С принятием ФГОС третьего поколения весь упор образовательной деятельности направлен не на содержание, а на результаты обучения, которые описывается совокупностью компетенций выпускника.
Формирование компетенций очень редко достигается только при помощи теории. Необходимо, чтобы компетенция вырабатывалась путём сочетания разных форм обучения: когда лекционный материал разбирается на семинарских занятиях, отрабатывается на практике и конкретизируется в ходе самостоятельной работы, чаще с применением информационных технологий. [1]
Так, начиная с ФГОС ВПО третьего поколения, высшим учебным заведениям требуется отводить значительную часть времени самостоятельной работе, практическим и лабораторным занятиям студентов.
Самостоятельная работа студентов состоит из учебной, научно-исследовательской и общественно-значимой деятельности студентов, которая направлена на развитие и укрепление общих и профессиональных компетенций.
Самостоятельную работу студентов можно считать одной из самых востребованных профессиональных качеств, универсальной компетенцией, которая применима к любому роду деятельности, поскольку формирование профессиональных компетенций находится в тончайшей связи с опытом организации самостоятельной работы. Выпускнику будет сложно, если при окончании ВУЗа не будет иметь навыков самостоятельного приобретения знаний и повседневного самообразования. [2]
Самостоятельная работа развивает и расширяет полученные в ходе образовательной деятельности знания и умения, формируются познавательные способности, студент становится более ответственным и организованным.
Любые самостоятельные работы (написание рефератов, научных статей, выполнение практических заданий, подготовка докладов, оформление отчётов и другие) стимулируют обучающихся к применению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Студент становится активной фигурой учебного процесса, а не пассивным объектом обучения.
Одной из главных требований ныне действующего ФГОС ВО (ФГОС 3+) является использование информационных технологий на всех этапах обучения в высших учебных заведениях.
«Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), как на территории организации, так и вне ее.» [3]
Smart education, или smart образование, распространённое во многих развитых странах и ещё неплотно вошедшее в ВУЗы нашей страны, является ярким примером реализации требований данного стандарта.
Smart образование заключается в осуществлении образовательной деятельности в Интернете со свободным доступом для студентов, индивидуальным подходом к каждому обучающемуся (программа обучения формируется на основе уровня входных компетенций), обеспечением двухсторонней связи между преподавателем и студентом, обменом знаниями и опытом, автоматизацией административных задач. [2]
В smart образовании основной упор делается на информационные технологии. Весь учебный процесс организован на применении инноваций и Интернета.
Бесшовность, или свойство совместимости программ в разных операционных системах, определяет равные возможности и позволяет студентам не зависеть от устройств и гаджетов, что гарантирует непрерывность и мобильность доступа к данным. [1]
Учащиеся и преподаватели обладают полной автономией. Для доступа в систему необходимо любое мобильное устройство с выходом в глобальную сеть. Подобное образование позволяет самому составлять план обучения, когда и где это удобно.
Наряду с традиционными формами, контроль самостоятельной работы может быть основан на рейтинговой системе, которая предполагает регулярное отслеживание качества овладения знаниями и умениями, выполнение планового объема самостоятельной работы. Результаты освоения вносятся в индивидуальное портфолио с возможностью визуализация при помощи графиков и таблиц.
Так что же даёт smart система студентам для самостоятельной работы?
- Индивидуализация обучения (подбор учебной программы в соответствии с уровнем знаний и умений студента);
- доступ к теоретическим материалам, тестовым и практическим заданиям из любого места, в любое время;
- возможность чтения дополнительной литературы в сети Интернет;
- мультимедийные курсы,
- обеспечение обратной связи с преподавателем и другими студентами (здесь преподавателю необходимо оказывать студенту помощь, которая состоит из этапов построения алгоритма выполнения работы, поиска ответов, отбора и систематизации результатов, их анализа и оценки, подведения итогов работы);
- диагностика успеваемости посредством веб-портфолио, что позволяет студентам проводить самоанализ и выстраивать индивидуальную траекторию самообучения [5];
- использование системы в качестве справочного источника (получение из Smart среды разного вида организационной информации).
Для организации самостоятельной работы преподавателям необходимо обеспечить все необходимые условия и поддерживать весь процесс данного вида обучения. Кафедра должна сопровождать обучение необходимым материально-техническим и методическим обеспечением и иметь в штате сотрудников с высоким уровнем информационной компетентности.
Познавательную активность у студентов необходимо формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа одним из главных составляющих. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться», то есть научить студента самостоятельно использовать свой интеллектуальный, психологический и творческий ресурс, а не винить его в незнании материала. Нельзя требовать от обучающегося выучить что-либо, чтобы не получить неудовлетворительную оценку, необходимо, чтобы студент осознанно занимался познавательной деятельностью, то есть хотел развивать профессионально значимые знания и умения для того, чтобы обеспечить себе преимущества на высококонкурентном рынке труда.
Самостоятельная работа студентов дает положительные результаты только тогда, когда студент имеет серьезную и устойчивую мотивацию, которая является одним из главных элементов учебного процесса и проводится с необходимой периодичностью.
Библиографический список
- Шакирова З.Х. Smart системы в сфере высшего образования [Электронный ресурс] / З.Х. Шакирова, Д.А. Ахметшин // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №7. Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56409 (дата обращения: 09.08.2015).
- Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [Текст] / М. А. Михалищева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.04.02 Информационные системы и технологии (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 №1402 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2014 №35027). – Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172004 (дата обращения: 09.08.2015).
- Шакирова З.Х. Smart образование в магистратуре [Электронный ресурс] / З.Х. Шакирова // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №1. Режим доступа: URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43144 (дата обращения: 09.08.2015).
- Шакирова З.Х. Место тестирования в smart системе [Текст] / З.Х. Шакирова // Материалы научных конференций: Научные дискуссии: Современные технологии и технический прогресс: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. (22 июня 2015 г., город Воронеж), 2015. – с.40-43.
Количество просмотров публикации: Please wait