ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Долотова Раиса Григорьевна1, Осипова Яна Юрьевна2
1Томский политехнический университет, кандидат технических наук, доцент кафедры начертательной геометрии и графики, доцент кафедры инженерной графики и промышленного дизайна
2Томский политехнический университет, студентка физико-технического института

Аннотация
Информационные технологии стали частью всех сфер человеческой деятельности. Сектор образования не является исключением. Бурное развитие информационных технологий оказывает непосредственное влияние на изменение содержания учебных курсов и методов обучения. Использование информационных технологий в образовании стимулирует познавательную активность студентов и повышает эффективность самостоятельной работы. Применение ИКТ в образовательном процессе не может быть универсальным для всех дисциплин. В статье рассматривается использование электронных технологий в учебном курсе «Начертательная геометрия и инженерная графика».

Ключевые слова: информационные технологии, образование, образовательный процесс, познавательная деятельность, самостоятельная работа, эффективность


THE APPLICATION OF INFORMATION EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE STUDY COURSE «DESCRIPTIVE GEOMETRY AND ENGINEERING GRAPHICS»

Dolotova Raisa Grigorevna1, Osipova Yna Yrevna2
1Tomsk Polytechnic University, Tomsk Polytechnic University, Tomsk Polytechnic University, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
2Tomsk Polytechnic University, Tomsk Polytechnic University, Tomsk Polytechnic University, student

Abstract
Information technologies have become part of all spheres of human activity. The education sector is no exception. The rapid development of information technology has a direct impact on the change in the content of training courses and methods of teaching. The use of information on technology in education stimulates cognitive activity of students, but also increases the efficiency of independent work of students. Application of ICT in the educational process cannot be universal for all disciplines. Consider the use of electronic technologies in the study course «Descriptive Geometry and Engineering Graphics».

Keywords: cognitive activity, development, educational process, effectiveness, independent work, information technologies


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Долотова Р.Г., Осипова Я.Ю. Применение информационных образовательных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/52769 (дата обращения: 18.04.2024).

Динамическое развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает непосредственное влияние на содержание образовательных курсов и методов их преподавания [1]. Стоит отметить, что применение информационных технологий в образовательном процессе в значительной мере стимулирует познавательный интерес студентов, и как следствие, повышает их познавательную активность. Бесспорным является и тот факт, что при работе с электронными ресурсами возрастает эффективность самостоятельной работы обучающихся, что, в конечном счете, приводит к существенному повышению качества выпускаемых специалистов [2]. Метод преподавания посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для каждой дисциплины индивидуален. Ограничимся рассмотрением курса «Начертательная геометрия и инженерная графика».

Основные направления применения информационных технологий в преподавании курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Проектирование машин и механизмов связано с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Это ставит перед графическими дисциплинами ряд важных задач, которые должны обеспечить будущих специалистов в области техники и технологий знаниями общих методов построения и чтения чертежей, а также решения большого числа разнообразных инженерно-геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических объектов.

Дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика» состоит из трех структурно и методически согласованных разделов: «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и «Компьютерная графика». Методика преподавания данной дисциплины отрабатывалась десятилетиями, но, как и любая другая отрасль знаний, она развивается вслед за развитием общества и появлением новых технологий. Использование современных технологических ресурсов в образовательном процессе стимулирует студентов к сознательному пониманию и усвоению учебного материала.

Среди наиболее перспективных направлений применения информационных технологий в преподавании курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» можно выделить [3]:

  • Использование технологических ресурсов для демонстрации теоретического материала и сопутствующей визуализации содержимого курса
  • Использование дистанционных информационных технологий для предоставления студентам большего объема интересной информации и полезных сведений по дисциплине
  • Использование графических редакторов, например, Autodesk AutoCAD для создания чертежей деталей, Autodesk Inventor для создания твердотельных моделей деталей и сборочных единиц и др.
  • Активное привлечение студентов к участию в разработке новых информационно-технологических ресурсов для еще большего улучшения визуализации содержимого курса и упрощения теоретических сведений.

Далее рассмотрим более детально каждое из названных направлений.

Первое направление – демонстрация теоретического материала. Данное направление основано на применении таких технологических ресурсов, как персональный компьютер и интерактивная доска. Такая форма подачи материала основана на традиционном содержании теоретического курса, однако, вследствие внедрения элементов визуализации, воспринимается студентами намного лучше, в чем можно убедиться, приняв во внимание положительную динамику контроля остаточных знаний.

Второе направление – дистанционные образовательные материалы. Очень большое количество вопросов курса вынесено на самостоятельное изучение студентами. Для лучшего усвоения учебного материала, а также для стимулирования самостоятельной работы учащихся этому аспекту в методике преподавания курса «НГ и ИГ» уделено особое внимание. На сегодняшний день разработано множество учебных пособий, презентаций, материалов для самоконтроля, видеолекций, которые доступны абсолютно любому пользователю сети Интернет.

Третье направление – чертежно-графические редакторы. Данные программы используются  для выполнения лабораторных работ дисциплины. Работа в интерактивных редакторах освобождает студентов от кропотливых трудоемких работ, выполняемых в ручной графике. На выполнение чертежа затрачивается значительно меньше времени, он получается более качественный и аккуратный [4]. Графические редакторы также вносят немалый вклад в визуализацию чертежей, позволяют создавать объемные модели деталей, а также самостоятельно создавать сборочные единицы.

Последнее направление заключается в стимулировании познавательного интереса и, как следствие, познавательной активности студентов, а также способствует развитию личностных качеств учащихся при продвижении собственной идеи обновления или модернизации существующих материалов курса.

Оценка эффективности использования информационных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Начертательная геометрия, являясь одной из фундаментальных наук, составляет основу инженерно-технического образования [5]. Стоит отметить, что изучение данного курса также способствует развитию у студентов пространственного воображения – качества, являющегося показателем высокого уровня инженерного мышления специалиста.

Определим возможности информационно-коммуникационных технологий при освоении дисциплины:

  • Повышение познавательного интереса студентов при изучении учебной дисциплины, а также стимулирование самостоятельной работы по предмету
  • Воспитание информационно-коммуникационных качеств учащихся
  • Использование нескольких типов информационных каналов для восприятия теоретического материала курса и интересных сведений в рамках изучаемой дисциплины
  • Возможность наглядного представления абстрактных объектов и их взаимного расположения в пространстве
  • Возможность рассмотрения большинства учебных материалов с иллюстративным сопровождением.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационно-коммуникационные технологии помогают реализовывать доступность теоретических материалов и наглядность практических материалов курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Хотелось бы отметить, что интеграция электронных и классических технологий при выборе методики преподавания немало способствует более успешному освоению курса и повышению уровня остаточных знаний студентов.


Библиографический список
  1. Методики преподавания графических дисциплин с использованием современных информационных технологий обучения [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/304/31149.php
  2. Информационные технологии в предметном обучении [Электронный ресурс] URL:http://www.de.vlsu.ru/distantsionnoe_obuchenie/konferentsii
  3. Тевлин А.М., Иванов Г.С. Курс начертательной геометрии (на базе ЭВМ) Москва: Высшая школа, 1983, 175 с.
  4. Внедрение современных информационных технологий для повышения эффективности изучения курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» [Электронный ресурс] URL: http://sibac.info/50-2011-12-21-06-47-18/2011-12-21-06-47-43/3795–l-r
  5. Использование информационных технологий при изучении курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/2010/MariyEl/II/II-0-44.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Долотова Раиса Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация