Организации контроля в системе профессионально-педагогического образования уделяют немаловажное место, т.к. именно контроль обеспечивает возможность проверки истинности формирования ценностей и компетенций личности в модели поликультурных отношений, способов воспроизводства ценностей, опыта деятельности и общения. В моделировании и проектировании педагогической технологии можно начать с контроля ожидаемого качества постановки и решения задач развития личности в структуре изучения определенного курса или совокупности дисциплин.
Попытаемся уточнить понятие «педагогическая технология», «технология обучения», отразить возможности проектирования и моделирования педагогической технологии в модели подготовки педагогов, обучающихся по направлению подготовки «44.06.01 – Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)”.
В структуре оценки возможностей педагогического моделирования можно использовать метод регистрации, т.е. метод, позволяющий выявить самым простым способом – сколько человек (обучающихся) были в определенной группе, т.е. объединение по определенному признаку, например, прошли испытание в структуре дидактического тестирования. Или получили положительные оценки в дидактическом тестировании, или получили качественный результат (ответили по классической системе оценивания знаний на «4» и «5»).
Попытаемся проиллюстрировать возможности педагогического моделирования на примере моделирования технологии педагогического моделирования. Для этого необходимо узнать – что представляет собой педагогическая технология как объект исследования и продуцирования педагогических средств и ресурсов педагогической деятельности и общения.
Педагогическая технология в модели современного профессионально-педагогического знания широко освещается как в строго научных работах [1-3], так и в работах, предназначенных для качественной подготовки будущих педагогов к будущей профессионально-педагогической деятельности [4-11]. В работах [7, 10] определяется система моделирования уровневой технологии, в работах [8, 9] отражается системный поиск по изучению и исследованию различных педагогических технологий, направленных на фасилитацию определения и решения той или иной профессионально-педагогической проблемы. В работе [11] отражается практика изучения педагогического моделирования в работе будущего педагога.
Исходя из поставленной нами задачи, – определим, что педагогическая технология – это ресурс педагогической деятельности, детерминируемый через совокупность педагогических методов и средств, обеспечивающих качественное решение постановленной цели педагогического взаимодействия. Педагогическая деятельность имеет множество направлений и выполняет множество ролей и функций, – это и воспитание, и обучение, и развитие, и фасилитация, и социализация, и адаптация, и просвещение, и оздоровление и т.д.
В таком понимании, если мы выделим одно ее направление – обучение, то получим необходимое моделируемое определение.
Технология обучения – совокупность методов обучения и средств обучения, обеспечивающих в целостном своем выборе решение завяленной цели, качество которого определяется возможностью оптимизации выделенных переменных педагогического исследования, отражаемых в системном поиске в педагогических условиях оптимизации качества современного обучения.
Опыт педагогического моделирования может нам помочь перейти от категории «обучение» к категории «образование», – для этого перестроим определение в соответствии с первым выделенным определением и детализируем возможность перехода от обучения к образованию как продукту всех изменений профессионально-педагогической деятельности в модели оптимизации условий развития личности обучающегося.
Технология обучения – это ресурс педагогической деятельности, детерминируемый через совокупность определяемых методов и средств обучения, обеспечивающих качественное решение постановленной цели современного образования в практике верификации идей гуманизма и продуктивного становления личности в компетентностной модели непрерывного общего и профессионального образования.
В таком понимании можно определить и понятие «технология педагогического моделирования».
Технология педагогического моделирования – условие продуктивного становления педагога, реализуемое в контексте определения и верификации качества ситуативного выбора методов и средств педагогической поддержки, педагогического исследования, современного обучения и развития личности обучающегося в поликультурных резервах самодетерминации и самореализации, самоутверждения и самосовершенствования, социализации и адаптации, верифицирующих идею многомерного развития и самосохранения личности и общества в ноосфере как продукте и ресурсе эволюции человеческого бытия и сознания.
В таком понимании можно выделить один из продуктов технологий педагогического моделирования – технологию системно-педагогического моделирования [12], в структуре которой можно определить качество формирования культуры самостоятельной работы, качество решения задач и проблем профессионального и личностного становления, качество продуктивной самостоятельной работы обучающегося [13], качество научно-педагогического сотрудничества и сотворчества, качество продуктивного самовыражения и самореализации личности и пр. [14].
Для детализации такой работы можно привести с использованием метода регистрации следующие разъяснения такой практики – как только у будущего педагога появилась личная заинтересованность в создании чего-то нового, у него возникает потребность защитить свой продукт от многомерных краж – имеется в виду плагиат. Для этого педагог включается в практику описания разработанного в систему научно-педагогических публикаций и патентования результатов авторского труда.
Остановимся на научно-педагогических публикациях – это оптимальная форма для иллюстрации возможностей педагогического моделирования в определении и решении задач продуктивного становления личности педагога в контексте использования технологий педагогического моделирования. Первая публикация у будущих педагогов зачастую осуществляется в соавторстве с научным руководителем. Это одно из направлений определения возможностей включения будущего педагога в такую практику. Другое направление – единоличное написание авторской публикации. Реализация единоличной практики может быть осуществлено под руководством научного руководителя (научный руководитель заявлен в работе), так и в полном самостоятельном выполнении научной публикации. Для единоличного написания научной публикации будущему педагогу необходимо созреть, данный процесс длителен, практически не возможен, если педагогическая среда, в которой развивается будущий педагог, не имеет примеров написания научных статей и публикации их в материалах конференций, научных журналах.
В структуре выше приведенного анализа технологии педагогического моделирования и использования разработанного программно-педагогического изучения педагогических дисциплин [15-23] можно привести примеры включения будущих педагогов в совместный труд по созданию и оптимизации условий педагогического моделирования в постановке и решении микро- и мезопротиворечий целостного педагогического процесса и профессионально-педагогической деятельности.
Для этого работы, написанные в соавторстве студентов-педагогов, аспирантов-педагогов и педагогов средней и высшей школы [24-59], могут явиться в структуре метода регистрации подтверждением решения поставленной нами задачи.
Библиографический список
- Левитес Д. Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов : диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. СПб., 1998. 375 с.
- Усманов В. В. Интенсивные технологии управления самостоятельной работой студентов в процессе их профессионального обучения : диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук : 13.00.08 – теория и методика проф. образования. Пенза, 2006. 386 с.
- Шоев Н.Н. Инновационные воспитательно-образовательные технологии в системе высшего образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук: 13.00.08-теория и методика профессионального образования. СПб, 2007. 48 с.
- Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Борытко. М. : Академия, 2008. 320 с. ISBN 978–5–7695–3930–5.
- Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001. 272 с. ISBN 5-7695-0733-0.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия, 2012. 197 с. ISBN 978-5-7695-9035-1.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с. ISBN 5–85117–088–3.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–309–7.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырева О. А. Психолого-педагогические особенности моделирования в системе среднего и высшего образования : учебно-методическое пособие к курсам по выбору для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». Новокузнецк : КузГПА, 2006. 247 с. ISBN 5–85117–235–5.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015. № 2-3(62). С.63-67.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подгот. «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. направления подг. «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакалавров направления подготовки «050100-Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133-136.
- Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2014. С.202-204.
- Бойкин И.С., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в верификации решения задач здоровьесбережения // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.100-101.
- Бойкова И. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «культура самостоятельной работы» в ресурсах профессионального педагогического знания//Эволюция научной мысли: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа,3 окт. 2014г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.92-94.
- Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 117-119.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Культура как продукт развития общества и личности (педагогический компонент) // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Стерлитамак, 07 марта 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 25-27.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: матер. II Межд. науч.-практ. конф. (20-21 дек. 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С.23-24.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования // Перспективы модернизации современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С. 105-107.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы в системе среднего профессионального образования // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.150-151.
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С.79-86.
- Волостных Е. С., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые аспекты детерминации категории «социализация» в структуре изучения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.64-66.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.68-70.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.105-107.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.73-75.
- Кирьянов М.И., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в постановке и решении задач формирования культуры самостоятельной работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 апреля 2015г.) Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 130-132.
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
- Кривда В.Ю., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.150-152.
- Лаврищева Н.С., Штанговец О.С., Кононцова Я.С. Некоторые возможности моделирования определений категории «воспитание» в практике подготовки будущего педагога по физической культуре // Достижения и проблемы современной науки : сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.84-86.
- Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.126-128.
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
- Мезенцев А. И., Бойкова И. В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 147-149.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.125-127.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Педагогические условия оптимального изучения основ курса «Специальная педагогика» будущими педагогами по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 158-160.
- Нагайцев Д. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И.В. Некоторые особенности формирования корпоративной культуры педагога техникума и обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сб.ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс,2015. С.81-82.
- Стародубов Д.Ю., Ащеулов Н.В., Кононцова Я.С. Возможности педагогического моделирования в изучении основ педагогического знания // Достижения и проблемы современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.124-125.
- Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.94-95.
- Танькова Т.Е., Шварцкопф Е.Ю., Кононцова Я.С. Возможность детерминации категории «воспитание» как условие успешной подготовки будущего педагога к выполнению задач педагогической практики // Достижения и проблемы современной науки: сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.125-127.
- Фескович М. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Возможности, специфика и технологии изучения основ специальной педагогики будущими педагогами по ФК // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. ст. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 130-131.
- Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 176-177.
- Филиппов Н.Н., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимся среднего звена// Глобализация науки: проблемы и перспективы: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 3 апр. 2015г.) Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.131-134.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Шишкарева Т.А., Кононцова Я.С., Ертышов А.Н. Успешность педагогической деятельности как ресурс здоровьесберегающей педагогики // Достижения и проблемы современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.155-157.
- Шишкарева Т. А., Кононцова Я. С., Ертышова С. В. Некоторые аспекты детерминации понятия «успешность педагогической деятельности» в системе непрерывного профессионального образования // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 136-138.
- Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С. 179-181.