, двигательная реакция);
• принцип быстроты реакции в решении задач развития обучающегося через карате;
• принцип определения тактики ведения поединка;
• принцип персонифицированной предсоревновательной подготовки;
• принцип моделирования стратегии в карате;
• принцип единства развития всех составных в развитии личности, детерминирующей интеллектуальное, физическое и духовное развитие в модели непрерывного образования и культуры личности.
V. Принцип оптимальной организации общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в карате:
• принцип учета возможностей разностороннего воздействия на органы человека;
• принцип всестороннего гармонического развития функциональных и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости);
• принцип локального воздействия на ту или иную группу мышц, суставов, связок, способствующий развитию необходимого двигательного качества и позволяют успешно исправлять недостатки физического развития;
• принцип принятия научно-технического прогресса и развития физических и других качеств;
• принцип оптимизации техники карате;
• принцип персонификации подбора упражнений в стойках, передвижениях в стойках, ударах, бросках и прочих ката;
• принцип формирования и развития у обучающегося внутренней мотивации;
• принцип оптимальной нагрузки на организм спортсмена, включенного в учебно-тренировочный процесс;
• принцип всестороннего развития личности в карате;
• принцип разнообразия в выборе условий и моделей развития личности в карате;
• принцип индивидуализации учебно-тренировочного процесса в карате в согласованном учета специфики нормального распределения способностей группы обучающихся;
• принцип объективного, своевременного контроля в УТП;
• принцип цикличности в развитии личности через карате;
• принцип оптимизации условий и ресурсов тренировки в карате (упражнения с более слабым партнером; упражнения с равным по силе партнером; упражнения с более сильным партнером; упражнения со сменой партнеров);
• принцип использования технических устройств и тренажеров в тренировочном процессе (упражнения в ударах по мокиваро, упражнения в ударах по боксерскому мешку, упражнения на лапах);
• принцип персонифицированной оптимизации ОФП (сила – физическое качество, выражающееся в способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействие; выносливость – способность продолжительное время поддерживать работоспособность на высоком уровне; гибкость – качество, выражающееся в способности выполнять движения с возможно большей амплитудой; ловкость – физическое качество, выражающееся в способности учеников четко и целесообразно использовать свои возможности).
Выделенная система принципов педагогического взаимодействия в уточнении возможностей социализации и самореализации обучающегося, занимающегося карате, определит будущие педагогические средства решения задач развития в карате и через карате.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Абрамов Е. А. Особенности детерминации практико ориентированной системы принципов воспитания обучающихся // Инструменты и механизмы современного инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Томск, 25 марта 2016 г.) : в 3-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.88-89.
- Антипов С. С. Особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. №3-2. С.16-17.
- Белявская С. М. Принцип историзма в конструктах современной педагогической методологии // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.96-98.
- Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Моделирование системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» и курса «Основы работы вожатого в летнем лагере» // Современная педагогика. 2016. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5927
- Евстафьев Е.А. Качество уточнения систем принципов воспитания в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.194-196.
- Емец И. Ю. Принцип историзма в изучении основ социального-педагогического знания // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.104-106.
- Зиновьев К. О. Принцип историзма в решении задач здоровьесбережения // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.106-108.
- Кетов В. Л. Принципы организации воспитательной работы в структуре изучения основ спортивного туризма // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Магнитогорск, 8 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.198-200.
- Кирьянова Е. А. Принципы организации летнего отдыха обучающегося// Символ науки. 2016. № 6-2. С.164-165.
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Полиенко Б. С. Система принципов воспитания в профессионально-педагогической подготовке студента // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.185-187.
- Понамарева А. А. Принцип историзма в социализации обучающихся // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.127-129.
- Хиля В. А. Специфика и практика моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в работе педагога по физической культуре // Символ науки. 2016. №2-1. С.211-214.
- Шилова А.Н. Моделирование системы принципов воспитания в конструктах лабораторной работы курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.344-346.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.