ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Мухина Жанна Сергеевна1, Жумагалиева Айнур Самигулаевна1, Жумалиева Рамиля Биашевна1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы применения виртуальных интерактивных моделей графических редакторов на уроках информатики. Обсуждаются основные возможности данных моделей для интенсификации обучения и формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Ключевые слова: виртуальные интерактивные модели, интенсификация обучения, интерактивность, интерактивные средства обучения, обучение информатике, универсальные учебные действия, электронные образовательные ресурсы


THE USE OF THE VIRTUAL MODELS OF INTERACTIVE GRAPHICS EDITORS ON THE COMPUTER SCIENCE LESSONS

Mukhina Zhanna Sergeevna1, Zhumagalieva Ainur Samigulaevna1, Zhumalieva Ramilya Biashevna1
1Volgograd State Social-Pedagogical University

Abstract
The article describes the use of interactive virtual models of graphics editors on the computer science lessons. The article describes the main features of these models for the intensification of education and formation of students' universal educational actions.

Keywords: electronic educational resources, intensification of education, interactive means of education, interactive virtual models, interactivity, teaching informatics, universal educational actions


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мухина Ж.С., Жумагалиева А.С., Жумалиева Р.Б. Использование виртуальных интерактивных моделей графических редакторов на уроках информатики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/10/58111 (дата обращения: 18.04.2024).

Интенсивные процессы информатизации общества приводят к возрастанию роли информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Выпускнику современной школы необходимо обладать знаниями и умениями в области информатики и ИКТ и быть способным грамотно их использовать при решении практико-ориентированных задач [1]. Курс «Информатика и ИКТ» позволяет формировать не только знания, умения и навыки, но и универсальные учебные действия в процессе сознательного и активного присвоения обучающимися нового опыта. Использование информационных технологий при обучении информатике стимулирует мотивацию обучаемых, повышает их познавательную активность, формирует способность к саморазвитию [2, 3], позволяет управлять их самостоятельной познавательной деятельностью [4]. В связи с этим, большую актуальность приобретает вопрос об эффективном использовании новых информационных технологий в обучении информатике [5]. Повысить качество обучения при использовании данных технологий можно за счет применения интерактивных дидактических средств вместе с новыми подходами к самому процессу обучения.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на факультете математики, информатики и физики ведется активная работа по формированию готовности будущих учителей информатики к использованию готовых интерактивных дидактических средств вместе с новыми подходами к самому процессу обучения [6, 7]. Рассмотрим на примере темы «Компьютерная графика» создание и использование подобных средств, в частности, виртуальных интерактивных моделей графических редакторов, позволяющих решить проблему интенсификации обучения и формирования у обучаемых универсальных учебных действий.

При изучении данной темы используются растровые и векторные графические редакторы, которые нуждаются в высокой производительности персонального компьютера, и на их загрузку уходит достаточно большое количество времени, тем самым осложняя процесс обучения.

Виртуальные интерактивные модели графических редакторов представляют собой мини-среды их интерфейса и являются интерактивными дидактическими средствами обучения. Данные интерактивные виртуальные модели могут использоваться для интенсификации обучения основам компьютерной графики, так как на изучение данной темы примерной программой отводится четыре часа, что является недостаточным [4].

Необходимо отметить, что при проектировании и разработке электронных образовательных ресурсов нужно тщательно проанализировать содержание учебной темы для выявления наиболее трудных для усвоения мест и выстраивания логики предъявления учебного материала обучающимся. В соответствии с содержанием учебной темы сформулировать результаты (предметные, личностные и метапредметные), которые планируются сформировать у обучающихся в процессе использования разрабатываемого интерактивного дидактического средства [7].

В соответствии со стандартами и примерной программой, в содержание темы «Компьютерная графика» входят следующие вопросы: растровая и векторная графика, интерфейс графических редакторов, рисунки и фотографии, форматы графических файлов. При обучении по данной теме обучающимся необходимо выполнить четыре практические работы по созданию изображений с помощью инструментов растрового и векторного графических редакторов, а также по использованию и преобразованию готовых изображений, которые обучающиеся вводят с помощью графической панели, сканера, цифрового фотоаппарата.

В результате изучения данной темы, обучающиеся должны знать: сущность понятия «компьютерная графика»; основные виды компьютерной графики; основные средства создания и обработки графических объектов (растровые и векторные редакторы); основные элементы интерфейса графических редакторов (меню, панель инструментов, палитра) и их функции; основные инструменты для обработки графических объектов (обрезка, повороты, перемещение и др.); основные команды конструирования графических объектов (выделение, объединение и др.); назначение примитивов и шаблонов, а также основные форматы графических файлов, их особенности и основные сферы применения компьютерной графики. При этом обучающиеся должны уметь создавать изображение с помощью инструментов растрового графического редактора и с помощью инструментов векторного графического редактора. Уметь в растровом и векторном графических редакторах выполнять основные операции преобразования графических объектов (изменять размер, менять положение в пространстве, изменять форму и цвет, конструировать, использовать средства выделения, объединения и др.). Обучающиеся должны уметь использовать примитивы и шаблоны для создания графических изображений, определять необходимый вид редактора для создания графического изображения заданного вида, выбирать необходимый формат для сохранения изображения и обосновывать свой выбор, уметь преобразовывать заимствованные графические объекты с помощью графических редакторов.

На рисунке 1 представлена виртуальная интерактивная модель растрового графического редактора GIMP (GNU Image Manipulation Program).

Рис. 1. Пример работы виртуальной интерактивной модели растрового графического редактора GIMP

Данная виртуальная интерактивная модель была разработана с помощью презентационного пакета MS PowerPoint. Необходимо отметить, что подобные интерактивные дидактические средства обучения можно создавать с помощью различных презентационных пакетов таких, как MS PowerPoint или OpenOffice.org Impress. Презентационные пакеты просты в освоении, позволяют учителю сосредоточиться на методических аспектах при разработке интерактивных дидактических средств, так как дают возможность использовать при их создании такие инструменты, как слои слайда, триггеры и макросы для создания активных зон, управляющих элементов и защиты от случайного «щелчка» [8].

Использование виртуальных интерактивных моделей графических редакторов дает возможность строить обучение и объяснение нового материала на основе интерактивности [8]. Это позволяет использовать время, требуемое для загрузки различных графических редакторов при знакомстве обучаемых с их интерфейсом. Причем можно обеспечить одновременное знакомство обучаемых с интерфейсами различных графических редакторов для их сравнения. Особо отметим, возможность организовать деятельность обучающихся, таким образом, чтобы они могли, следуя указаниям интерактивной модели, самостоятельно знакомиться с интерфейсом графических редакторов, использовать интерактивные подсказки при выполнении заданий, изучать только те элементы, которые им не знакомы [9].

Подводя итоги, отметим, что возможности виртуальных интерактивных моделей позволяют интенсифицировать процесс обучения за счет сокращения времени на изучение теоретического материала, намного быстрее перейти к выполнению практических заданий и лабораторных работ. Для активизации различных видов учебной деятельности (проблемных, исследовательских, проектных и др.) учителю необходимо детально продумать задания и инструкции для обучающихся при разработке виртуальных моделей в соответствии с формируемыми результатами, которые связанны с анализом, синтезом, сравнением и обобщением, позволяющими обеспечить способность личности к саморазвитию через сознательное и активное присвоение нового опыта.


Библиографический список
  1. Евдокимова В. Е. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей в процессе обучения информатике // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4102 (дата обращения: 27.09.2015).
  2. Баранова Ю. П. Использование интерактивной доски на уроках информатики // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10023 (дата обращения: 25.06.2015).
  3. Долотова Р. Г., Осипова Я. Ю. Применение информационных образовательных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/52769 (дата обращения: 26.06.2015).
  4. Бобровская Л. Н., Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики. Информатика и образование. – 2013. – № 2 (241). – С. 76–78.
  5. Никифоров О. Ю., Пятышев А. С. Некоторые аспекты использования универсальных обучающих программ // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2987 (дата обращения: 24.09.2015).
  6. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения. Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75.
  7. Куликова Н. Ю. Методические основы формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения. Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 .– URL: http://www.science-education.ru/118-14228 (дата обращения: 10.09.2015).
  8. Бобровская Л. Н., Куликова Н. Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. Педагогическая информатика. – 2012. – № 1. – С. 17–27.
  9. Куликова Н. Ю., Данильчук Е. В., Борисова Н. В. Формирование готовности педагога к использованию интерактивных средств обучения как важнейшей составляющей его информационной компетентности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 2 (33), 2015. С. 136-140.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мухина Жанна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация