Культура профессиональной деятельности – одна из ведущих характеристик, во многом определяемая системой мотивов, значимыми потребностями, ценностями, убеждениями и направленностью поведения специалиста. Поэтому, развитие культуры профессиональной деятельности мы рассматриваем как важное условие карьерного роста специалиста, так как именно профессиональная культура обеспечивает выполнение норм, ценностей, проявление социально-профессиональных и морально-этических качеств, конкретных знаний и навыков в профессии, достижение необходимых результатов профессиональной деятельности [1, 2, 3].
Проблема формирования культурно-нравственных основ профессиональной деятельности специалистов приобретает особую актуальность в постоянно меняющихся условиях социально-экономического развития общества. Преобладание прагматической составляющей карьерного продвижения отражает состояние личности, не способной к выполнению культурных норм профессиональной деятельности, что приводит к снижению качества реализации профессиональных функций и усиливает проявление негативных качеств личности (безответственности, пассивности, агрессивности, др.). Необходимость развития личности, способной строить свою профессиональную карьеру с позиции нравственных детерминант, акцентирует научно-исследовательский поиск важнейших характеристик, направленных на подготовку профессионально-культурного и образованного специалиста, готового к культурным способам построения профессиональных отношений [4, 5].
В теории и практике профессионального образования и менеджмента профессиональная культура рассматривается как совокупность норм, правил и моделей поведения людей, специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда (А.И. Кравченко); как мера развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Л.Н. Коган); как неотъемлемое свойство профессиональной общности, которое через систему профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей регулирует внутри и межпрофессиональные взаимодействия и выступает мерой развития профессии в конкретном обществе (Л.Д. Парунина).
Профессиональную культуру специалиста мы рассматриваем как ключевой фактор профессиональной деятельности, обеспечивающий формирование нравственно-гуманистических ценностей, профессиональных компетенций, способов деятельности, развитие личностно-профессиональных качеств, необходимых для успешного профессионального становления, что позволяет включить в ее структуру совокупность следующих компонентов:
– общечеловеческую культуру личности (обеспечивает принятие и выполнение норм жизнедеятельности);
– личностную культуру (обеспечивает нравственную систему ценностей, личностных смыслов, способностей, взглядов, убеждений человека);
– культуру норм и правил профессиональной деятельности (обеспечивают выполнение норм профессиональной компетентности и профессиональную мотивацию);
– ценности и приоритеты организации (обеспечивают культуру управления, безопасности организации, поведения, профессиональную этику, культуру принадлежности и согласия).
Таким образом, культуру профессиональной деятельности специалиста можно представить как определенный уровень владения общей культуры и опыта, индивидуально-личностных характеристик и свойств специалиста, которые и обеспечивают успешность профессионального роста в соответствии с требованиями профессии [6, 7].
В рассматриваемом контексте развития культурно-нравственных основ построения карьеры специалиста особое значение приобретают индивидуальные личностно-профессиональные характеристики, обуславливающие продвижение специалистов от низших ступеней карьеры к наиболее высоким. К таким характеристикам можно отнести:
- восприятие своей личной карьеры как «прирост» профессионального опыта, необходимых навыков, умений, компетенций, осознание своих реальных возможностей;
- стремление к постоянному самопознанию, самосовершенствованию, самоуправлению и непрерывному повышению профессионального мастерства; – направленность на достижение четко поставленной цели, видение перспективы и уверенность в ее достижении;
- организованность, самостоятельность, ответственность, уверенность и творческий подход в определении культурно-нравственных способов решения профессиональных задач;
- позитивность мышления, настрой на устойчиво-динамичное и оптимально эффективное карьерное продвижение;
- проявление уважительного взаимодействия и доброжелательного сотрудничества; умение работать в команде и «вести» за собой коллектив и др.
Сформированность данных качеств рассматривается нами как важное условие, позволяющее специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, приобретая общественное признание, последовательно реализуя жизненные роли, события, профессиональные занятия, осмысленно выстраивая путь своего профессионального развития с целью получения профессионального успеха в соответствии с индивидуальными жизненными ценностями, мотивами поведения, установками, позициями. Показатель успешности специалиста является в современных бизнес-организациях важным критерием развития карьеры, отражением качества, позволяющим дифференцировать сотрудников на «успешных профессионалов», «растущих профессионалов» и «рядовых специалистов» [8]. Освоение культурных способов профессиональной деятельности представляет собой развитие самого человека и становление его как устойчивой и творческой личности, умеющей принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, что позволяет организации получить качественный результат профессиональной деятельности в соответствии с перспективами карьерной стратегии и усилить конкурентные преимущества в реализации профессиональных задач.
Организация профессиональной деятельности как целенаправленной и осознанной, обеспечивающей культурно-нравственные смыслы, обусловливает использование инновационных форм и методов развития познавательной активности специалистов, в процессе которых формируются настойчивость, инициативность, ответственность, являющиеся важными качествами личности в решении целей и задач профессионально культурной деятельности [9, 10, 11].
Одним из эффективных, по-нашему мнению, способов развития познавательной активности в подготовке конкурентоспособного специалиста, является организация рефлексивного рассуждения в сочетании с исследовательскими методами.
Совместно организуемый процесс рассуждений (о своей будущей профессиональной сфере деятельности, по изучаемой проблеме) способствует целенаправленному поиску аргументов и приучает обосновывать ту или иную позицию с точки зрения ее рациональности, выстраивать субъект-субъектные отношения в процессе коммуникации, используя диалоговые формы взаимодействия. Кроме того, умение слушать, анализировать, размышлять, способность убеждать развивает необходимые для специалиста качества, направленно воздействующие на человека (его мышление, чувства, волю): выбор точных фактов, логичность и последовательность их преподнесения, стиль речи и эмоций и др.
Важность рефлексии в данном контексте состоит в том, что она приучает обучающихся к осознанному восприятию исследуемой информации и позволяет проявлять собственное творчество через новое понимание смыслов, позиций, а также личностно-эмоциональное отношение к конкретным ситуациям (учебным, профессиональным). Рефлексивное рассуждение, организуемое как результат изучения конкретных фактов, событий, содержания деятельности, направлено на самопознание специалиста, являясь одновременно источником и способом получения нового знания [12]. Рефлексия выступает в этом случае способом развития важных личностно-профессиональных качеств: рационального мышления, критического осмысления информации, умений устанавливать причинно-следственные связи и делать логически последовательные умозаключения, что, несомненно, является необходимой характеристикой образованного человека и отражает степень проявления культурно-нравственных основ личности.
Библиографический список
- Зудкова А., Сладкова А., Бичева И.Б. Профессиональная культура менеджера как компонент профессиональной деятельности // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2014. С. 122-125.
- Талипова Ю.Ш., Пушкарева Д.О., Бичева И.Б. Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как условие его карьерного роста. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 155-157.
- Бичева И.Б. Роль профессиональной культуры в формировании карьерных устремлений менеджера сервисного предприятия // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 71-73. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35512 (дата обращения: 30.09.2015).
- Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883 (дата обращения: 24.09.2015).
- Бичева И.Б., Заплатина О.С. Формирование профессиональной образованности студентов – будущих экономистов//Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 9-11.
- Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12820 (дата обращения: 26.04.2016).
- Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета». 2014. № 2 (6). С. 11. URL: http: // http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/8c7/11-formirovanie-karernoy-kompetentnosti-bakalavrov.pdf (дата обращения: 26.09.2015).
- Куликова Т.С., Неделькина Ю.А., Бичева И.Б. Особенности карьерного продвижения в современных бизнес-организациях. В сборнике: Инновационные технологии управления. Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 25-27.
- Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ». 2015. № 10-1. С. 152-154.
- Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 14. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sovremennye-metody-razvitiya-poznavatelnoy-aktivno/ (дата обращения: 26.04.2016).
- Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
- Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. В сборнике: РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 112-114.