Нынешнему обществу свойственна одна из важнейших проблем современности – миграция, представляющая собой сложный общественно-политический процесс, влияющий на освоение территорий, развитие производства и производительных сил, культуры, взаимоотношения людей. Поиски лучшей жизни за рубежом, стремление к материальному благополучию, политическое преследование, расовая, религиозная или национальная дискриминация – причин у миграции может быть множество.
Тема актуальна как для Евросоюза в целом, так и для Италии в частности: только за 2013 г. в Италию прибыло 307,5 тыс. иммигрантов (всего в страны Евросоюза – 3,4 млн) [1]. В целом на территории страны на 1 января 2014 г. оказалось почти 5 млн иммигрантов, или 8,1% всего населения Италии [2]. Как следствие, существует целый комплекс проблем, связанных с интеграцией иммигрантов в общество принимающей страны, их социализацией, а также изменением демографической, экономической и культурной ситуации в государстве, которое вынуждено реагировать на возникшую ситуацию. Так складывается иммиграционная политика страны. Целью исследования является определение основных направлений иммиграционной политики Италии в следующих аспектах: политико-правовом, экономическом и социокультурном. Объект исследования в данной работе – политика Италии в контексте обострившейся проблемы миграции, предмет – стратегия, комплекс политических и организационных мер в отношении иммигрантов.
Современная миграция, носящая транснациональный характер, заставляет государства серьёзнейшим образом разрабатывать собственную эффективную миграционную политику. Миграционная политика – это «государственная доктрина или концепция регулирования миграционных процессов, неразрывно связанная с проводимой экономической, социальной, демографической, национальной, культурной политиками, разделяемая на реальную и декларируемую». [3, с.275]. Миграционную политику можно рассматривать в отношении к эмигрантам и иммигрантам. В данной работе мы подробно остановимся на иммиграционной политике Италии.
Иммиграция в Европу длительное время не являлась объектом внимания политиков. В 1945-1973 гг. это был один из второстепенных вопросов, который, как считалось, легко можно было решить путем регулирования, а ее последствия не носили характер проблемы. Впервые взгляды политиков поменялись в связи с нефтяным кризисом 1973 г., когда во многих странах было заявлено о замораживании въезда в Европу для трудовых иммигрантов. Это вызвало совершенно непредсказуемые последствия. Во-первых, иммигранты стали оставаться в принимающей стране (т.к. при выезде из страны было невозможно снова туда въехать). Во-вторых, возникли три новых «канала» иммиграции, неподвластные управлению политическими средствами: «воссоединение семей, политическое убежище, миграция без документов» [4].
Ситуация с каждым годом накалялась, а проблемы не решались. В 1990-е гг. появилось мнение о том, что необходимо ограничить как въезд мигрантов, так и предоставление им политического убежища, а также ужесточить борьбу с иммиграцией без документов. Кроме того, предлагалось объединить усилия стран (в первую очередь органов безопасности), из которых мигрируют и которые принимают мигрантов, а также государств, являющихся для мигрантов транзитными. За этим последовало принятие целого ряда общеевропейских документов и соглашений, которые, тем не менее, не принесли ожидаемого результата, поэтому в настоящее время невооружённым глазом заметен провал политики Евросоюза по отношению к иммигрантам. «Вся Европа сейчас пришла в движение, – так комментирует ситуацию политолог Юрий Шевцов, – люди переезжают из слаборазвитых стран в высокоразвитые, из одних регионов – в другие. Внешняя миграция усиливается, ибо разница в уровнях развития ЕС и ряда соседних стран и регионов нарастает. Евросоюз не справляется с главным: он не смог обеспечить вокруг себя устойчивую зону процветания, которая бы сдержала приток в его границы арабов, африканцев или, например, албанцев» [5].
История иммиграционной политики Италии не имеет глубоких корней: долгое время в течение XIX-XX вв. Италия была страной выезда. Только в конце 1950 – начале 1960-х гг. начинают приниматься правила въезда и нахождения на ее территории иностранных граждан. Официально иммиграция в Италии была признана как явление в конце 1970 – начале 1980-х гг., когда иммиграционные потоки вышли за рамки традиционных для иммиграции стран и направились в новые, бурно развивающиеся страны, в т.ч. и в Италию, превратив её из «страны эмиграции» в «страну иммиграции» [6, с.101].
Однако в эти годы число иммигрантов в Италии всё равно было значительно меньше, чем в других странах Западной Европы. Кроме того, иммиграционная политика Италии начала формироваться с учетом таких особенностей, как сочетание высокого официального уровня безработицы и существенного веса теневой экономики (около 20-40%), позднее присоединение к процессу «закрытия» Европы от иммигрантов и транзитное положение между странами-донорами и странами-реципиентами.
В 1981 г. Италия присоединилась к Конвенции № 143 Международной организации труда о нелегальной миграции, что послужило началом законодательного регулирования иммиграционной политики. Принятый в 1990 г. так называемый «закон Мартелли» («legge Martelli») заложил основы современной иммиграционной политики Италии и определил правила въезда и пребывания иностранцев на территории Италии. Отметим его компромиссный характер: с одной стороны, провозглашалось распространение на всех права на убежище (до этого действовавшего только относительно иммигрантов из стран советского блока) и вводилась новая программа амнистии для всех иммигрантов независимо от наличия у того работы; с другой стороны, этот закон вводил довольно жесткие ограничения по контролю за миграцией (утверждение максимального числа прибывающих легальных мигрантов, введение виз для многих стран) [4].
Следующим правовым документом стал закон № 40/1998, принятый левоцентристским парламентом в 1998 г. на фоне усиливавшейся озабоченности неэффективными мерами по ограничению иммиграции. Главным образом ставка была сделана на ограничение въезда на территорию Италии, а также на изменение процедуры выдворения, содержавшей лазейки для иммигрантов. Данная процедура была упрощена, уменьшены юридические гарантии, установлено правило содержания иммигрантов, подлежащих выдворению, в определенных центрах, а также подписаны соглашения со странами выезда о пропуске выдворенных иммигрантов обратно. Позднее результативность закона была подтверждена статистическими данными, согласно которым увеличились реальное количество депортаций и процентное соотношение количества фактических выдворений к уведомлениям о выдворении [4].
Иммиграционная политика приобрела более жесткий характер с принятием в 2002 г. «Закона Босси-Фини», в котором уже прямо высказывались опасения по поводу значительного потока в европейские страны иммигрантов. Были приняты следующие ограничительные меры: с четырех до двух лет уменьшилось максимально возможное время разрешения на работу; для граждан из стран, не входящих в Евросоюз, был увеличен срок (с пяти до шести лет) проживания в Италии для получения разрешения на постоянное пребывание в стране; была разработана процедура немедленной депортации нелегальных иммигрантов; было отменено право на воссоединение с членами семьи, находящимися в третьей степени родства [7].
Далее был принят ряд законов, регулирующих взаимоотношения работодателей и работников-иммигрантов в целях борьбы с теневой экономикой и повышения охраны труда и безопасности работников, гармонизирующих процедуру инспекционных проверок со стороны наблюдающих органов [8, с.170].
Рассмотрим иммиграционную политику Италии в политико-правовом аспекте. Если вплоть до 2002 г. принимались либеральные законы в отношении въезжающих (им активно предлагалась работа, границы были фактически открыты, власть подчёркивала «недопустимость нарушения прав миллионов выходцев из североафриканских стран, живущих в ЕС» [9, с.160]), то приход к власти правоцентристов (партии «Лига Севера», «Национальный альянс») и постоянно усиливающаяся озабоченность проблемой нелегальной иммиграции в Италию выходцев из стран Арабского мира, которые стали наиболее многочисленной категорией иммигрантов, ознаменовались уже упомянутым крайне жёстким иммиграционным законом «Босси-Фини», целью которого было не интегрировать иммигрантов в общество коренных жителей, а оставить их на правах «временных рабочих», отношения с которыми строятся на основе лишь трудовых контрактов. Главными задачами правительства периода пребывания у власти Берлускони стали следующие: ограничение иммиграции и пресечение нелегальной иммиграции; обеспечение безопасности граждан Италии через ограничение иммиграции (доля заключенных среди иностранцев была в 13 раз больше, чем итальянцев [3, с.326]); выдворение всех нелегальных иммигрантов. Кроме того, Италия требовала усилить пограничный и полицейский контроль в странах Африки.
Для борьбы с африканскими иммигрантами правительство предприняло особые меры: создало дополнительные патрули для контроля над своими территориальными водами, специальные полицейские подразделения и места временного содержания нелегалов, выделило быстроходные патрульные суда для Ливии, призванные пресекать незаконные перевозки иммигрантов. Вышеуказанные меры возымели действие, и в итоге за 2010 г. на о.Сицилию и близлежащие острова высадилось всего 205 человек, число нелегальных мигрантов составило 1470 человек, что стало очень неплохим результатом для правительства Берлускони [10].
Мощнейший миграционный поток вызвали народные волнения в некоторых странах Северной Африки. В результате «арабской весны» в феврале 2011 г. в Италию через море из Туниса и Ливии прибыло около 60 560 человек. Для того чтобы изменить ситуацию и «очистить» южные итальянские провинции, с временными правительствами этих стран было подписано несколько обязательств о сотрудничестве, способствующих возвращению нелегальных иммигрантов на родину, а также воспрепятствованию незаконного транзита через границу.
Были определены следующие иммиграционные мотивы, дающие право на получение разрешения на постоянное пребывание в стране и гражданство:
- «воссоединение семей – когда воссоединение происходит к лицу, уже имеющему иммиграционный статус либо итальянское гражданство;
- усыновление несовершеннолетнего иностранца лицом, уже имеющим иммиграционный статус, либо итальянское гражданство;
- наёмная работа (при наличии контракта с неопределенным сроком завершения);
- индивидуальная трудовая деятельность в различных областях, таких, как торговля, спорт, искусство, коммерция и т.д.» [11, с.160-161].
Подробно положение, права и обязанности иммигрантов в настоящее время определяет закон «Босси-Фини» (2002 г.) и ряд дополнений к нему. Остановимся на основных моментах этих нормативно-правовых актов. Во-первых, введён «контракт на пребывание», обязательно оформляемый работодателем заранее. Во-вторых, закон предусматривает визы для иммигрантов, в случае отсутствия которых иностранцы подлежат немедленной высылке из страны. В-третьих, обозначена возможность иммиграции в связи с воссоединением семьи только до третьей степени родства. В-четвертых, закон сужает круг лиц, претендующих на предоставление политического убежища.
2009 г. был ознаменован принятием «расистского» и «бесчеловечного», по мнению оппозиции и итальянских промышленников, «Пакета мер по обеспечению безопасности», который содержал следующие нововведения:
1) «ужесточение финансовой ответственности, а в ряде случаев уголовное наказание за нелегальное пребывание в стране как для иммигрантов, так и для лиц, “оказывающих им содействие”» [10];
2) автоматическое заключение при получении вида на жительство «Договора об интеграции», предусматривающего определенную накопительную систему баллов;
3) резкое повышение платы работодателей за найм работников-иммигрантов;
4) увеличение срока пребывания нелегальных мигрантов в центрах установления личности и выдворения с 60 до 180 дней.
На данный момент правительство М. Ренци прекрасно осознаёт необходимость реформ, важность прекращения «избытка гостеприимства», ведущего к росту расизма в стране и ухудшению экономических показателей. Подобные настроения ведут к усилению левых партий, в особенности «Лиги Севера», представители которой не стесняются ксенофобских высказываний [12].
Миграционный кризис 2015 г. ещё больше обострил ситуацию. Италия, как и Европа в целом, оказалась не готова к такому развитию событий, что привело к появлению разногласий между странами Евросоюза и внутри каждой его страны. На настоящий момент итальянское правительство испытывает сильное общественное давление (так, например, в самый разгар кризиса – летом 2015 г. – губернаторы северных регионов Италии заявили, что не примут ни одного иммигранта [13]). Сам премьер-министр Ренци угрожал Евросоюзу принять собственные, альтернативные меры в случае, если Евросоюз будет дальше игнорировать эту проблему. Также он предлагал ввести «временные визы», которые бы позволили иммигрантам легально пересекать граница стран Шенгенского соглашения вне зависимости от того, границу какого государства они пересекли в поиске статуса беженца (как установлено настоящим законодательством) [14]. Численность иммигрантов постоянно растёт, только за январь-октябрь 2015 г. на побережье Италии высадилось почти 140 тыс. иммигрантов [15], однако правительство ничего не может поделать с этим. Более того, Италия выступала за равномерное распределение иммигрантов по всем странам Евросоюза, т.к. несёт наибольшие убытки (по оценкам экспертов, в 2015 г. иммигранты обойдутся Италии в рекордные 1,2 млрд евро [15]).
В том, что касается иммиграционной политики, чрезвычайно важен экономический аспект. Во-первых, возникает диспропорция на рынке труда, из-за чего и развитие, и функционирование экономики абсолютно невозможны без использования труда иммигрантов. Во-вторых, государство вынуждено «импортировать налогоплательщиков» [3, с.5] по причине усиления бремени на бюджет (из-за увеличения продолжительности жизни и расходов на пенсии, уменьшения рождаемости). В-третьих, разумная иммиграционная политика стирает различия в условиях экономического неравенства стран. В-четвертых, в последние десятилетия появились направляющиеся из развитых в развивающиеся страны мощные потоки денежных переводов, за которыми необходимо внимательно следить.
Что касается трудовой иммиграции, если в течение XX века иммигранты шли на такую работу, которая игнорировалась местными жителями, то к его концу наметившаяся тенденция к усилению иммигрантских потоков (вследствие неразвитости, экономической отсталости родных стран) привела к возникновению конкуренции за рабочие места между иммигрантами и местными жителями. Обозначаются следующие причины, объясняющие возникновение и существование иммиграции в странах Западной Европы (в т.ч. и в Италии):
- недостаток собственной высококвалифицированной рабочей силы;
- потребность в дешевой рабочей силе;
- относительно высокая заработная плата [16, с.397].
Среди факторов, способствующих усилению трудовых миграционных потоков, выделяются такие, как совершенствование средств коммуникации (как следствие – быстрое распространение информации) и развитие транспортных средств. Представляется возможным выделить отдельно фактор экономической выгоды как для самих иммигрантов, так и для предпринимателей-работодателей. Первые получают возможность заработать деньги, которые они никогда бы не получили у себя на родине, а также повысить уровень жизни и т.д., вторые – сэкономить собственные средства, т.к. профсоюзы требуют большой заработной платы для работников-граждан Италии.
Почему же именно Италия столь привлекательна для иммигрантов? Главной причиной этого является значительное развитие неформального сектора экономики. Так, например, «незаконный труд в Италии составляет 15,9-17,6% валового национального продукта» (по неофициальным данным, все 27-30% ВНП) [8, с.69]. Наибольшая распространенность нелегального труда зафиксирована в секторах обслуживания, сельском хозяйстве. Есть тенденция к развитию теневой занятости среди рабочих: в 2005 г. 2% проверенных рабочих не имели разрешения на пребывание в Италии.
За подобные нарушения правительство ввело санкции, предусматривающие тюремное заключение, крупный штраф, а также приостановление деятельности предприятия, если процент нелегальных рабочих доходил до 20% (законы 40/1998; 89/2002; 248/06). Иностранцы, оказавшиеся на территории Италии с нарушением закона, подлежат обязательной депортации. В то же время правительство само зачастую толкает иммигрантов на нелегальную работу, когда проводит «амнистии» – процедуры, в результате которых все нелегальные работники, находящиеся в данный момент в стране, получают разрешение на работу. Стоит отметить наличие в Италии системы квот в отношении допуска иностранных работников на внутренний рынок труда, которые определяются каждый год порегионально, а затем, на региональном уровне, для каждой провинции [11, с.162].
Квоты делятся следующим образом:
- по странам (предпочтение представителям тех стран, с которыми у Италии заключен двусторонний договор);
- по длительности пребывания;
- по категориям иммигрантов (наемный работник или независимый);
- по секторам занятости [11, с.162].
Однако и здесь не обходится без противоречий. Работодатели сознательно завышают заявки на выдачу разрешений на въезд в страну с целью легализовать тех работников, которые уже занимаются трудовой деятельностью на предприятии. Правительство же в угоду профсоюзам и обществу понижает квоты, причём те не всегда реально отражают потребности рынка труда. Поэтому неудивителен факт выступления профсоюзов во время экономического кризиса в 2011 г., когда они потребовали от правительства отменить квоты, чтобы сначала устроить уже имеющихся безработных иммигрантов.
По статистике по составу иностранных работников в Италии преобладают марокканцы (11,9% выданных разрешений на работу), а также албанцы, румыны, тунисцы, китайцы и выходцы из стран бывшей Югославии. В основном работодатели нуждаются в низкоквалифицированном труде (52,2%) и в работниках средней квалификации (46,8%). Кроме сельского хозяйства и работы на дому, большая часть иностранцев занята в торговле и коммерции (28,8%), а также в сталелитейной промышленности (23,7%). Исследование 2001 г. показало, что лишь 10% сезонных работников сельского хозяйства имели соответствующее разрешение [11, с.163].
На практике формальная система тотального контроля не работает: иммигранты могут годами работать без каких бы то ни было документов. Дело в том, что высокий уровень теневой экономики привычен для Италии. Хотя эта проблема осознается обществом и обсуждается в ходе политических дискуссий, правительство не пытается реформировать систему внутреннего и пограничного контроля, т.к. это может внести раздор между властями и представителями итальянского общества, имеющими свои экономические выгоды в существующем положении, привести к сложным и масштабным проверкам и, как следствие, увеличению бюрократического аппарата. Кроме того, непредсказуемы последствия решения проблемы в тех провинциях на побережье Адриатического моря, где до сих пор сильны преступные организации и почти отсутствует влияние властей.
Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на некоторые факторы (например, занятость в основном наименее квалифицированным, престижным и оплачиваемым трудом), трудовые иммигранты вносят существенный вклад в развитие итальянской экономики. В 2009 г. их доля в ВВП Италии составила 12,1%, или 165 млрд евро [11, с.163].
Социокультурный аспект. Иммиграционная политика Италии тесно связана с такими понятиями, как мультикультурализм и интеграция. Мультикультурализм – это «концепция, политика и практика, прославляющие многоцветие культур и отказывающие какой-либо из них в праве на доминирование» [17, с.16].
В настоящее время мультикультурализм постоянно критикуется. Приводятся такие аргументы, как малоэффективность политики мультикультурализма, неправильное толкование им демократии, отсутствие положительного результата в странах Западной Европы, где данная концепция потерпела крах, а также в целом утопичность мультикультурализма. Практика показывает, что уход от «культурной монополии большинства в пользу выравнивания статусного положения меньшинства» [18, с.34], как правило, не претворяется в жизнь, а также способствует деконсолидации общества, делению его на социальные группы, имеющие прямо противоположные интересы, взгляды и стремления и исчезновению всеобщей социальной гармонии.
Особую сложность вызывают отношения итальянского общества с иммигрантами-мусульманами, принесшими с собой непривычную для европейцев ментальность, систему ценностей, образ жизни, традиции и обычаи. Кроме того, стоит отметить и существенное влияние уровня образования (довольно часто иммигранты-мусульмане не имеют даже начального образования). Как следствие, процесс интеграции идёт нелегко, а зачастую он становится совершенно невозможным. Иностранные работники становятся представителями «дна» общества (люмпенами), образуя отдельную социальную группу со своей особенной культурой, а места их пребывания превращаются в гетто. Происходит процесс нарастания взаимной «настороженности» между приезжими и коренным населением, стремления закрыться друг от друга. Это сопровождается увеличением ксенофобских, расистских и шовинистских настроений. Об отношении общества к иммигрантам можно судить по регулярным успехам на выборах правых, ультраправых и националистических партий, которые провозглашают насильственную ассимиляцию мигрантов, выступают за прекращение практики приёма беженцев, а также отстаивают отмену предоставления им политического убежища.
Недовольство части коренного населения вызывает и оказание государством широкой материальной помощи семьям иммигрантов, которые, как правило, многочисленны. Переселяясь в принимающую страну, они нередко пополняют ряды безработных или иждивенцев, а их содержание ложится бременем на итальянских налогоплательщиков. Согласно социологическим опросам, 75% опрошенных итальянцев убеждены, что иммигранты являются причиной возрастания криминогенной обстановки и массовой безработицы. Итальянские социологи считают, что в случае референдума по указанной проблеме 81% населения одобрил бы депортацию некоторых народов [10].
Рассмотрим перспективы развития иммиграционной политики Италии. Здесь стоит обозначить:
1) усиление контроля государственных границ (особенно морских), через которые идёт наибольший поток иммигрантов, в частности, из стран Африки, что обусловлено географическим положением страны;
2) совершенствование нормативной базы: подписание со странами-поставщиками рабочей силы (Албания, Марокко, Китай, Украина, Филиппины, Тунис и др.) договоров о противодействии нелегальной иммиграции, что позволит снизить уровень теневой экономики, увеличить денежные потоки в государственный бюджет, а также упрочить положение иммигрантов;
3) увеличение квот на работу иммигрантов с целью уменьшения численности нелегальных работников, ограничения теневой экономики и сокращения социальной напряжённости в обществе;
4) разработку программ по интеграции иммигрантов с учетом их особенностей (уровень образования, вероисповедание, национальные традиции и обычаи и др.), что поможет иммигрантам найти свой собственное место в новой стране, чувствовать себя там более комфортно [8, с.73].
Таким образом, иммиграционная политика в условиях глобализации – важная составляющая деятельности государства, обеспечивающая эффективное управление миграционными потоками, трудовыми ресурсами, взаимодействие между иммигрантами и коренными жителями, а также экономическую и социальную поддержку приезжих. Процесс миграции для Западной Европы не нов, однако масштабные миграционные потоки, направленные в страны Старого Света, насчитывают около шестидесяти лет. В течение XX – начала XXI вв. между европейскими странами был подписан ряд соглашений по поводу осуществления иммиграционной политики, но ожидаемого результата это не принесло: многочисленные конфликты, нарастающие проблемы позволяют аналитикам говорить о провале данных мер.
Иммиграционный режим Италии менялся по мере усиления иммиграционного потока от мягкого к более жёсткому. Исходя из трех аспектов иммиграционной политики, можно сделать следующие выводы.
1) Политико-правовой аспект. Иммиграционная политика во многом зависит от взглядов лиц, находящихся у власти. Сейчас политика по отношению к иммигрантам основывается сейчас на законе «Босси-Фини» (2002 г.) и «Пакете мер по обеспечению безопасности» (2009 г.). В то же время миграционный кризис 2015 г. внёс свои коррективы – систему квот Евросоюза по распределению иммигрантов.
2) Экономический аспект. Иммиграционная политика регулирует, среди прочего, распределение трудовых ресурсов. Италия особенно привлекательна для иммигрантов наличием значительного теневого сектора экономики, однако решение этой проблемы очень непросто для правительства, т.к. в этом не заинтересовано, по сути, ни государство, ни предпринимательство, ни сами работники-иммигранты.
3) Социокультурный аспект. Отношения между иммигрантами и местными жителями складываются непросто, т.к. процесс интеграции в условиях политики мультикультурализма идет сложно и неоднозначно. Нарастает взаимное отчуждение, среди коренного населения увеличиваются ксенофобские и националистические взгляды, что отражается в социологических опросах и на парламентских выборах.
Что касается перспектив иммиграционной политики, то Италии есть к чему стремиться, т.к. процессы, связанные с деятельностью иммигрантов, проходят не так гладко. Итальянцам следует более внимательно относиться к приезжим иностранцам, необходимо реформировать нормативно-правовую базу, а также усилить контроль за легализацией иммигрантов.
Библиографический список
- Migration and migrant population statistics // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Migration_and_migrant_population_statistics (дата обращения: 10.09.2015).
- Non-national population by group of citizenship, 1 January 2014 // Eurostat. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/File:Non-national_population_by_group_of_citizenship,_1_January_2014_(%C2%B9)_YB15.png (дата обращения: 10.09.2015).
- Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. – 454 с.
- Коданьоне К. Опыт иммиграционной политики Италии и некоторые уроки для России // Сетевой проект «Русский архипелаг». URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/wold/kodanione-politic/ (дата обращения: 30.08.2015).
- Поморцев А. Равноправия в Европе нет // РБК Daily. URL: http://www.rbcdaily.ru/2008/09/29/focus/562949979007295 (дата обращения: 11.09.2015).
- Цысина Г. Мировой миграционный процесс и миграционная политика стран Запада // Общество и экономика. – 2011. – №1. – С.100-110.
- Legge 30 luglio 2002, n. 189 // Normattiva. URL: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2002-07-30;189!vig= (дата обращения: 15.09.2015).
- Гребёнкина И.В. Политика Италии в отношении нелегальных мигрантов после «арабской весны»: опыт для России // Вестник МГИМО-университета. – 2012. – №1. – С. 68-74.
- Барабанов О.Н. Современная внешнеполитическая идеология Италии // Полис. – 2002. – №6. – С.160-175.
- Животовская И.Г. Италия: опыт борьбы с нелегальной иммиграцией // «Перспективы», «Фонд исторической перспективы». URL: http://www.perspektivy.info/srez/val/italija_opyt_borby_s_nelegalnoj_immigracijej_2012-01-13.htm (дата обращения: 01.10.2015).
- Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. – М.: ИЭПП, 2003. - 314 с.
- Италия устала от нелегальной иммиграции, признал глава МВД Алфано // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20141127/1035438122.html (дата обращения: 05.09.2015).
- Миракян Н. Север Италии взбунтовался из-за иммигрантов // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2015/06/09/italiya-site.html (дата обращения: 12.09.2015).
- Италия недовольна миграционной политикой ЕС // BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2015/06/150616_eu_migration_crisis_talks (дата обращения: 19.09.2015).
- Мигранты обойдутся Италии в 1,2 млрд евро // Euromag. URL: http://www.euromag.ru/italy/45042.html (дата обращения: 25.10.2015).
- Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учеб. пособие. – К.: Кондор, 2003. – 464 с.
- Клупт М. Страны Запада: будущее мультикультурализма в зеркале занятости // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – №7. – С. 16-27.
- Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики // Полис. – 2005. – №4. – С.30-52.