УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Исаева Наталья Юрьевна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студент
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Для решения вопросов, связанных с управлением качеством продукции используются инструменты качества, направленные в конечном итоге на повышение ее конкурентоспособности. В работе предложен комплексный подход к управлению качеством строительной продукции.

Ключевые слова: инструменты качества, качество, управление качеством


QUALITY MANAGEMENT OF BUILDING PURPOSE

Isayeva Natalia Yurievna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, student
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
To address issues related to the management of product quality using quality tools, aimed ultimately at improving its competitiveness. The paper presents a comprehensive approach to managing quality construction products.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Исаева Н.Ю., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Управление качеством продукции строительного назначения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/54001 (дата обращения: 15.03.2024).

В настоящее время в нашей стране создана широкая отрасль промышленности сборного железобетона, которая обеспечивает возможность применения его во всех областях современного строительства. В связи с этим, важную роль играют методы управления качеством, применяемые при анализе качества железобетонных изделий.

Для установления и классификации факторов, влияющих на качество изделий, в можно использовать причинно-следственную диаграмму. В качестве объекта исследования рассматривались внутренние стеновые панели.

Проведение подобного анализа (мониторинга процессов) позволяет выявить наиболее значимые критерии процессов, влияющие на качество, недостаточно отработанные операции («узкие» места), имеющие место в исследуемых процессах и другие показатели, с помощью которых необходимо реально управлять качеством готовой продукции [1…4]. Полученная причинно-следственная диаграмма представлена на рис.1.

Управлять качеством необходимо на основе объективной информации о процессах. В связи с этим особую важность приобретают следующие вопросы:

1) Какая информация необходима?

2) Кто и где получает информацию?

3) Как получать информацию?

4) Что делать с полученной информацией? Как её обрабатывать?

Ответ на первый вопрос дает диаграмма «причина-результат» (рис. 1).

Представленная диаграмма является универсальной в том плане, что её можно использовать при исследовании любого дефекта панелей. Различие будет заключаться в том, что в каждом конкретном случае основное внимание необходимо уделять главным причинам «отказа», которые могут быть различны в зависимости от характера дефекта. Практическое значение диаграммы может быть существенно повышено, если дополнить её матрицей распределения ответственности и необходимых действий, в которой отражается, в какой степени причины конкретной проблемы могут управляться собственником (владельцем) процесса и какие действия необходимо предпринять для исключения проблемы. Применительно к анализируемой диаграмме матрица ответственности представлена в таблице 1.

Рис.1 – Причинно-следственная диаграмма

Таблица 1 – Матрица распределения ответственности по устранению причин низкого качества внутренних стеновых панелей

Причина

Описание

Владелец

Степень влияния

Необходимые действия

Характеристики исходных материалов

Несоответствие технических характеристик материалов требованиям ГОСТ или потребностям потребителя

Производитель материала

Прямая

Изучение потребностей, мирового опыта

Развитие системы качества

Потребитель материала

Некоторая

Выдвижение чётких требований, активное участие в разработках

Технологическое оснащение

Несоответствие технологического оснащения требованиям технологического процесса

Мастер цеха

Прямая

Контроль за эксплуатацией технологического оснащения, обеспечение рабочих требуемыми инструментами и оснасткой

Характеристики технологических операций

Невыполнение требований документированных процедур

Рабочий

Слабая

Повышение квалификации, понимание методик и инструкций

Несовершенство методик, инструкций

Технолог

Прямая

Доработка (изменение) методик

Опыт и квалификация исполнителей

Несоответствие сложности работы квалификации исполнителя

Мастер

Прямая

Учёт квалификации рабочего при поручении работ различной сложности

Рабочий

Некоторая

Повышение квалификации

Второй вопрос частично решается с помощью матрицы распределения ответственности и необходимых действий (таблица 1). При решении четвёртого вопроса необходимо применение комплекса методов математической статистики, теории надёжности, планирования эксперимента и пр., что является темой отдельного рассмотрения.

При решении вопроса «Как получать информацию?» предлагается применять контрольный листок, составленный на основе причинно – следственной диаграммы.

Для получения информации по рассматриваемой проблеме (с учетом диаграммы, приведенной  на рисунке 2) предложен контрольный листок, представленный на рис. 2. Для понятности и упрощения процесса сбора данных контрольный листок содержит только «первичные» показатели (которые нельзя или нецелесообразно вычислять по другим показателям).

Контрольный листок учета показателей качества

изготовления внутренних стеновых панелей

Дата__________

 

Исполнитель___________                          Мастер_______________

 

Марка _____________________

Характеристики исходных материалов:

Материал

Показатель качества

Доп. обработка

 

Прочие факторы__________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Подпись исполнителя___________                                  Подпись мастера____________

 

Рис.2 – Контрольный листок

Полученная таким образом информация (без особых затрат) является ценным статистическим материалом для проведения исследований в рассматриваемой области (выявление корреляционных зависимостей факторов, построение математических моделей и т.д.), результаты которых являются основанием для разработки и внедрения мероприятий, направленных на повышение качества внутренних стеновых панелей и процессов их создания.

Контрольный листок заполняется исполнителем при участии мастера и хранится в установленном порядке.

В заключении необходимо отметить, что предложенные методы позволят обеспечить непрерывный процесс управления и повышения качества путём поддержания постоянной связи (обмен информацией) между производителями строительных изделий и конструкций и строительными организациями.


Библиографический список
  1. Федюкин, В.К.  Методы оценки и управления качеством промышленной продукции [Текст]: учебник.изд.2-е перераб. и доп / В.К. Федюкин, В.Д. Дурнев, В.Г. Лебедев. – М. Информационно-издательский центр «Филинъ», 2001.
  2. Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством [Текст]: учебное пособие / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304с.
  3. Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
  4. Козицына, А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
  5. Логанина, В.И. Управление качеством на предприятиях стройиндустрии [Текст]: монография / В.И. Логанина, О.В. Карпова, Л.В. Макарова. – М.: АСВ, 2008.-216 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация