УДК 004

SMART СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шакирова Зульфия Ханифовна1, Ахметшин Динар Агзямович1
1Казанский национальный исследовательский технологический университет

Аннотация
В статье исследуется проблема повышения качества современного образования в высших учебных заведения при помощи разработки и внедрения smart систем. Рассматриваются особенности Болонской декларации и действующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, в котором акценты перенесены с содержания на результаты обучения, описываемых совокупностью компетенций выпускника.

Ключевые слова: Болонский процесс, компетенция, образование


SMART SYSTEMS IN HIGHER EDUCATION

Shakirova Zulfiya Khanifovna1, Akhmetshin Dinar Agziamovich1
1Kazan national research technological university

Abstract
The article examines the problem of improving the quality of modern education in institutions of higher education through the development and implementation of smart systems. The article discusses the features of the Bologna Declaration and federal state educational standard third-generation, in which the emphasis moved from the content to learning outcomes – competencies of graduate.

Keywords: Bologna Process, competency, smart education, smart system, smart система


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х., Ахметшин Д.А. Smart системы в сфере высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56409 (дата обращения: 19.11.2016).

В настоящее время в системе образования существует необходимость повышения эффективности учебного процесса, и особенно той её составляющей, которая связана с развитием личностного потенциала учащегося.

Традиционная и дистанционная формы обучения

Распространенное классическое образование в вузах, которое предполагает личное общение студентов с преподавателем на лекциях и семинарах, где педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса, не соответствует потребностям и запросам современного общества.

При использовании традиционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе с разным количеством и составом учащихся. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней. Большую часть времени обучающиеся слушают, смотрят и конспектируют материал, при этом практически  отсутствуют обратная связь и контроль правильности понимания изложенного материала студентами. При использовании лекционного подхода преподаватель может применять и наглядные средства обучения, например, классную доску, плакаты или слайды.

Наряду с лекцией к основным формам организации традиционного учебного процесса относится семинар, который выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Традиционная форма обучения имеет свои недостатки, несмотря на то, что лектор может иметь самую высокую профессиональную квалификацию. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний и способности обучаемых, и скорость подачи материала определяется преподавателем для всей группы в целом. Эффективность обучения при таком подходе опирается на целый ряд факторов: квалификацию преподавателя, его умение вызвать интерес к изучаемому материалу, способность четко и ясно изложить тему и другие.

Традиционный, монологический способ передачи информации не соответствует потребностям и запросам современного общества. Эти тенденции напрямую отразились в образовании последних лет.

В последнее десятилетие широкое распространение получила дистанционная форма обучения. Такая образовательная система предполагает удалённое обучение студентов с использованием информационных средств и технологий.

Дистанционная форма основана на проведении обучения и преподавания при помощи специфичных средств интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Он основан на применение современных компьютерных и коммуникационных технологий и включает в себя уроки и консультации с преподавателями через Интернет, обмен электронной почтой между студентами, многочисленные интернет-тестирования, видеоконференции и другие.

Основным преимуществом дистанционной формы обучения по сравнению с традиционной является определенная свобода в плане выбора местонахождения, времени и темпов обучения. Это делает дистанционное обучение привлекательным для той группы пользователей, которые по какой-либо причине не имеют возможности обучаться по очной форме, но желают повысить свой образовательный уровень.

Первым и главным минусом дистанционного обучения является отсутствие личного общения студента с преподавателями и с другими обучаемыми. Недоступность человека, который бы смог эмоционально окрасить знания, является значительным недостатком для этого процесса обучения. Однако частично устранить данный недостаток становится возможным за счёт применения видеоконференцсвязи, чатов, электронной почты.

Наличие мотивации обучающегося является залогом успешного прохождения программы дистанционного обучения. Рассматриваемая форма обучения не подойдёт для студентов, которые не способны обучаться без постоянного контроля преподавателей и не готовы проводить много времени за компьютером. Большое значение имеет четко поставленная цель, которую ставит студент перед собой. Если дистанционное обучение является обдуманным и взвешенным решением, к тому же еще и требующим финансовых вложений, то это уже может быть достаточным мотивирующим фактором для того, чтобы студент прошёл программу до конца. [1]

По мере роста популярности дистанционной формы, не утихают споры относительно различий и сходства, сильных и слабых сторон двух рассмотренных форм обучения. В действительности, качественное образование в современном информационном обществе возможно только при комбинированной форме обучения, при которой более доступная для самостоятельного освоения часть теоретического материала изучается слушателем дистанционно, а практические работы и освоение сложного теоретического материала проходят в стенах университета под руководством преподавателя.

Болонский процесс и ФГОС ВПО третьего поколения

Изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, информатизацией общества, становлением глобального рынка труда, а также социально – экономическими переменами, предъявляют новые требования к качеству подготовки специалиста и его компетентности. Это обеспечивает переход от квалификационной к компетентностной модели специалиста, ориентированной на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязанной к конкретному объекту и предмету труда. Компетентностный подход наряду с конкретными знаниями и навыками включает такие качества, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и другие.

Европейские университеты уже более 15 лет осваивают компетентностный подход в образовании в рамках Болонского процесса. Российская Федерация вступила в процесс и стала участником единого Европейского пространства высшего образования в 2003 году.

Согласно Болонской декларации российские высшие учебные заведения осуществляют обучение на основе двух уровней высшего образования. Первый обязательный уровень – бакалавриат. Второй уровень – это магистратура – более высокая и сложная ступень образования,  в неё поступают те, кто стремится заниматься научной деятельностью. При этом при поступлении в магистратуру студент может сменить свою специализацию, что весьма важно в условиях быстро меняющегося спроса на рынке труда. Выпускник не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни географическими границами.

По поручению коллегии Министерства образования и науки от 1 февраля 2007 года «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование [2] с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» разработан стандарт (ФГОС) третьего поколения [3].

Согласно предыдущим стандартам обучающийся высшего учебного заведения должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. С принятием ФГОС третьего поколения акценты перенесены с содержания на результаты обучения, которые описывается совокупностью компетенций выпускника.

Под термином компетенция понимается совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т.д.) студента, необходимых для его будущей профессиональной деятельности.

Формирование компетенций очень редко достигается только при помощи теоретических курсов. Компетенция должна вырабатываться путем комбинирования разных форм обучения: когда теоретический материал с лекции затем разбирается на семинарах, отрабатывается на практике, уточняется в ходе самостоятельной работы с применением информационных технологий.

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе должен составлять не менее 10 процентов  аудиторных занятий в бакалавриате и не менее 20 процентов — в магистратуре. Учитывая достаточно низкую мотивированность некоторых студентов, следует продумать новые формы занятий, активные методы обучения с использованием информационных образовательных технологий. По ФГОС ВПО лекционные занятия для рассматриваемой специальности должны составлять не более 50 процентов аудиторных занятий для бакалавров, и не более 40 процентов – для магистров. [4, 5] Новый ФГОС требует больше времени отводить на самостоятельную работу, практические и лабораторные занятия студентов. Необходимо обеспечить все занятия методическими материалами.

Самостоятельные занятия стимулирует обучающихся к применению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Формирование преподавателями и обучающимися собственных индивидуальных образовательных программ сильно влияет на личную мотивацию студентов, а развитие новых, эффективных методов текущего контроля знаний приводит к повышению качества усвоения дисциплин.

Smart образование

Smart образование во многих странах является уже стандартным способом обучения, в то время как в отечественной системе образования подобные подходы являются редкостью. Учитывая требования принятых стандартов, возникает необходимость обоснования smart образования как закономерного направления в современном глобальном образовании.

Концепцией smart образования является создание интеллектуальной среды непрерывного развития  компетентностей обучающихся, включая обучение формального и неформального типов,  результатом которых являются  изменения демонстрируемого поведения путем применения приобретенных новых компетенций [6].

Основная идея этого образования заключается в признании новых источников познания, которые будут применяться наравне с традиционными лекциями, семинарами и др.

Если раньше единственным источником знаний для студента был преподаватель, его лекции и семинары, то в настоящее время информацию студенты могут получить не только через старших наставников, но и, применяя различные современные технологии, используя Интернет. Процесс преподавания предполагает движение знаний в любых направлениях: от студента к преподавателю и обратно, от студента к студенту.

Smart образование – это новейшая образовательная среда, созданная объединением усилий преподавателей, специалистов и обучающихся для повышения уровня компетенций и перехода от книжного контента к активному.

В учебном процессе используются различные медиа ресурсы: электронные учебники, презентации, компьютерный практикум и тестирование, различные веб-сервисы.

Бесшовность, то есть обеспечение совместимости программ между разными операционными системами, предоставляет равные возможности для студентов, позволяя не зависеть от используемых устройств, что гарантирует непрерывность и мобильность доступа к данным. Необходимо, чтобы доступ к информации был открытым и свободным.

Учащиеся и преподаватели имеют больше автономии, так как связь поддерживается на уровне мобильных устройств и других гаджетов. Подобное образование позволяет самому составлять план обучения, когда и где это удобно.

Технической базой данного вида образования являются все личные устройства  студента и учебного заведения: персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны и другие. [7]

Среди главных условий для внедрения smart образования можно выделить:

  • смена фокуса с продолжительности обучения на его результативность,
  • точные метрики для определения компетентности до и после обучения,
  • электронное портфолио с результатами метрических измерений для анализа стиля обучения студента. [6]

Создание образовательной smart среды

Качественная подготовка конкурентоспособных специалистов является целью любого высшего учебного заведения.

Все обучающиеся имеют разный уровень компетенций. Особенно это заметно при сравнении знаний, навыков и умений студентов, обучающихся в магистратуре. Очевидно, что студенты, чьи специальности в бакалавриате и магистратуре совпадают, будут иметь меньше трудностей при освоении учебной программы. [8]

Ориентируясь на низкий уровень подготовки бакалавров, ранее осваивавших иную специальность, преподавателям приходится большую тратить часть учебного времени на восполнение недополученных знаний, без которых продолжение обучения невозможно.

Благодаря предоставленной свободе стандартом третьего поколения в составлении собственных программ, вуз, кафедра могут прибегнуть к разработке и применению собственных smart систем для повышения и выравнивания уровня компетенций обучающихся.

На базе кафедры «Информационные системы и технологии» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» планируется дополнить принятую комбинированную форму обучения (традиционная форма совместно с дистанционной) интерактивной smart системой, что позволит максимально эффективно дать комплексные знания по дисциплинам и повысить уровень компетенций специалистов.

Диагностику состояния развития студента планируется осуществлять при помощи тестирования. Учебная деятельность, которую студент будет осваивать в ближайшее время, зависит от полученных баллов λ. Таким образом, по результатам тестирования для усиления фундаментальной подготовки студентов и реализации концепции smart среды каждому обучающемуся определяется одна из трех образовательных траекторий: с дополнительной программой для подготовки студентов к основному учебному процессу, базовая и базовая сокращенная для тех, кто набрал по результатам входного тестирования максимальные баллы.

В систему будут внедрены метрики для определения компетентности студента до и после освоения им предложенной программы. Все результаты метрических измерений будут вноситься в электронное портфолио для анализа стиля обучения студента. [9]

 

Рис. 1. Эскиз обучающающего процесса в smart системе

Каждый преподаватель и студент, пользующийся системой, будет иметь свой личный кабинет со встроенным модулем личной переписки, редактором учебных планов для преподавателя, электронным портфолио для того, чтобы студент и его наставник могли наблюдать динамику развития  уровня компетенций обучающегося. Важно обеспечить общение между участниками образовательного процесса и периодическое обновление  контента.

Дальнейшее развитие работы предполагает разработку и реализацию smart системы для использования в широком образовательном диапазоне.


Библиографический список
  1. Ахметшин Д.А. Перспективы развития дистанционных технологий в образовательном пространстве университета / Д.А. Ахметшин, Д.Р. Курмангалиев // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (EducationTechnology&Society)” – 2010. – V.13. №4. – С.397-402. – ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/html/13r.htm.
  2. Решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования», 31.01.2007. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107s.htm.
  3. Макет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, 22.02.2007. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.doc.
  4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация (степень) «бакалавр») от 14.01.2010 (ред. от 31.05.2011) №25. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm25-1.pdf.
  5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (квалификация (степень) «магистр») от 14.12.2009 (ред. от 31.05.2011) №725. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm725-1.pdf.
  6. Дмитриевская Н.А. Интегрированная интеллектуальная среда непрерывного развития компетенций. // Открытое образование. – 2011. – С.4-8.
  7. Курмангалиев, Д.Р. Модель техногенной образовательной среды / Д.Р. Курмангалиев, Д.А. Ахметшин // Восьмая научно-техническая конференция «Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии» г.Тула 2011.
  8. Шакирова З.Х. Smart образование в магистратуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43144 (дата обращения: 09.07.2015).
  9. Шакирова З.Х. Место тестирования в smart системе // Материалы научных конференций: Научные дискуссии: Современные технологии и технический прогресс: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции (22 июня 2015 г., город Воронеж), 2015. с.40-43.


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация