ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Бекоева Марина Ивановна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета

Аннотация
В статье анализируются концептуальные подходы к теории оценивания качества образования, процесс реализация дидактических принципов и подходов к объективизации системы контроля и оценки знаний студентов современной образовательной организации, структурируются показатели качества обучения, теоретически обобщаются методы и приемы оценки знаний студентов на основе качественно-количественного подхода.

Ключевые слова: контроль качества обучения, оценка знаний студентов, профессиональное образование, учебно-воспитательная деятельность студентов


THE MAIN DIRECTIONS OF THE MONITORING AND EVALUATION OF STUDENTS' KNOWLEDGE

Bekoeva Marina Ivanovna
North-Ossetian State University K.L. Khetagurov
candidate of pedagogical science, associate professor of department pedagogy and psychology

Abstract
The article analyzes the conceptual approaches to the theory of education quality evaluation, the process of implementation of didactic principles and approaches to the objectification of monitoring and evaluation of students 'knowledge of modern educational organization structured indicators of quality education, theoretically generalized methods and techniques of assessment of students' knowledge on the basis of qualitative and quantitative approach.

Keywords: assessment of students' knowledge, professional education, quality control training, training and educational activities of students


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бекоева М.И. Основные направления осуществления контроля и оценки знаний студентов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59419 (дата обращения: 29.03.2024).

Вхождение в международное образовательное пространство, внедрение в систему высшего образования интерактивных методов обучения, активное использование информационно-коммуникационных технологий ведет к поискам новых форм организации педагогического контроля и оценки знаний студентов. Например, реализация технологии модульного обучения предполагает осуществление рейтингового контроля.

Анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме оптимизации системы контроля и оценки знаний студентов в современной образовательной организации (Р.П. Аркаева, М.И. Бекоева, А.А. Коростелев, И.И. Литвинов, Н.В. Ляченков, Д.А. Полторецкий, В.П. Рубаева, А.В. Черехович, А.Н. Ярыгин и др.) позволил определить основные требования к организации и проведению контроля за учебно-воспитательной деятельностью студентов:

1. Качественное и эффективное измерение уровня и качества подготовки испытуемых по исследуемым критериям (Буйлова JI.H.) [1];

2. Индивидуально-оценочный характер контроля знаний студентов (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов), требующий осуществления проверки учебной деятельности каждого обучающегося, его личной учебной достижений, не допускающей подмены оценочных результатов отдельных студентов итогами работы коллектива, или наоборот [2];

3. Единство требований к показателям и критериям оценки знаний студентов у преподавателей (И.П. Подласый), осуществляющих контроль за учебно-воспитательной деятельностью обучающихся [3];

4. Систематичность контроля (Р.П. Аркаева, В.П. Рубаева), который стабилизирует процесс образования, стимулирует учебную мотивацию, дает студенту возможность получить максимальное количество оценок (баллов), по которым можно судить об итогах учебы более объективно [4];

5. Дифференцированный подход (М.И. Бекоева), учитывающий характерные особенности каждой учебной дисциплины и отдельных его частей, а также индивидуальные качества обучающихся, требующий от преподавателя педагогического мастерства, адекватной методики контроля [5].

Для более объективной оценки итогов учебно-воспитательной деятельности студентов используются различные методологические приемы (Т.В. Комар А.А Коростелев, Д.А. Полторецкий), которым можно придать следующий дидактический смысл: диагностический – чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны; обобщающий для получения итоговой оценки в конце работы с единицей изучения. На различных этапах процесса обучения используются различные виды и формы организации педагогического контроля. Систему контроля составляют: экзамены – письменные и устные; зачеты – письменные и устные; контрольные, лабораторные, самостоятельные курсовые работы; проектные работы – творческая, исследовательская, проектная деятельность; рефераты; коллоквиумы; тестирование; балльно-рейтинговый контроль [6, 7].

Современный образовательный процесс предполагает развитую систему тестирования. В педагогической практике часто возникает необходимость быстрой, оперативной и достаточно объективной оценки качества обучения студентов. Наиболее распространенным средством педагогического измерения уровня знаний, в настоящее время, является технология балльно-рейтингового контроля на основе тестирования. Вместе с тем, в педагогической теории и практике отсутствует единая концептуальная система реализации тестового контроля, не уточнены формулировки понятия «тест».

Тест – система заданий с постепенно повышающейся трудностью и специфической структурой, позволяющая максимально объективно оценивать структуру, качество и уровень знаний студентов (М.И. Бекоева) [8].

Тест – это инструмент для более объективной психологической диагностики и оценки выраженности исследуемого признака, содержащий квалиметрически выверенную систему тестовых вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для количественного измерения качеств признака (А.В. Черехович) [9].

Тестовое задание – основная составляющая часть теста (B.C. Аванесов), которая состоит из инструкций для испытуемых, текста задания, имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей. Оно определяется как средство обучения, отвечающее следующим требованиям: цель, краткость, технологичность, логическая структура высказывания, определенное место для вопросов, определенное место для ответов, определенный порядок расположения компонентов задания, единство требований инструкции для всех респондентов, соответствие инструкции форме и содержанию задания [10].

Цели и задачи тестирования вытекают из достоинств тестового контроля – это достаточно удобная и близкая к реальной оценке знаний группы испытуемых посредством экономичных, оперативных и технологичных процедур по заранее разработанным критериям. Существует ряд требований к тестированию студентов (В.Н. Фомин)

- тест надо рассматривать как единство метода педагогического измерения; результатов, полученных определенным методом; интерпретированных результатов, полученных определенным методом;

- процедура тестирования осуществляется в основном через специальный программированный контроль – электронные таблицы, систему управления базами данных, пакеты статистической обработки результатов тестирования, специальные контрольно-измерительные программы и т.д. Никто не имеет никаких преимуществ, все отвечают на одинаковые по уровню сложности вопросы и в одинаковых условиях.

- оценка результатов проводится по заранее разработанной методике, существующей в педагогической науке, или разработанной самим проверяющим. Для более достоверной и объективной оценки тестирования рекомендуется применить методы математической статистики обработки данных;

- формы и методы тестирования должны соответствовать его целям, задачам и ожидаемым результатам, что определяет его надежность и валидность [11].

Наиболее распространенной классификацией видов педагогического тестирования является 3-х этапное: входное (констатирующее), промежуточное (текущее) и итоговое (контролирующее) тестирование.

1.Констатирующее тестирование студентов является обязательным и проводится для определения исходного уровня знаний и умений по исследуемым процессам и выявления дефицита их знаний. Анализ и интерпре­тация результатов входного тестирования позволяет:

  • скорректировать учебный план курса;
  • выбрать эффективные формы работы;
  • разработать стратегию построения учебной деятельности, опираясь на жизненный и профессиональный опыт педагогов и студентов;
  • создать педагогические условия для максимальной активизации познавательной деятельности;

2. Основной целью промежуточного тестирования студентов вуза является повышение качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования. Промежуточное тестирование осуществляет тематический, модульный контроль, может выполнять и обучающую функцию. При проведении промежуточного тестирования ставятся следующие дидактические задачи: выявление уровня сформированных у студентов знаний по специальным и базовым дисциплинам; контроль, поддержание и совершенствование учебных дисциплин, анализ результатов промежуточной аттестации и повышение качества обучения путем корректировки рабочих учебных программ дисциплин в соответствии с новыми образовательными стандартами, поиска новых педагогических технологий обучения. К промежуточному тестированию предъявляются следующие требования: осуществляется преподавателями, как правило, в рамках семинарских занятий; должен включать задания, направленные на проверку знаний студентов; в случае отрицательного результата назначается день и время для ликвидации задолженности по данному тесту; студенты, не ликвидировавшие задолженности по промежуточному тестированию, не допускаются к итоговому тестированию.

3.Итоговое тестирование помогает оценить изменения, произошедшие в сознании студентов, их опыте и отношении к проблемам образования, к изучаемым дисциплинам, к своему собственному образу жизни. Анализ результатов итоговой диагностики теоретического блока позволяет судить о том, что такие знания осваиваются студентами полностью, отличаются конкретностью, полнотой, конструктивностью формулировок специальных понятий, что дает основания судить о соответствии содержания образования, форм обучения уровню подготовленности и качестве усвоения учебного материала.

По этапам и срокам проведения педагогический контроль бывает следующих видов: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Предварительный контроль служит для констатации первичных знаний, умений и навыков студентов по конкретному предмету, планирования педагогом дальнейшей работы, индивидуализации процесса обучения. Данный вид контроля сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в теоретических знаниях, практических умениях и др.

Текущий контроль проводится повседневно, мотивирует обучение и помогает дифференцировать студентов на успевающие и неуспевающие в зависимости от результатов предварительного контроля. Основная функция текущего контроля – обучающая. Методы и формы такого контроля могут быть разными, их выбор зависит от таких факторов, как специфика изучаемого предмета, содержание и уровень сложности учебного материала, возраст и степень подготовки самих студентов, цели обучения, конкретные педагогические условия.

Тематический контроль осуществляется периодически для оценки результатов определенной темы или раздела. Данный вид контроля способствует систематизации знаний, умений навыков студентов. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения студентами взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, распределенных в разных частях дисциплины.

Рубежный контроль – проверка и оценка достижений студентов после завершения одного предметного блока. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла. Это, прежде всего, диагностирование уровня обученности на данном этапе в соответствии с поставленной целью. В семестре предполагается проведение 2-3-х рубежных контрольных.

Итоговый контроль проводится в конце семестра. Он может состояться из заданий первой и второй рубежных контрольных. Формой итогового контроля может быть проведение научно-исследовательской, проектной или творческо-поисковой деятельности.

Заключительный контроль – зачет, экзамен по дисциплине, зашита рефератов, курсовых, дипломных проектов, госэкзамены. С ее помощью диагностируется способность студентов применять полученные теоретические знания для решения практических задач.


Библиографический список
  1. Буйлова JI.H. Тестирование слушателей курсов повышения квалификации как фактор изучения его эффективности. – М., 2006.
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2007. 540 c.
  3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2000.
  4. Аркаева Р.П., Рубаева В.П. Квалиметрический подход в управлении качеством образования студентов //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2009. №3. С. 38-42.
  5. Бекоева М.И. Педагогическая квалиметрия в управлении качеством образования студентов современного вуза //Nauka-Rastudent.ru. 2015. №6 (18). С. 10.
  6. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45. 9.
  7. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. №1. С. 38-41.
  8. Бекоева М.И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики //Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 1057.
  9. Черехович А.В. Квалиметрия в стандартизации http://www.tngz.ru
  10. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий». – М.: Центр тестирования, 2002. – 240 с.
  11. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. М.: ЭКМОС, 2002. 225 с.
  12. Щипанов B.В. Технология квалитативного образования при подготовке специалистов
  13. http://www.rusnauka.com/NTIP_2011/Pedagogica/5_ponikarovskaja.doc.htm


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бекоева Марина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация