ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЕВРЕЕВ-ОТКАЗНИКОВ В СССР В КОНЦЕ 1970-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ «ВЕСТЕЙ ИЗ СССР»)

Обшивалкин Михаил Юрьевич1, Вазерова Алла Геннадьевна1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассматриваются действия советских властей в отношении евреев-отказников в конце 1970-х гг. по материалам «Вестей из СССР».

Ключевые слова: Вести из СССР. Права человека, еврейское движение, оппозиция, отказник, СССР


PROSECUTIONS OF JEWISH REFUSENIKS IN THE USSR IN THE LATE SEVENTIES (ON MATERIALS "MESSAGES FROM THE USSR")

Obshivalkin Mikhail Yuryevich1, Vazerova Alla Gennadyevna1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
In article actions of the Soviet authorities concerning Jewish refuseniks in the late seventies on materials of "Messages from the USSR" are considered.

Keywords: Jewish movement, Messages from the USSR. Human rights, opposition, USSR


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Обшивалкин М.Ю., Вазерова А.Г. Преследования евреев-отказников в СССР в конце 1970-х гг. (по материалам «Вестей из СССР») // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/50442 (дата обращения: 14.03.2024).

В 1970-е гг. в СССР появился неофициальный термин – «отказник», которым называли советских граждан, получивших от власти отказ в разрешении эмигрировать из Советского Союза. Как правило, отказник ассоциировался, в первую очередь, с евреем [1]. Отказники подвергались различным репрессиям, как то их увольняли с работы, делали предупреждение за тунеядство и т.д.

В начале ноября 1978 г. у математика Ю.А. Шихановича (Москва) был снят телефон, хотя это противоречило всем нормативным актам. Раньше у Шихановича телефон только отключался за использование его «в целях, противоречащих государственным интересам и общественному порядку», как это происходило у некоторых диссидентов и евреев-отказников. Когда Шиханович спросил, кому следует жаловаться, то ему ответили: «Никому» [2].

21 декабря 1978 г. сотрудники Комитета госбезопасности ворвались в квартиру В.Л. Браиловского [3], еврея-отказника, где происходили научные семинары евреев-ученых, уволенных с работы из-за своего желания эмигрировать в Израиль [4]. В.Л. Браиловского, потерявшего работу, отказываются регистрировать как частного преподавателя, не дают разрешения преподавать математику, кибернетику, радиоэлектронику [5].

В начале января 1979 г. в Бельцах (Молдавия) арестовали Я. Гробермана, А. Фельдмана и А. Миллера. Я. Гроберман – отказник с 1973 г. из-за секретного характера работы. А. Фельдману разрешили выезд, и он должен был уехать 10  января. А. Миллер ждал выдачи визы. Их арестовали из-за ссоры в кафе, когда семеро молодых людей начали оскорблять Гробермана, Фельдмана и Миллера, выкрикивали антисемитские выражения. Никого из них не арестовали. Я. Гробермана через несколько дней освободили. А. Фельдман и А. Миллер ждут суда [6].

27 января 1979 г. в квартире Михаила и Евгении Календаровых (Ленинград) провели обыск. Календаровы – семья евреев-отказников с 1973 г. Только их дочери Людмиле разрешили выехать из СССР, другим членам семьи было отказано из-за секретного характера работы Е. Календаровой. Их сын Борис получил повестку в военкомат; но т.к. военная служба в прошлом, как правило, используется как предлог для последующих отказов в эмиграции, он принял решение уклониться от службы и скрыться [7].

В 1979 г. в СССР был образован Комитет 10 евреев-отказников – ветеранов Отечественной войны, целью которого объявлялось содействие эмиграции. Двум членам комитета уже разрешили выезд. В числе остальных – москвичи Аба Столяр, 1910 года рождения, родившийся в Америке и приехавший в СССР с отцом в 1931 г., и С.А. Янтовский, 1908 года рождения. Другие члены комитета живут в других городах [8].

М. Новикова, еврея-отказника с 1972 г., 7 апреля 1979 г. на непродолжительное время задержали в Москве, когда тот попытался встретиться с зарубежными корреспондентами для передачи им копии открытого письма Л.И. Брежневу. Это обращение, подписанное 47 евреями-отказниками, содержался протест против «Закона о гражданстве СССР», принятого 1 декабря 1978 г. В письме утверждалось, что закон делает легитимным произвол в вопросе эмиграции [9].

19 апреля вдруг было дано разрешение на выезд из СССР ленинградцу Ф. Ароновичу, отказнику с 7-летним стажем, и еще 6 отказников из Киева. 20 апреля 1979 г. на основании Указа Л.И. Брежнева досрочно – на 14 месяцев раньше – освободили из заключения А. Альтмана, Г. Бутмана, В. Залмансона, Б. Пэнсона и А. Хноха. 27 апреля Бутман вылетел в Израиль самолетом через Вену, другие выехали поездом. В день освобождения этих «самолетчиков» сыну известного еврейского активиста и отказника В. Слепака, отбывавшего ссылку, Леониду Слепаку, 1960 года рождения, было дано разрешение на эмиграцию в Израиль с семьей. До этого он 1,5 года уклонялся от призыва в армию и подлежал уголовному преследованию. Данные события произошли во время нахождения в Москве делегации из 17 американских конгрессменов, в том числе Ч. Вэника, соавтора поправки к закону о торговле. Вэник и другие конгрессмены встречались с А. Лернером и другими евреями-отказниками. 20 апреля состоялась встреча американцев-конгрессменов У. Грэдисона, Т. Вирта,  М. Макхью и Г. Спеллмана с А. Сахаровым, Е. Бонер, И. Валитовой-Орловой и И. Жолковской-Гинзбург.

Накануне визита американцев резко выросла еврейская эмиграция. В марте 1979 г. из СССР уехало 4416 человек, предыдущий рекорд составил 4408 человек в октябре 1973 г. Но значительное количество заявлений остается неудовлетворенными. Так, в 1978 г. численность заявлений о выезде возросла до 140 тыс. по сравнению с 71 тыс. в 1977 г. [10].

19 апреля 1979 г. в 16 ч. у Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве группа евреек-отказниц (М. Вигдорова с детьми Левой и Соней, А. Другова, Батшева, Елистратова, Г. Кремень, Ф. Коган, М. Лившиц, Н. Розенштейн, Н. Хасина, Е. Чернобыльская) провела демонстрацию под лозунгом «Визы в Израиль». Демонстрацию насильственно прекратили через несколько минут, при этом молодые люди в штатском кричали антисемитские и профашистские лозунги. Женщин доставили в милицию, где продержали 4 часа. Б. Елистратова была осуждена на 15 суток за «хулиганство», Е. Чернобыльская оштрафована на 20 руб., Ф. Коган – на 10 руб. 24 апреля мужа Б. Елистратовой Виктора задержали в метро и доставили в КГБ в Москве, где сделали предупреждение по Указу от 25 декабря 1972 г. В. Елистратов отказался подписать предупреждение, тогда сотрудники комитета госбезопасности начали угрожать ему, что распустят слух, будто он является их агентом. В начале мая В. Елистратов выехал в Киев для встречи с группой иностранных туристов на квартире киевского еврея-отказника В. Кислика. Поздно вечером в квартиру Кислика ворвались неизвестные, вытащили Елистратова, в чем он был, доставили в аэропорт и отправили под конвоем в Москву [11].

21 апреля сотрудники КГБ и дружинники разогнали группу евреев-отказников, которые собрались здания ОВИРа в Киеве. Было задержано пять евреев – Я. Беслик, В. Кислик, Ю. Книзлионик, Д. Райзман, С. Ротштейн. Через час их отпустили.  С. Ротштейну было предписано прибыть для дачи объяснений 27 апреля.

3 мая рижский еврей-отказник А. Марясин объявил голодовку, после того как ему в очередной раз отказали в визе в Израиль. Он не мог устроиться на работу по специальности 7 лет [12].

В мае заместитель министра внутренних дел Б. Шумилин пообещал еврею-отказнику москвичу Э. Смелянскому, что его дело будет пересмотрено. Э. Смелянский заявил, что если и в этот раз ему будет отказано, то он покончит жизнь самоубийством. С того времени его и его супругу Аллу постоянно сопровождало несколько человек в штатском и оперативная машина. До этого – 29 марта супругов Смелянских с сыном Михаилом задержали на Красной площади и продержали в отделении милиции около 3 часов [13].

22-26 мая Москву посетил Р. Хок, президент Австралийского совета тред-юнионов. Он приехал в Москву из Израиля по приглашению председателя ВЦСПС А.И. Шибаева. Хок и Шибаев провели ряд длительных переговоров, в которых оба позиционировались как посредники: Хок – со стороны еврейских активистов в Москве, Шибаев – со стороны советского правительства. По окончании переговоров было достигнуто неофициальное соглашение, которое по просьбе Шибаева было Хоком доведено до представителей еврейских активистов – А. Лернера, В. Браиловского, В. Престина. Им были предоставлены полномочия огласить условия соглашения. Хок представил Шибаеву список требований, полученных от еврейских активистов: 1. Освобождение 12 узников Сиона; 2. Немедленное разрешение на эмиграцию отказникам, ожидающим разрешения более 5 лет (таких семей насчитывалось более 100); 3. Сокращение срока ожидания разрешения до 3 или 5 лет; 4. Упрощение процедуры рассмотрения заявлений об эмиграции. Советское руководство приняло первые три требования, но решительно отказалось рассматривать последнее. Встречным условием было выдвинуто требование, чтобы еврейские активисты выступили с публичным заявлением, что они расценивают сделанные уступки как значительное улучшение в сфере эмиграционной политики.  Лернер, Браиловский и Престин опубликовали такое заявление 26 мая, где оговорили, что обещанные условия должны быть выполнены не позднее, чем через месяц. Они подчеркнули, что пока никаких официальных заверений им дано не было. Имена заключенных, подлежащих освобождению, были названы еврейскими активистами, со стороны советского руководства никаких фамилий не прозвучало [14].

Харьковский еврей-отказник А. Парицкий 10 июня 1972 г. общался по телефону со своим другом в США из телефонной кабинки на харьковском почтамте. Неожиданно в будку ворвался стоявший рядом офицер КГБ Мандрик, крича, что Парицкий передает за границу секретную информацию. Он и находившийся там же корреспондент местной газеты Каменогорский схватили Парицкого и передали его дежурному милиционеру, который его задержал. За 5 дней до этого за Парицким было установлено явное наблюдение КГБ. А. Парицкий, кандидат технических наук, научный работник, его супруга Полина и две дочери ожидали разрешения на эмиграцию в течение 3 лет. В 1979 г. Парицкий три раза подвергался нападкам в местных СМИ. В апреле харьковское радио посвятило передачу «антисоветской деятельности» Парицкого [15]. Парицкого уволили с работы. В течение последних двух лет Парицкий работал электриком на заводе «Спецреммонтаж» [16].

13 июня В. Райз и еще несколько евреев-отказников из Вильнюса объявили голодовку против отказа в эмиграции. 18 июня к ним присоединились женщины А. Блох, К. Райз и Д. Дигельбойм. В. Цукерман в Харькове продлил срок объявленной им 1 июня 1979 г. голодовки [17].

Против профессора Э. Менджерицкого, еврея-отказника (Москва), было возбуждено уголовное дело о тунеядстве [18].

Предупреждение о тунеядстве получил еврей-отказник Ю. Гольфанд (Москва). Он отказался подписать предупреждение [19].

В. Елистратов, еврей-отказник (Москва), по поручению МХГ [20] выезжал в Находку для изучения положения пятидесятников, добивающихся эмиграции из СССР. В Находке он подвергался задержаниям и обыскам. 9 августа он вернулся в Москву, и вечером к нему пришли с обыском, в ходе которого изъяли привезенные магнитофонные записи, записную книжку, документы по еврейскому вопросу [21].

20 августа четыре человека в штатском ворвались вечером в квартиру киевского еврея-отказника В. Кислика. Они схватили Кислика и доставили его в милицию, где допросили. Предметом допроса была публикация Кислюком, физиком, статей по физике в иностранных научных журналах в 1977-1978 гг. [22].

Московские евреи-отказники супруги Геннадий и Наталья Хасины снимали в пригороде Одессы дачный домик. 6 сентября в этот дом ворвалась милиция под предлогом поиска укрытых краденых вещей. Были изъяты книги, словари, учебники иврита, несколько номеров официального советского журнала «Советиш Геймланд» (на идиш), письма, магнитофон, 11 кассет. 11 сентября Г. Хасина пригласили в милицию, откуда он не вернулся. Супруге сообщили, что его арестовали на 10 суток за «неповиновение милиции» [23].

Киевские отказники Е. Ротштейн и ее супруг И. Олейник отдыхали в Ялте, за ними постоянно следили. 19 сентября, когда они возвращались домой, неизвестная женщина бросила в Е. Ротштейн банку томатного соуса. Супругов задержала милиция. На следующий день Е. Ротштейн был приговорен к 15 суткам за «мелкое хулиганство». Е. Ротштейн 27-29 сентября держала голодовку протеста. 25 сентября в Приемную Президиума Верховного Совета СССР явилась группа евреек-отказниц и передала заявление об объявлении двухдневной голодовки солидарности с Е. Ротштейн [24].

12 октября в Киеве 12 евреев-отказников (В. Ротштейн, С. Ротштейн, Е. Ротштейн-Олейник, И. Чернявская, С. Чернявский, Е. Гельфельд, П. Черняк, А. Розенман, А. Бродская, Н. Наумова, Л. Сиско, А. Сухолуцкий) арестовали и осудили на 15 суток каждого за то, что они отказались покинуть здание ЦК партии Украины после рабочего дня. Они требовали объяснения причин отказов в разрешении на выезд в Израиль. Объяснения не предоставили [25]. 27 октября их освободили (кроме С. Ротштейна и Е. Ротштейн, которые «получили» дополнительно 15 суток за «нарушение режима») [26].

Евреи-отказники в своей борьбе за выезд активно апеллировали к западной общественности, и советское руководство вынуждено было считаться с данной стороной «переговоров».


Библиографический список
  1. Молькин А.Н., Королева Л.А. Евреи в СССР в 1950-1980-е гг. // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38934 (дата обращения: 13.03.2015).
  2. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 7.
  3. Вазерова А.Г., Молькин А.Н. Журнал «Евреи в СССР» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/48755 (дата обращения: 13.03.2015).
  4. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 37-38.
  5. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 58-59.
  6. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 53.
  7. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 59.
  8. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 83.
  9. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 92.
  10. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 95-96.
  11. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 105.
  12. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 111.
  13. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 111.
  14. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 115.
  15. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 134.
  16. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 194.
  17. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 138-139.
  18. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 139.
  19. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 148.
  20. Гарькин И.Н., Королева Л.А. Правозащитное движение в СССР (1960-1980 гг.) // История и археология. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/04/959 (дата обращения: 17.02.2015).
  21. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 154.
  22. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 162.
  23. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 171.
  24. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 182.
  25. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 183.
  26. Вести из СССР. Права человека. Мюнхен, 1979. С. 193.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Королева Лариса Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация