В настоящее время в нашей стране создана широкая отрасль промышленности сборного железобетона, которая обеспечивает возможность применения его во всех областях современного строительства. В связи с этим, важную роль играют методы управления качеством, применяемые при анализе качества железобетонных изделий.
Для установления и классификации факторов, влияющих на качество изделий, в можно использовать причинно-следственную диаграмму. В качестве объекта исследования рассматривались внутренние стеновые панели.
Проведение подобного анализа (мониторинга процессов) позволяет выявить наиболее значимые критерии процессов, влияющие на качество, недостаточно отработанные операции («узкие» места), имеющие место в исследуемых процессах и другие показатели, с помощью которых необходимо реально управлять качеством готовой продукции [1…4]. Полученная причинно-следственная диаграмма представлена на рис.1.
Управлять качеством необходимо на основе объективной информации о процессах. В связи с этим особую важность приобретают следующие вопросы:
1) Какая информация необходима?
2) Кто и где получает информацию?
3) Как получать информацию?
4) Что делать с полученной информацией? Как её обрабатывать?
Ответ на первый вопрос дает диаграмма «причина-результат» (рис. 1).
Представленная диаграмма является универсальной в том плане, что её можно использовать при исследовании любого дефекта панелей. Различие будет заключаться в том, что в каждом конкретном случае основное внимание необходимо уделять главным причинам «отказа», которые могут быть различны в зависимости от характера дефекта. Практическое значение диаграммы может быть существенно повышено, если дополнить её матрицей распределения ответственности и необходимых действий, в которой отражается, в какой степени причины конкретной проблемы могут управляться собственником (владельцем) процесса и какие действия необходимо предпринять для исключения проблемы. Применительно к анализируемой диаграмме матрица ответственности представлена в таблице 1.
Рис.1 – Причинно-следственная диаграмма
Таблица 1 – Матрица распределения ответственности по устранению причин низкого качества внутренних стеновых панелей
Причина |
Описание |
Владелец |
Степень влияния |
Необходимые действия |
Характеристики исходных материалов |
Несоответствие технических характеристик материалов требованиям ГОСТ или потребностям потребителя |
Производитель материала |
Прямая |
Изучение потребностей, мирового опыта Развитие системы качества |
Потребитель материала |
Некоторая |
Выдвижение чётких требований, активное участие в разработках |
||
Технологическое оснащение |
Несоответствие технологического оснащения требованиям технологического процесса |
Мастер цеха |
Прямая |
Контроль за эксплуатацией технологического оснащения, обеспечение рабочих требуемыми инструментами и оснасткой |
Характеристики технологических операций |
Невыполнение требований документированных процедур |
Рабочий |
Слабая |
Повышение квалификации, понимание методик и инструкций |
Несовершенство методик, инструкций |
Технолог |
Прямая |
Доработка (изменение) методик |
|
Опыт и квалификация исполнителей |
Несоответствие сложности работы квалификации исполнителя |
Мастер |
Прямая |
Учёт квалификации рабочего при поручении работ различной сложности |
Рабочий |
Некоторая |
Повышение квалификации |
Второй вопрос частично решается с помощью матрицы распределения ответственности и необходимых действий (таблица 1). При решении четвёртого вопроса необходимо применение комплекса методов математической статистики, теории надёжности, планирования эксперимента и пр., что является темой отдельного рассмотрения.
При решении вопроса «Как получать информацию?» предлагается применять контрольный листок, составленный на основе причинно – следственной диаграммы.
Для получения информации по рассматриваемой проблеме (с учетом диаграммы, приведенной на рисунке 2) предложен контрольный листок, представленный на рис. 2. Для понятности и упрощения процесса сбора данных контрольный листок содержит только «первичные» показатели (которые нельзя или нецелесообразно вычислять по другим показателям).
Контрольный листок учета показателей качестваизготовления внутренних стеновых панелейДата__________
Исполнитель___________ Мастер_______________
Марка _____________________Характеристики исходных материалов: |
||
Материал |
Показатель качества |
Доп. обработка |
Прочие факторы__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Подпись исполнителя___________ Подпись мастера____________
|
Рис.2 – Контрольный листок
Полученная таким образом информация (без особых затрат) является ценным статистическим материалом для проведения исследований в рассматриваемой области (выявление корреляционных зависимостей факторов, построение математических моделей и т.д.), результаты которых являются основанием для разработки и внедрения мероприятий, направленных на повышение качества внутренних стеновых панелей и процессов их создания.
Контрольный листок заполняется исполнителем при участии мастера и хранится в установленном порядке.
В заключении необходимо отметить, что предложенные методы позволят обеспечить непрерывный процесс управления и повышения качества путём поддержания постоянной связи (обмен информацией) между производителями строительных изделий и конструкций и строительными организациями.
Библиографический список
- Федюкин, В.К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции [Текст]: учебник.изд.2-е перераб. и доп / В.К. Федюкин, В.Д. Дурнев, В.Г. Лебедев. – М. Информационно-издательский центр «Филинъ», 2001.
- Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
- Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
- Козицына, А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
- Логанина, В.И. Управление качеством на предприятиях стройиндустрии [Текст]: монография / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Л.В. Макарова. – М.: АСВ, 2008.-216 с.