ММИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Амирова Динара Рафиковна1, Коняева Анна Дмитриевна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель кафедры «Маркетинг и экономическая теория»
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», студент

Аннотация
Миграционные процессы являются важным аспектом в развитии национальной экономики и современного рынка труда. В настоящее время внешняя трудовая миграция имеет для многих стран, в том числе и России, важное значение, поскольку от эффективности проводимой миграционной политики в стране зависит и ее экономическое развитие. Связано это с тем, что в большинстве стран мира в общей структуре населения происходит сокращение доля лиц в наиболее активном трудоспособном возрасте и зачастую единственным способом скорейшего восполнения трудовых ресурсов является трудовая миграция.
В то же время, анализ миграционных процессов позволяет своевременно решать проблему нелегальной миграции и совершенствовать механизмы по ее регулированию и контролю.
В статье раскрываются миграционные процессы, протекающие в национальной экономике. Рассматриваются основные причины миграции населения и последствия, как положительные, так и отрицательные для принимающей страны. Приводится анализ основных показателей миграционных процессов, включая вынужденных переселенцев и иностранных граждан, подавших заявление о предоставлении временного убежища. Раскрываются основные цели и направления деятельности Федеральной миграционной службы в РФ, как важнейшего государственного органа регулирующего и осуществляющего учет миграционных процессов в стране.

Ключевые слова: миграционные процессы, миграция населения, нелегальная миграция, переселение соотечественников, причины миграции, регулирование миграционных процессов, трудовая и вынужденная миграция


MIGRATION PROCESSES AND THEIR REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Amirova Dinara Rafikovna1, Konyaeva Anna Dmitrievna2
1Penza State University of Architecture and Construction, senior lecturer in "Marketing and Economic Theory"
2Penza State University of Architecture and Construction, Student

Abstract
Migration processes are an important aspect in the development of the national economy and the modern labor market. At present, the external labor migration has for many countries, including Russia, was important because of the effectiveness of migration policy in the country depends on its economic development. This is due to the fact that in most countries in the total population is declining proportion of people in the most active working age, and often the only way to early to fill workforce is labor migration.
At the same time, the analysis of migration processes allows to solve the problem of illegal migration and to improve the mechanisms for its regulation and control.
The article describes the migration processes in the national economy. The main causes of migration and its consequences, both positive and negative for the host country. The analysis of the main indicators of migration processes, including internally displaced persons and foreign nationals who apply for temporary asylum. Reveals the main objectives and activities of the Federal Migration Service of the Russian Federation as an important state body regulates and records the migration processes in the country.

Keywords: illegal migration, labor and forced migration, migration, migration processes, regulating migration processes, resettlement of compatriots, the reasons for migration


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Амирова Д.Р., Коняева А.Д. Ммиграционные процессы и их регулирование в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51379 (дата обращения: 06.11.2024).

Глобализация мировой экономики активизирует социально-экономические процессы, протекающие на уровне национальных экономик, в том числе и миграцию. Миграция населения, приобретая глобальный характер, обуславливает направление не только экономического развития страны, но и  ее экономическую  безопасность.

Все страны мира в различных масштабах и по  различным причинам вовлечены в миграционные процессы. Особый интерес и серьезную проблему для многих стран в настоящее время представляет внешняя миграция, в том числе и трудовая, когда происходит   перемещение иностранных граждан на территорию данной страны или  их выезд за ее пределы,   в наиболее активном трудоспособном возрасте.

Говоря о миграционных процессах важно разобраться, в содержании данного экономического термина. Чаще всего в экономической литературе под миграцией понимается  процесс перемещения граждан  из одной территории в другую (регион, страну) с целью смены места жительства или трудоустройства, а также на условиях временного пребывания  или безвозвратно.

Причины, обуславливающие  миграционные процессы можно объединить в две основные группы: внутренние и внешние (рис.1).

Рис.1. Причины, обуславливающие миграционные процессы

Следует отметить, что среди основных причин военно-политические, социально-экономические, религиозные ценности  и межнациональные конфликты являются преобладающими мотивами миграционных процессов.

Указанные причины могут выступать в качестве выталкивающих факторов, а именно: обострение межнациональных конфликтов, низкий уровень оплаты труда, нестабильная военно-политическая обстановка в стране и т.д. И наоборот, в качестве притягивающих в страну, а именно отсутствие напряженности в межнациональных отношениях среди населения различных вероисповеданий, высокий уровень оплаты труда и благоприятная политическая обстановка в стране

Международная организация труда все потоки международной миграции классифицирует следующим образом:

  1. Переселенцы – это  лица, переезжающие в другую страну с целью постоянного проживания.
  2. Работающие по контракту, время пребывания таких работников в данной стране, как правило, ограничено в соответствии с условиями контракта.
  3. Высококвалифицированные специалисты и профессионалы (квалифицированные специалисты).
  4. Нелегальные иммигранты, лица, въезжающие в другую страну нарушая установленные законом основания.
  5. Вынужденные мигранты, лица покинувшие границы своей страны в результате вынужденного внешнего факторного воздействия: стихийные бедствия, военные действия и др.

Проследить динамику миграционных процессов в стране можно исходя из анализа таких показателей, как: общее численность выбывших из страны граждан, количество въехавших на территорию страны иностранных граждан, число официально поставленных на учет мигрантов, а также  количество депортированных иностранных граждан из страны по причине нарушения сроков или условий пребывания и др.

Оценить эффективность проводимой миграционной политики можно по учету количества лиц официально получивших гражданство страны, числа прибывших или вернувшихся на постоянное место жительство на родину соотечественников и.т.д.

В таблице 1 представлены общие сведения о  миграционной ситуации  в РФ за период с 2013 по 2014 год.

Таблица 1. Официальные данные по миграционной ситуации в РФ за период 2013-2014 гг. [9]

Сведения по миграционной ситуации в России

Численность всего за 12 месяцев 2013 года

Численность всего за 12 месяцев 2014 года

Въехало иностранных граждан

17 342 369

17 281 971

Поставлено на миграционный учет

7 075 857

8 393 655

Находится на территории Российской Федерации иностранных  граждан и лиц без гражданства

10 847 352

11 072 255

Выдворено и депортировано

82 413

139 034

Выдано разрешений на работу

1 273 984

1 303 258

Оформлено разрешений на работу высококвалифицированным  и квалифицированным специалистам

155 776

194 925

Оформлено патентов

1 537 832

2 386 641

Выдано видов на жительство и разрешений на временное проживание

350 093

435 802

Получили гражданство Российской Федерации

135 788

157 791

Прибыло соотечественников и членов семей в Российскую Федерацию
и прошло регистрацию в ТО ФМС России

34 697

106 319

Выше представленные данные свидетельствуют о росте всех показателей в 2014 г.  в сравнении с 2013 г.   Так, только общее число прибывших соотечественников и членов их семей в РФ, а также  прошедших регистрацию в 2014 г. увеличилось в 3 раза по сравнению с данными 2013 г.

Только за 2 месяца 2015 года въехало иностранных граждан  на территорию РФ

358815 чел., поставлено на миграционный учет 1457902 чел., оформлено  разрешений на временное проживание 51863 чел.,  получили гражданство РФ 22 287 чел. [9]

Что касается иностранных мигрантов работающих всего в Российской Федерации, то точные данные по их численности отсутствуют. Основная причина данного обстоятельства кроется в том, что  часть иностранных граждан продолжает работать в стране нелегально.

Легальные мигранты приезжают  в другую страну, как правило, с целью учебы, повышения квалификации, международной стажировки – служебной поездки, с целью получения политического убежища. К нелегальным мигрантам относятся граждане из других стран, которые проникают на территорию иностранного государства,  нарушая законодательно установленные правила. Это могут быть лица, незаконно пересекшие границы другого государства, а также, сюда следует отнести и лиц, которые  нарушили  правила  и сроки пребывания в данной стране, становящиеся нарушителями закона и автоматически нелегальными мигрантами. [2]

Неконтролируемые миграционные потоки мигрантов в Российской Федерации, несмотря на контроль со стороны Федеральной миграционной службы  постоянно увеличиваются. Причем, большинство нелегальных иностранных мигрантов прибывает в страну из стран бывших советских республик – СНГ.

Как показывает практика, основной поток трудовых мигрантов в РФ наблюдается из стран СНГ: Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Украины и др. В таблице 2 представлены общие показатели международной миграции из стран СНГ.

Таблица 2. Общие показатели международной миграции и из некоторых стран СНГ [10]

 

2014г.

2013г. (Справочно)

Показатели миграционных процессов

Число
прибывших

Число
выбывших

Миграционный
прирост
(+/-)

Число
прибывших

Число
выбывших

Миграционный
прирост

 (+/-)

Армения

46567

22561

24006

42478

10184

32294

Беларусь

17931

11174

6757

15928

12102

3826

Казахстан

59142

18328

40814

52063

11810

40253

Таджикистан

54657

35296

19361

51033

17362

33671

Туркмения

6038

3435

2603

6012

2167

3845

Узбекистан

131269

94179

37090

119484

50908

68576

Украина

126820

32448

94372

66105

26494

39611

Итак, в 2014 г. увеличилось число иностранных мигрантов выбывших из страны в сравнении с 2013 г., а именно это касается таких стран как: Армения, Туркмения, Узбекистан. Однако в обозначенный период с 2013 по 2014 год общее число прибывших в Россию из Украины увеличилось на 100000 тыс. человек (на 92%), а количество выбывших  на 5954 человек или 22%.

Следует отметить, что миграционный обмен со странами СНГ, компенсирует естественные потери населения, связанные, в том числе и  со структурными изменениями возрастного состава.

Порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ, регулирование и контроль определены  Федеральными законами. Так,  вступивший в силу  с 1 января 2015 г. ФЗ  от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что   иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании патента, как у физических, так и у юридических лиц.  Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в РФ обязан представить  лично в территориальный орган ФМС России, предусмотренные законом документы:

−    личное заявление о выдаче патента;

−   миграционную карту с указанием работы как цели визита;

− документы, подтверждающие отсутствие заболевания, которые представляют опасность для окружающих (наркомания, инфекции)

− документ, подтверждающий владение русским языком и основ законодательства Российской Федерации и др.

Следует отметить, что патент дает право осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ, в котором он выдан.

С целью эффективного государственного регулирования миграционных процессов с учетом национальных интересов, а также для осуществления контроля за перемещением иностранных граждан по территории РФ введена процедура миграционного учета.

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также  постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»  введен миграционный учёт иностранных граждан в РФ.  Постановке на миграционный учет подлежат:

-     иностранные граждане, по факту въехавшие на территорию РФ и постоянно проживающие;

-     иностранные граждане, осуществляющие  трудовую деятельность вахтовым методом;

-     факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина является также основанием  и др.

Законодательным путем установлена и процедура снятия с учета иностранных граждан, основанием для этого могут служить:

-     выбытие из РФ;

-     получение гражданства РФ;

-     постановка на учет в новом месте пребывания;

-     установленный факт смерти иностранного гражданина.

Как показывает практика, чем большая часть  населения страны вовлечена в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия [1]. Это обстоятельство можно отнести к миграционным потокам, связанным с вынужденным и массовым переселением населения (беженцам). Подобная ситуация в настоящее время связана с потоком мигрантов, прибывающих на территории России из Украины.

Федеральный закон Российской Федерации  от 19 февраля 1993 г. № 4528-I “О беженцах”,   определяет   порядок признания иностранного гражданина беженцем на территории РФ, а также устанавливает определенные гарантии (социальные, экономические, правовые) по  защите прав беженцев в соответствии с Конституцией РФ и  общепризнанными принципами и нормами международного права.

В соответствии  с ФЗ РФ «О беженцах», под беженцами понимаются лица, которые прибыли на территорию РФ и не  имеют гражданства данной страны, вынужденно покинувшие территорию другого государства (причинами могут быть национальная принадлежность, политическая обстановка в стране и др.).

Так, по официальным данным ФМС Российской Федерации с ходатайством о предоставлении статуса беженца за период на начало  2014 г. по  2015 г.  обратились 5895 чел. из числа  лиц прибывших из Украины. С заявлением о предоставлении временного убежища, а именно возможности  иностранному  гражданину, не имеющему  гражданства РФ,  временно пребывать на территории страны  обратилось – 315207 чел., также прибывших из Украины.

Наряду с этим следует отметить, что уменьшилось количество иностранных граждан из других стран, подавших заявление о  предоставлении временного убежища за период  2012-2013 гг. в РФ (табл.3).

Таблица 3. Количество иностранных граждан из  стран, подавших заявление о предоставлении временного убежища в РФ

Страны

2012

2013

Ссем.

Ччел.

Ссем.

Ччел.

Афганистан

313

459

55

84

Грузия

190

212

41

49

Узбекистан

46

68

9

11

Сирия

96

114

119

142 

При чем, значительное уменьшение количества иностранных граждан наблюдается из Афганистана, Грузии и Узбекистана, обратная ситуация характерна для Сирии.

В целом последствия миграционных процессов могут быть как положительными, так и отрицательными. Основные плюсы для принимающих стран могут заключаться в: прибытии  трудоспособной части населения; устранении дефицита рабочей силы, в случае отсутствия на данной территории необходимой рабочей силы и др.  Для отправляющих стран положительные последствия могут проявляться в: уменьшении напряженности на рынке труда, связанной с избытком трудовых ресурсов; возможности получения нового опыта, технологий  как результат занятости в  производстве, лиц ранее эмигрированной  в другую страну.

Негативные последствия от миграционных процессов могут проявляться в:

-     увеличении напряженности на национальном рынке труда, за счет прибытия рабочей силы, той квалификации, которая итак имеется в избытке в данной стране (регионе);

-     притоке нелегальной иностранной рабочей силы, что может повлиять как на нарушение равновесия  спроса и предложения на рынке труда,  а также  на рост преступности, со стороны «нелегалов»;

-     снижении  заработной платы у местного населения, по причине  притока дешевой рабочей силы;

-     оттоке капитала за рубеж, в виде перевода заработной платы на родину иммигрантами  и др.

Данные  обстоятельства способствует внесению поправок в Федеральные Законы  регулирующие миграционные процессы. Так, с  1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ “,  ст.  5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Абзац 2 п. 1 ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изложенный теперь  в следующей редакции: «Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом».  [11]

Что касается трудовой миграции, то в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года

№ 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и на основании ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (принятый Государственной Думой от 4 июля 2014 г.), иностранные граждане из безвизовых стран, к которым относятся, прежде всего, страны СНГ, имеют право осуществлять различные виды трудовой  деятельности на территории России только имея разрешение на работу.

Поскольку  основной контингент миграции иностранных граждан в России, в настоящее время составляют трудовые мигранты, то и миграционная политика должна в большей степени способствовать регулированию именно этой части прибывших. Учитывая то, что одной из особенностей трудовых миграций из стран ближнего зарубежья является то, что в большинстве случаев  приезжие приобретают статус нелегальных мигрантов.

Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации проводится активная политика в области регулирования миграционных процессов, включая:  легализацию и  получение миграционного статуса; переселение соотечественников в Россию; разрешение на временное проживание в стране (распространяется в большей мере к вынужденным переселенцам и беженцам); правовая помощь беженцам, получение разрешения на работу и др. Однако,  учитывая масштабы и последствия миграционных процессов, существует необходимость и дальнейшего совершенствовании миграционной политики РФ, поскольку остается не проблема – трудоустройства мигрантов и регулирования их перемещения.


Библиографический список
  1. Илимбетова А. А. Глобальный процесс феминизации миграции // Век глобализации : журнал. — 2013. — № 1. — С. 79-91.
  2. Панина О.В., Пузырева М.Д., Цыганок Ю.Н. Зарубежный опыт борьбы с нелегальной миграцией и его применение в Российской практике.//Журнал «Вестник Академии» Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы.–2014 г. – №1. с. 84-88.
  3. Резник Г.А. Мобильность как фактор развития рынка труда: Учебное пособие / Г.А. Резник, А.И. Маскаева. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 116 с.
  4. Федеральный закон   № 357-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”  от 24 ноября2014 г.
  5. Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от  18 июля2006 г.
  6. Федеральный закон Российской Федерации  № 4528-I “О беженцах” от 19 февраля1993 г.
  7. Федеральный закон Российской Федерации № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа1996 г..
  8. Постановление Правительства Российской Федерации № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15 января2007 г.
  9.  Федеральная миграционная служба. Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации -http://www.fms.gov.ru
  10. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России -2015 г. -  http://www.gks.ru.
  11. Единая миграционная служба – http://www.grrf.ru


Все статьи автора «Амирова Динара Рафиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: