БАРАНОВА Ю.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


БАРАНОВА Ю.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10023 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время многие школы снабжаются интерактивными досками (ИД). Однако отношение у учителей-предметников складывается достаточно разное. Некоторые учителя считают использование ИД в образовательной сфере единственно верным решением, другие же предпочитают применять традиционные методики преподавания в своей профессиональной деятельности. Тем не менее, интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее классических школьных досок, поскольку материал подается с помощью наглядных схем и рисунков, улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками. Соответственно, улучшается и качество образования.

Основные способы использования интерактивной доски на уроке:

1.     Использование пометок поверх выводимых на экран изображений. Например, на уроке русского языка можно использовать данный способ при разборе сложных синтаксических конструкций. Заранее подготовив материал на интерактивной доске можно выделять разными цветами грамматическую основу.

2.     Демонстрация веб-сайтов через ИД. Например, учащиеся разрабатывают проекты в виде сайтов, которые затем рассматриваются на уроках.

3.     Изменение текста в выводимых на доске документах, используя виртуальную клавиатуру. Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а учащиеся должны найти эти ошибки и их исправить.

4.     Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.

5.     Демонстрация учебных видеороликов. Особенно эту форму интересно использовать при организации проектной деятельности.

6.      Создание рисунков на ИД без использования компьютерной мыши. Например, при объяснении некоторых тем по литературе материал объясняется с помощью наглядных схем и рисунков, которые заранее выполняются на интерактивной доске.

В чем же основные достоинства интерактивной доски?

1.     ИД похожи на традиционные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко, находясь в постоянном контакте с классом.

2.     ИД помогают расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию учащимся быстрее, чем при использовании стандартных средств.

3.     ИД позволяют учителю увеличить понимание материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке.

4.     ИД позволяют учителю создавать изменения в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретные задачи, поставленные на уроке.

5.     ИД позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.

6.     ИД позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях.

7.     ИД позволяют проводить проверку знаний учащихся в классе.

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в разнообразных направлениях. Вот три из них:

1.     Презентации, демонстрации и создание моделей. Учителя могут использовать доску для того, чтобы сделать изучаемый материал интересным и динамичным. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты.

2.     Активное вовлечение учащихся в образовательный процесс на уроке. Многие учителя утверждают, что ученики становятся более заинтересованными на уроке с использованием интерактивной доски. Материал становится для них более доступным, понятным и наглядным, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

3.     Увеличение темпа урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, рисунки задают занятию бодрый темп: не тратится много времени на то, чтобы написать текст на традиционной доске; все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

При объяснении нового материала удобно использовать заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыку, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам.

При использовании интерактивной доски тексты, рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Например, при объяснении новой темы «Электронные таблицы MS Excel» в 9 классе, рассматривая действия, которые можно проводить над рабочими листами Excel, сначала устно проговариваем, а затем открываем их на доске (см. рис.1).


рис.1. Этап объяснения нового материала

При фронтальной работе на уроке возможности интерактивной доски также велики. Все средства обучения, рассчитанные на фронтальную работу в классе, можно сочетать с применением электронной доски:

1.     выполнение теста;

2.     решение кроссворда.

Использование интерактивной доски позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Применение интерактивной доски при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов) с использованием шторки (затенение экрана) или инструмента Ластик. Например: урок информатики и ИКТ в 9 классе с использованием интерактивной доски. Тема «Электронные таблицы MS Excel». На слайде приведен рисунок рабочей книги MS Excel. Дано задание на относительные ссылки, в котором необходимо изменить формулу при ее перемещении или копировании из активной ячейки в другую ячейку. Проверка производится на уроке с использованием затенения экрана. Снимаем затенение, и появляются ответы (см. рис.2).

 рис.2. Использование интерактивной доски с применением затенения экрана

Урок с применением ИД требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно применяться на следующих занятиях. Это помогает улучшать организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Агапова, Н.В. ИТ в школьном образовании. М., 2001. 40 с.

2.     Гермунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 2005. 405 с.

3. Зенкина, С.В. Организация профессиональной деятельности учителя в новой информационно-образовательной среде // С.В. Зенкина, О. П. Пан­кра­това. Информатика и образование. 2009. №5. С. 123-125.

4. Информатизация образования. Направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации/ Под ред. С.И. Маслова. М.: МЭИ, 2004. 868 с.

 

 



Все статьи автора «1989»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: