КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Бичева Ирина Борисовна
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Аннотация
Культура профессиональной деятельности специалиста представлена как определенный уровень владения общей культуры, опыта, индивидуально-личностных характеристик и свойств, обеспечивающих успешность профессионального роста в соответствии с требованиями профессии. Показано, что культурно-нравственные основы построения профессиональной карьеры специалиста во многом определяются культурными способами деятельности и характеризуется усилением творческой составляющей в решении профессиональных задач, повышением мастерства и авторитета, уверенностью в перспективах. Определена структура культуры профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компоненты культуры профессиональной деятельности, культурные способы профессиональной деятельности., профессиональная деятельность, профессиональная культура


CULTURAL AND MORAL BASES OF CREATION OF PROFESSIONAL CAREER OF EXPERTS

Bicheva Irina Borisovna
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychology and pedagogics of preschool and primary education

Abstract
The culture of professional activity of the expert is presented as a certain level of proficiency of the general culture, the experience, individual and personal characteristics and properties providing success of professional growth according to requirements of a profession. It is shown that cultural and moral bases of creation of professional career of the expert in many respects are defined by cultural ways of activity and it is characterized by strengthening of a creative component in the solution of professional tasks, increase in skill and authority, confidence in prospects. The structure of culture of professional activity is defined.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культурно-нравственные основы построения профессиональной карьеры специалистов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70767 (дата обращения: 18.04.2024).

Культура профессиональной деятельности – одна из ведущих характеристик, во многом определяемая системой мотивов, значимыми потребностями, ценностями, убеждениями и направленностью поведения специалиста.  Поэтому, развитие культуры профессиональной деятельности мы рассматриваем как важное условие карьерного роста специалиста, так как именно профессиональная культура обеспечивает выполнение норм, ценностей, проявление социально-профессиональных и морально-этических качеств, конкретных знаний и навыков в профессии, достижение необходимых результатов профессиональной деятельности [1, 2, 3].

Проблема формирования культурно-нравственных основ профессиональной деятельности специалистов приобретает особую актуальность в постоянно меняющихся условиях социально-экономического развития общества. Преобладание прагматической составляющей карьерного продвижения отражает состояние личности, не способной к выполнению культурных норм профессиональной деятельности, что приводит к снижению качества реализации профессиональных функций и усиливает проявление негативных качеств личности (безответственности, пассивности, агрессивности, др.). Необходимость развития личности, способной строить свою профессиональную карьеру с позиции нравственных детерминант, акцентирует научно-исследовательский поиск важнейших характеристик, направленных на подготовку профессионально-культурного и образованного специалиста, готового к культурным способам построения профессиональных отношений [4, 5].

В теории и практике профессионального образования и менеджмента профессиональная культура рассматривается как совокупность норм, правил и моделей поведения людей, специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда (А.И. Кравченко); как мера развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности (Л.Н. Коган); как неотъемлемое свойство профессиональной общности, которое через систему профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей регулирует внутри и межпрофессиональные взаимодействия и выступает мерой развития профессии в конкретном обществе (Л.Д. Парунина).

Профессиональную культуру специалиста мы рассматриваем как ключевой фактор профессиональной деятельности, обеспечивающий формирование нравственно-гуманистических ценностей, профессиональных компетенций, способов деятельности, развитие личностно-профессиональных качеств, необходимых для успешного профессионального становления, что позволяет включить в ее  структуру совокупность следующих компонентов:

– общечеловеческую культуру личности (обеспечивает принятие и выполнение норм жизнедеятельности);

– личностную культуру (обеспечивает нравственную систему ценностей, личностных смыслов, способностей, взглядов, убеждений человека);

– культуру норм и правил профессиональной деятельности (обеспечивают выполнение норм профессиональной компетентности и профессиональную мотивацию);

– ценности и приоритеты организации (обеспечивают культуру управления, безопасности организации, поведения, профессиональную этику, культуру принадлежности и согласия).

Таким образом, культуру профессиональной деятельности специалиста можно представить как определенный уровень владения общей культуры и опыта, индивидуально-личностных характеристик и свойств специалиста, которые и обеспечивают успешность профессионального роста в соответствии с требованиями профессии [6, 7].

В рассматриваемом контексте развития культурно-нравственных основ построения карьеры специалиста особое значение приобретают индивидуальные личностно-профессиональные характеристики, обуславливающие продвижение специалистов от низших ступеней карьеры к наиболее высоким. К таким характеристикам можно отнести:

- восприятие своей личной карьеры как «прирост» профессионального опыта, необходимых навыков, умений, компетенций, осознание своих реальных возможностей;

- стремление к постоянному самопознанию, самосовершенствованию, самоуправлению и непрерывному повышению профессионального мастерства;          – направленность на достижение четко поставленной цели, видение перспективы и уверенность в ее достижении;

- организованность, самостоятельность, ответственность, уверенность и творческий подход в определении культурно-нравственных способов решения профессиональных задач;

- позитивность мышления, настрой на устойчиво-динамичное и оптимально эффективное карьерное продвижение;

- проявление уважительного взаимодействия и доброжелательного сотрудничества; умение работать в команде и «вести» за собой коллектив и др.

Сформированность данных качеств рассматривается нами как важное условие, позволяющее специалисту быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда, приобретая общественное признание, последовательно реализуя жизненные роли, события, профессиональные занятия, осмысленно выстраивая путь своего профессионального развития с целью получения профессионального успеха в соответствии с индивидуальными жизненными ценностями, мотивами поведения, установками, позициями. Показатель  успешности специалиста является в современных бизнес-организациях важным критерием развития карьеры, отражением качества, позволяющим дифференцировать сотрудников на «успешных профессионалов», «растущих профессионалов» и «рядовых специалистов» [8]. Освоение культурных способов профессиональной деятельности представляет собой развитие самого человека и становление его как устойчивой и творческой личности, умеющей принимать ответственные решения в ситуациях морального выбора, что позволяет организации получить качественный результат профессиональной деятельности в соответствии с перспективами карьерной стратегии и усилить конкурентные преимущества в реализации профессиональных задач.

Организация профессиональной деятельности как целенаправленной и осознанной, обеспечивающей культурно-нравственные смыслы, обусловливает использование инновационных форм и методов развития познавательной активности специалистов, в процессе которых формируются настойчивость, инициативность, ответственность, являющиеся важными качествами личности в решении целей и задач профессионально культурной деятельности [9, 10, 11].

Одним из эффективных, по-нашему мнению, способов развития познавательной активности в подготовке конкурентоспособного специалиста, является организация рефлексивного рассуждения в сочетании с исследовательскими методами.

Совместно организуемый процесс рассуждений (о своей будущей профессиональной сфере деятельности, по изучаемой проблеме) способствует целенаправленному поиску аргументов и приучает обосновывать ту или иную позицию с точки зрения ее рациональности, выстраивать субъект-субъектные отношения в процессе коммуникации, используя диалоговые формы  взаимодействия. Кроме того, умение слушать, анализировать, размышлять, способность убеждать развивает необходимые для специалиста качества, направленно воздействующие на человека (его мышление, чувства, волю): выбор точных фактов, логичность и последовательность их преподнесения, стиль речи и эмоций и др.

Важность рефлексии в данном контексте состоит в том, что она приучает обучающихся к осознанному восприятию исследуемой информации и позволяет проявлять собственное творчество через новое понимание смыслов, позиций, а также личностно-эмоциональное отношение к конкретным ситуациям (учебным, профессиональным). Рефлексивное рассуждение, организуемое как результат изучения конкретных фактов, событий, содержания деятельности, направлено на самопознание специалиста, являясь одновременно источником и способом получения нового знания [12]. Рефлексия  выступает в этом случае способом развития важных личностно-профессиональных качеств: рационального мышления, критического осмысления информации, умений устанавливать причинно-следственные связи и делать логически последовательные умозаключения, что, несомненно, является необходимой характеристикой образованного человека и отражает степень проявления культурно-нравственных основ личности.


Библиографический список
  1. Зудкова А., Сладкова А., Бичева И.Б. Профессиональная культура менеджера как компонент профессиональной деятельности // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2014. С. 122-125.
  2. Талипова Ю.Ш., Пушкарева Д.О., Бичева И.Б. Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как условие его карьерного роста. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 155-157.
  3. Бичева И.Б. Роль профессиональной культуры в формировании карьерных устремлений менеджера сервисного предприятия // Успехи современного естествознания. 2015. № 8. С. 71-73. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35512 (дата обращения: 30.09.2015).
  4. Бичева И.Б. Формирование образованности обучающихся как способ вхождения в мир науки, культуры и будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 174-178. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/40883  (дата обращения: 24.09.2015).
  5. Бичева И.Б., Заплатина О.С. Формирование профессиональной образованности студентов – будущих экономистов//Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 9-11.
  6. Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12820 (дата обращения: 26.04.2016).
  7. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета». 2014. № 2 (6). С. 11. URL: http: // http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/8c7/11-formirovanie-karernoy-kompetentnosti-bakalavrov.pdf  (дата обращения: 26.09.2015).
  8. Куликова Т.С., Неделькина Ю.А., Бичева И.Б. Особенности карьерного продвижения в современных бизнес-организациях. В сборнике: Инновационные технологии управления. Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 25-27.
  9. Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ». 2015. № 10-1. С. 152-154.
  10. Казначеева С.Н., Гриценко Д.И. Современные методы развития познавательной активности студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 14. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sovremennye-metody-razvitiya-poznavatelnoy-aktivno/ (дата обращения: 26.04.2016).
  11. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф. Инновационная подготовка будущего педагога профессионального обучения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 246-250.
  12. Бичева И.Б., Царева О.С. Рефлексия как условие развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. В сборнике: РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2015. С. 112-114.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация