В структуре продуктивного обучения в системе непрерывного образования обязательным итогом, верифицирующим истинность продуктивной самореализации и социализации личности, определяется портфолио обучающегося.
Подготовка будущего педагога по физической культуре к работе по реализацию условий продуктивного включения обучающегося в систему формирования потребностей в рефлексии (самоанализе) и визуализации достижений в различных направлениях деятельности и общения – сложная задача современного образования. Для фасилитации решения задач продуктивного становления обучающегося в модели ведущей деятельности, а также реализации условий продуктивного самосовершенствования и самореализации педагога, включенного в систему непрерывного профессионального образования используется технология системно-педагогического моделирования и особенности использования педагогического моделирования как ресурса оптимизации программно-педагогического обеспечения основ профессионально-педагогического знания [1-14].
Возможность определения иерархии формируемых смыслов и ценностей, продуктов деятельности и общения определяется в различных направлениях обучения, детализируемых в достижениях современного обучающегося; портфолио обучающегося представляет собой в таком понимании совокупность персонифицированных ресурсов самоанализа и иллюстрации возможных путей развития личности в социально-образовательном пространстве.
Теория и практика моделирования портфолио [15-19] в системе основ формирования культуры самостоятельной работы обучающегося определяется в исследовании сформированных качеств, компетенций и возможностей контроля и мониторинга, визуализируемых в использовании различных дидактических конструктов. Одной из наиболее ярких практик организации контроля качества использования продуктивного обучения, сформированности культуры самостоятельной работы может быть участие обучающегося в ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».
Определим особенности работы с обучающимися, занимающимися сноубордом, уточним понятийный аппарат исследования, приведем результаты включения обучающихся, занимающихся сноубордом, в структуру научно-педагогического исследования, определяющего в конструктах самоанализа возможности социализации и самореализации в системе занятий сноубордом и другими социально и личностно востребованными направлениями самоутверждения и самосовершенствования.
Портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, – продукт современного образования, определяемый в конструктах информационных технологий, позволяющих выявлять, обобщать, визуализировать однородные элементы данных в иерархии смыслов, хронологии, видов деятельности и общения, качества и условий решения задач самоопределения, самоидентификации, самореализации, самоутверждения, самосовершенствования, социализации, непосредственно связанных с социально и образовательно востребованными направлениями оценки качества деятельности и общения, детерминируемых и оцениваемых в поле и ресурсах возможностей современного непрерывного образования.
Задачи портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом:
- создание условий для осмысления возможностей развития и саморазвития личности в модели современного образования, гарантирующего успешное решение задач самореализации в микро-, мезо-, макрогрупповых формах самоидентификации и самоутверждения;
- обобщение опыта деятельности в модели культуры и образования, где обучающийся осознанно решает задачи развития и самоутверждения в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях и эталонах мониторинга качества выполняемой учебной и внеучебной работы;
- реализация условий всестороннего развития личности в модели общего и дополнительного детей и юношества в полном цикле продуцирования и оценки качества организуемой деятельности и продуктов развития и самореализации обучающегося;
- объективизация и оптимизация условий формирования уровня притязаний, самооценки и мотивации занятий сноубордом;
- определение перспектив развития и саморазвития личности в поле антропологически обусловленных видов деятельности и самовыражения обучающегося, включенного в активный поиск продуктивных условий и возможностей самореализации и социализации;
- включение обучающегося, занимающегося сноубордом, в систему непрерывного образования, гарантирующего персонифицированную практику решения единства всех видов социализации и самореализации в моделях «спорт», «культура», «наука» и пр.
Функции портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом
– Конструктивная функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Аксиолого-акмеологическая функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Гносеолого-герменевтическая функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Смыслообразующая функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Мотивационно-потребностная функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом.
- Функция самоанализа деятельности и реализации условий для формирования уровня потребностей, притязаний, самореализации в конструктах деятельности сноубордом.
- Функция самоопределения личности и реализация условий осознанного включения обучающегося, занимающегося сноубордом, в систему непрерывного профессионального образования.
Конструктивная функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, определяется в системе возможностей структурно-логического моделирования личности, качественного решения задач определения логической структуры портфолио, в ресурсах которого выстаиваются в определенной логике все новообразования и продукты деятельности обучающегося, занимающегося сноубордом. Кроме того, конструктивная функция позволяет в многоуровневом акмепрограммировании личности гибко, своевременно и персонифицировано корректировать условия, возможности, специфику самореализации, самосовершенствования, социализации и рефлексии. Таким образом, коррекционная функция, которую мы не указали в полном списке функций портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, является составной частью всех определяемых решений конструктивной функции. Важно понимать, что без определения четких границ и возможностей организуемой и выполняемой деятельности обучающийся никогда не станет полноценной личностью в неподдельном смысле определяемого феномена и результата антропологически обусловленных изменений.
Аксиолого-акмеологическая функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, реализуется в выявлении возможностей оценки качества и ценностей реализуемых условий самореализации, социализации и рефлексии в системе учебно-тренировочного и соревновательного периодов занятий сноубордом. Важность педагогической аксиологии как науки о ценностях, ценностных ориентациях, создающей условия и формирующей все необходимые возможности гуманистического развития личности в модели современного образования, визуально может быть доказана именно в ресурсах портфолио, т.к. персонифицированные достижения, их количество и качество иллюстрируют особенности решения задач развития и саморазвития личности в современном образовании. Акмепедагогика как продукт педагогики высоких достижений в различных направлениях анализа и оценки качества формируемых приоритетов и условий решения задач учебной и внеучебной деятельности объективно выделяет особенности современного педагогического взаимодействия тренера по сноуборду и обучающегося, занимающегося сноубордом. Акмепедагогика в системе идей педагогической аксиологии определяет высшие общечеловеческие ценности конструктами формирования социального опыта, уровня притязаний, возможностей продуктивного становления и самоутверждения личности в различных направлениях социализации и самореализации. Портфолио обеляющегося, занимающегося сноубордом, иллюстрирует все возможности развития обучающегося с позиции аксиологии и акмепедагогики.
Гносеолого-герменевтическая функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, в теории и практике познания и уточнения всех научно-обоснованных условий и возможностей развития и самореализации определяет в моделировании портфолио неустанную, персонифицированную, ситуативную работу по уточнению структуры и содержания, наполнению и визуализации данных портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом.
Смыслообразующая функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, обеспечивает формирование смыслов личности в определении и решении персонифицировано детерминируемых условий и возможностей визуализации выбора и оптимизации его возможностей в конструкте «хочу – могу – надо – есть», системно мобилизующих конкурентоспособность личности и социальную направленность общества, корректирующего все возможности оптимизации описываемого явления. Портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, является продуктом иллюстрации смыслообразующей функции развития и самоутверждения обучающегося.
Мотивационно-потребностная функция моделирования портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом, определяется в системе сформированных и формируемых мотивов и потребностей личности, занимающейся сноубордом. Мотивация высоких достижений и высших человеческих потребностей в модели самоактуализации личности визуально может быть доказана в иллюстрациях и подтверждающих документах, представленных в портфолио обучающегося, занимающегося сноубордом. Качество и уровень результатов – многомерная практика верификации условий и возможностей самореализации и самоутверждения, самосовершенствования и саморазвития личности, в нашей ситуации обучающегося в модели занятий сноубордом.
Функция самоанализа деятельности и реализации условий для формирования уровня потребностей, притязаний, самореализации в конструктах деятельности сноубордом, определяется в возможностях рефлексии, системно реализующей возможности конструктов самоанализа и коррекции возможностей личной практики решения задач и условий развития «хочу – могу – надо – есть», детально предопределяющих надежность реализации описываемой функции и возможности продуктивного становления обучающегося в сноуборде.
Функция самоопределения личности и реализация условий осознанного включения обучающегося, занимающегося сноубордом, в систему непрерывного профессионального образования гарантирует успешное решение задач современного образования и профессионально-трудовых отношений, где портфолио определяется в различных формах и условиях моделирования. Так появляется в вузе у студента образовательное портфолио, у педагогов появляется профессионально-педагогический кейс, а также портфолио учителя-предметника. Все рефлексивно-аналитические конструкты модели портфолио востребованы на протяжении всего периода развития личности.
В структуре участия обучающихся, занимающихся сноубордом, под научным руководством В. А. Питнявко в IV заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» были в различных номинациях из 10 представленных на конференцию работ обучающихся, занимающихся сноубордом, определены в списке наград 3 первых места, 3 вторых места и 1 третье место.
Качество социализации и самореализации обучающегося, занимающегося сноубордом, в направлении «спорт» и «наука» взаимосвязаны. Прямая зависимость достижений в сноуборде определила и зависимость достижений в организованной ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося».
Библиографический список
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. 2011. №6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для пед. вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Сукиасян А. А., Козырева О. А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+DVD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011.№6.С.210-217.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3.С.128-132.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. №3. С.128-132.
- Питнявко В. А. Некоторые аспекты уточнения понятийного аппарата в модели социализации и самореализации обучающегося в сноуборде // Инновационная наука. 2015. №4-2. С.128-130.
- Питнявко В. А. Педагогическое моделирование в определении и решении задач социализации и самореализации в сноуборде // Территория науки. 2015. № 5. С. 186-191.
- Питнявко В. А., Козырева О. А. Возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Инновационное будущее педагогики и психологии: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 2 июня 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 34-36.
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66225
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом, в контексте детерминации принципов и моделей оптимизации педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66113
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Особенности социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5553
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Педагогическая технология социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14614
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14627