Глобализация мировой экономики активизирует социально-экономические процессы, протекающие на уровне национальных экономик, в том числе и миграцию. Миграция населения, приобретая глобальный характер, обуславливает направление не только экономического развития страны, но и ее экономическую безопасность.
Все страны мира в различных масштабах и по различным причинам вовлечены в миграционные процессы. Особый интерес и серьезную проблему для многих стран в настоящее время представляет внешняя миграция, в том числе и трудовая, когда происходит перемещение иностранных граждан на территорию данной страны или их выезд за ее пределы, в наиболее активном трудоспособном возрасте.
Говоря о миграционных процессах важно разобраться, в содержании данного экономического термина. Чаще всего в экономической литературе под миграцией понимается процесс перемещения граждан из одной территории в другую (регион, страну) с целью смены места жительства или трудоустройства, а также на условиях временного пребывания или безвозвратно.
Причины, обуславливающие миграционные процессы можно объединить в две основные группы: внутренние и внешние (рис.1).
Рис.1. Причины, обуславливающие миграционные процессы
Следует отметить, что среди основных причин военно-политические, социально-экономические, религиозные ценности и межнациональные конфликты являются преобладающими мотивами миграционных процессов.
Указанные причины могут выступать в качестве выталкивающих факторов, а именно: обострение межнациональных конфликтов, низкий уровень оплаты труда, нестабильная военно-политическая обстановка в стране и т.д. И наоборот, в качестве притягивающих в страну, а именно отсутствие напряженности в межнациональных отношениях среди населения различных вероисповеданий, высокий уровень оплаты труда и благоприятная политическая обстановка в стране
Международная организация труда все потоки международной миграции классифицирует следующим образом:
- Переселенцы – это лица, переезжающие в другую страну с целью постоянного проживания.
- Работающие по контракту, время пребывания таких работников в данной стране, как правило, ограничено в соответствии с условиями контракта.
- Высококвалифицированные специалисты и профессионалы (квалифицированные специалисты).
- Нелегальные иммигранты, лица, въезжающие в другую страну нарушая установленные законом основания.
- Вынужденные мигранты, лица покинувшие границы своей страны в результате вынужденного внешнего факторного воздействия: стихийные бедствия, военные действия и др.
Проследить динамику миграционных процессов в стране можно исходя из анализа таких показателей, как: общее численность выбывших из страны граждан, количество въехавших на территорию страны иностранных граждан, число официально поставленных на учет мигрантов, а также количество депортированных иностранных граждан из страны по причине нарушения сроков или условий пребывания и др.
Оценить эффективность проводимой миграционной политики можно по учету количества лиц официально получивших гражданство страны, числа прибывших или вернувшихся на постоянное место жительство на родину соотечественников и.т.д.
В таблице 1 представлены общие сведения о миграционной ситуации в РФ за период с 2013 по 2014 год.
Таблица 1. Официальные данные по миграционной ситуации в РФ за период 2013-2014 гг. [9]
Сведения по миграционной ситуации в России |
Численность всего за 12 месяцев 2013 года |
Численность всего за 12 месяцев 2014 года |
Въехало иностранных граждан |
17 342 369 |
17 281 971 |
Поставлено на миграционный учет |
7 075 857 |
8 393 655 |
Находится на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства |
10 847 352 |
11 072 255 |
Выдворено и депортировано |
82 413 |
139 034 |
Выдано разрешений на работу |
1 273 984 |
1 303 258 |
Оформлено разрешений на работу высококвалифицированным и квалифицированным специалистам |
155 776 |
194 925 |
Оформлено патентов |
1 537 832 |
2 386 641 |
Выдано видов на жительство и разрешений на временное проживание |
350 093 |
435 802 |
Получили гражданство Российской Федерации |
135 788 |
157 791 |
Прибыло соотечественников и членов семей в Российскую Федерацию и прошло регистрацию в ТО ФМС России |
34 697 |
106 319 |
Выше представленные данные свидетельствуют о росте всех показателей в 2014 г. в сравнении с 2013 г. Так, только общее число прибывших соотечественников и членов их семей в РФ, а также прошедших регистрацию в 2014 г. увеличилось в 3 раза по сравнению с данными 2013 г.
Только за 2 месяца 2015 года въехало иностранных граждан на территорию РФ
358815 чел., поставлено на миграционный учет 1457902 чел., оформлено разрешений на временное проживание 51863 чел., получили гражданство РФ 22 287 чел. [9]
Что касается иностранных мигрантов работающих всего в Российской Федерации, то точные данные по их численности отсутствуют. Основная причина данного обстоятельства кроется в том, что часть иностранных граждан продолжает работать в стране нелегально.
Легальные мигранты приезжают в другую страну, как правило, с целью учебы, повышения квалификации, международной стажировки – служебной поездки, с целью получения политического убежища. К нелегальным мигрантам относятся граждане из других стран, которые проникают на территорию иностранного государства, нарушая законодательно установленные правила. Это могут быть лица, незаконно пересекшие границы другого государства, а также, сюда следует отнести и лиц, которые нарушили правила и сроки пребывания в данной стране, становящиеся нарушителями закона и автоматически нелегальными мигрантами. [2]
Неконтролируемые миграционные потоки мигрантов в Российской Федерации, несмотря на контроль со стороны Федеральной миграционной службы постоянно увеличиваются. Причем, большинство нелегальных иностранных мигрантов прибывает в страну из стран бывших советских республик – СНГ.
Как показывает практика, основной поток трудовых мигрантов в РФ наблюдается из стран СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Украины и др. В таблице 2 представлены общие показатели международной миграции из стран СНГ.
Таблица 2. Общие показатели международной миграции и из некоторых стран СНГ [10]
|
2014г. |
2013г. (Справочно) |
||||
Показатели миграционных процессов |
Число |
Число |
Миграционный |
Число |
Число |
Миграционный (+/-) |
Армения |
46567 |
22561 |
24006 |
42478 |
10184 |
32294 |
Беларусь |
17931 |
11174 |
6757 |
15928 |
12102 |
3826 |
Казахстан |
59142 |
18328 |
40814 |
52063 |
11810 |
40253 |
Таджикистан |
54657 |
35296 |
19361 |
51033 |
17362 |
33671 |
Туркмения |
6038 |
3435 |
2603 |
6012 |
2167 |
3845 |
Узбекистан |
131269 |
94179 |
37090 |
119484 |
50908 |
68576 |
Украина |
126820 |
32448 |
94372 |
66105 |
26494 |
39611 |
Итак, в 2014 г. увеличилось число иностранных мигрантов выбывших из страны в сравнении с 2013 г., а именно это касается таких стран как: Армения, Туркмения, Узбекистан. Однако в обозначенный период с 2013 по 2014 год общее число прибывших в Россию из Украины увеличилось на 100000 тыс. человек (на 92%), а количество выбывших на 5954 человек или 22%.
Следует отметить, что миграционный обмен со странами СНГ, компенсирует естественные потери населения, связанные, в том числе и со структурными изменениями возрастного состава.
Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ, регулирование и контроль определены Федеральными законами. Так, вступивший в силу с 1 января 2015 г. ФЗ от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании патента, как у физических, так и у юридических лиц. Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в РФ обязан представить лично в территориальный орган ФМС России, предусмотренные законом документы:
− личное заявление о выдаче патента;
− миграционную карту с указанием работы как цели визита;
− документы, подтверждающие отсутствие заболевания, которые представляют опасность для окружающих (наркомания, инфекции)
− документ, подтверждающий владение русским языком и основ законодательства Российской Федерации и др.
Следует отметить, что патент дает право осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ, в котором он выдан.
С целью эффективного государственного регулирования миграционных процессов с учетом национальных интересов, а также для осуществления контроля за перемещением иностранных граждан по территории РФ введена процедура миграционного учета.
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» введен миграционный учёт иностранных граждан в РФ. Постановке на миграционный учет подлежат:
- иностранные граждане, по факту въехавшие на территорию РФ и постоянно проживающие;
- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность вахтовым методом;
- факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина является также основанием и др.
Законодательным путем установлена и процедура снятия с учета иностранных граждан, основанием для этого могут служить:
- выбытие из РФ;
- получение гражданства РФ;
- постановка на учет в новом месте пребывания;
- установленный факт смерти иностранного гражданина.
Как показывает практика, чем большая часть населения страны вовлечена в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия [1]. Это обстоятельство можно отнести к миграционным потокам, связанным с вынужденным и массовым переселением населения (беженцам). Подобная ситуация в настоящее время связана с потоком мигрантов, прибывающих на территории России из Украины.
Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528-I “О беженцах”, определяет порядок признания иностранного гражданина беженцем на территории РФ, а также устанавливает определенные гарантии (социальные, экономические, правовые) по защите прав беженцев в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными принципами и нормами международного права.
В соответствии с ФЗ РФ «О беженцах», под беженцами понимаются лица, которые прибыли на территорию РФ и не имеют гражданства данной страны, вынужденно покинувшие территорию другого государства (причинами могут быть национальная принадлежность, политическая обстановка в стране и др.).
Так, по официальным данным ФМС Российской Федерации с ходатайством о предоставлении статуса беженца за период на начало 2014 г. по 2015 г. обратились 5895 чел. из числа лиц прибывших из Украины. С заявлением о предоставлении временного убежища, а именно возможности иностранному гражданину, не имеющему гражданства РФ, временно пребывать на территории страны обратилось – 315207 чел., также прибывших из Украины.
Наряду с этим следует отметить, что уменьшилось количество иностранных граждан из других стран, подавших заявление о предоставлении временного убежища за период 2012-2013 гг. в РФ (табл.3).
Таблица 3. Количество иностранных граждан из стран, подавших заявление о предоставлении временного убежища в РФ
Страны |
2012 |
2013 |
||
Ссем. |
Ччел. |
Ссем. |
Ччел. |
|
Афганистан |
313 |
459 |
55 |
84 |
Грузия |
190 |
212 |
41 |
49 |
Узбекистан |
46 |
68 |
9 |
11 |
Сирия |
96 |
114 |
119 |
142 |
При чем, значительное уменьшение количества иностранных граждан наблюдается из Афганистана, Грузии и Узбекистана, обратная ситуация характерна для Сирии.
В целом последствия миграционных процессов могут быть как положительными, так и отрицательными. Основные плюсы для принимающих стран могут заключаться в: прибытии трудоспособной части населения; устранении дефицита рабочей силы, в случае отсутствия на данной территории необходимой рабочей силы и др. Для отправляющих стран положительные последствия могут проявляться в: уменьшении напряженности на рынке труда, связанной с избытком трудовых ресурсов; возможности получения нового опыта, технологий как результат занятости в производстве, лиц ранее эмигрированной в другую страну.
Негативные последствия от миграционных процессов могут проявляться в:
- увеличении напряженности на национальном рынке труда, за счет прибытия рабочей силы, той квалификации, которая итак имеется в избытке в данной стране (регионе);
- притоке нелегальной иностранной рабочей силы, что может повлиять как на нарушение равновесия спроса и предложения на рынке труда, а также на рост преступности, со стороны «нелегалов»;
- снижении заработной платы у местного населения, по причине притока дешевой рабочей силы;
- оттоке капитала за рубеж, в виде перевода заработной платы на родину иммигрантами и др.
Данные обстоятельства способствует внесению поправок в Федеральные Законы регулирующие миграционные процессы. Так, с 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ “, ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Абзац 2 п. 1 ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изложенный теперь в следующей редакции: «Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом». [11]
Что касается трудовой миграции, то в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и на основании ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (принятый Государственной Думой от 4 июля 2014 г.), иностранные граждане из безвизовых стран, к которым относятся, прежде всего, страны СНГ, имеют право осуществлять различные виды трудовой деятельности на территории России только имея разрешение на работу.
Поскольку основной контингент миграции иностранных граждан в России, в настоящее время составляют трудовые мигранты, то и миграционная политика должна в большей степени способствовать регулированию именно этой части прибывших. Учитывая то, что одной из особенностей трудовых миграций из стран ближнего зарубежья является то, что в большинстве случаев приезжие приобретают статус нелегальных мигрантов.
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации проводится активная политика в области регулирования миграционных процессов, включая: легализацию и получение миграционного статуса; переселение соотечественников в Россию; разрешение на временное проживание в стране (распространяется в большей мере к вынужденным переселенцам и беженцам); правовая помощь беженцам, получение разрешения на работу и др. Однако, учитывая масштабы и последствия миграционных процессов, существует необходимость и дальнейшего совершенствовании миграционной политики РФ, поскольку остается не проблема – трудоустройства мигрантов и регулирования их перемещения.
Библиографический список
- Илимбетова А. А. Глобальный процесс феминизации миграции // Век глобализации : журнал. — 2013. — № 1. — С. 79-91.
- Панина О.В., Пузырева М.Д., Цыганок Ю.Н. Зарубежный опыт борьбы с нелегальной миграцией и его применение в Российской практике.//Журнал «Вестник Академии» Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы.–2014 г. – №1. с. 84-88.
- Резник Г.А. Мобильность как фактор развития рынка труда: Учебное пособие / Г.А. Резник, А.И. Маскаева. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 116 с.
- Федеральный закон № 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 24 ноября2014 г.
- Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля2006 г.
- Федеральный закон Российской Федерации № 4528-I “О беженцах” от 19 февраля1993 г.
- Федеральный закон Российской Федерации № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа1996 г..
- Постановление Правительства Российской Федерации № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15 января2007 г.
- Федеральная миграционная служба. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации -http://www.fms.gov.ru
- Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России -2015 г. - http://www.gks.ru.
- Единая миграционная служба – http://www.grrf.ru