УДК 004

SMART ОБРАЗОВАНИЕ В МАГИСТРАТУРЕ

Шакирова Зульфия Ханифовна
ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технологический университет"

Аннотация
В статье исследуется проблема выравнивания и повышения уровня компетенций магистров при помощи разработки и внедрения smart технологий. Объясняется необходимость использования smart среды на второй ступени образования - магистратуре. Рассматриваются особенности smart образования, условия для её реализации, ожидаемые результаты и трудности, с которыми могут столкнуться учебные заведения при внедрении и использовании smart систем.

Ключевые слова: Болонский процесс, двухуровневая система высшего образования, магистратура, смарт-технологии


SMART EDUCATION IN A MASTER'S PROGRAM

Shakirova Zulfiya Khanifovna
Kazan National Research Technological University

Abstract
The article examines the problem of leveling and improving the of master's competencies through the development and implementation of smart technologies. Also is explained a necessity of smart systems in a master's program. The work considers the features of a smart education, conditions for it's implementation, expected results and difficulties in the development and use of smart systems.

Keywords: smart education, smart обучение


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шакирова З.Х. Smart образование в магистратуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43144 (дата обращения: 29.09.2017).

В 2003 году Российская Федерация вступает в Болонский процесс – в единое Европейское пространство высшего образования. Болонская декларация была принята ещё в 1999 году 29 странами Европы. Принятие декларации подразумевает поиск совместного разрешения общих проблем высшего образования.

Главной целью Болонского процесса является «создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования». [1]

Болонская система имеет много положительных сторон. Она увеличивает мобильность преподавательского состава и студентов, создаёт условия для формирования конкурентоспособного рынка специалистов с высшим образованием, развивает сотрудничество в области качества образования. Одним из основных положений данной декларации является введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавриата и магистратуры.

Поступление на вторую ступень образования не ограничивается ни стенами ВУЗа, ни территориальными границами. При поступлении в магистратуру студент может выбрать любой профиль подготовки, вне зависимости от направления первоначального образования. Даже если студент закончил бакалавриат факультета журналистики гуманитарного ВУЗа, он сможет поступить в магистратуру технического ВУЗа наравне с другими выпускниками.

Действительно, перед студентом открывается много возможностей. Дипломы, полученные и в бакалавриате, и в магистратуре свидетельствуют о получении высшего образования.  То есть за шесть лет обучения студент имеет возможность получить два диплома. Кроме того, за годы обучения в бакалавриате, обучающийся может понять, что выбрал не совсем ту специальность для своей будущей профессиональной деятельности и поэтому ему может не понадобиться продолжение обучения в магистратуре по тому же направлению.

Но какие сложности могут возникнуть перед обучающимися при смене специализации?

По поручению коллегии Министерства образования и науки от 1 февраля 2007 года «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование [2] с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» разработан стандарт (ФГОС) третьего поколения [3].

Согласно предыдущим стандартам студент должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. С принятием ФГОС третьего поколения акценты перенесены с содержания на результаты обучения. Результат образовательного процесса описывается совокупностью компетенций выпускника.

Под термином компетенция понимается динамичная совокупность знаний, умений, навыков и способностей выпускников, которая необходима для их будущей профессиональной деятельности и личностного развития, и которую обучающиеся должны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [4].

Все студенты имеют разный уровень компетенций. Особенно это становится заметным при сравнении знаний, навыков и умений студентов, поступающих в магистратуру. Очевидно, что студенты, которые продолжают обучение в магистратуре по специализации, полученной в бакалавриате, будут иметь меньше трудностей при освоении учебного плана.

В качестве примера возьмём студента гуманитарного направления, поступившего в магистратуру по направлению подготовки «Информационные системы и технологии». Специальность предполагает изучение таких дисциплин, как имитационное и стохастическое моделирование, модели и методы поддержки принятия решений, анализ и синтез информационных систем, базы данных в информационных системах, методы исследования и моделирования информационных процессов и технологий и другие. Чтобы справиться с освоением этих предметов, студентам придётся вспомнить теоретический и практический материал, связанный с информационными системами, моделированием,  базами данных. А что же делать студентам, которые ранее не изучали все эти основы?

Ориентируясь на низкий уровень знаний некоторых магистрантов по профильным предметам, преподаватели вынуждены тратить часть учебного времени на восполнение неполученных знаний, без которых продолжение обучения невозможно.

Преподавателям приходится менять содержание лекций, изменять учебно-методические комплексы, создавать новые рабочие программы дисциплин и тратить на это огромную часть своего рабочего времени.

Одним из главных достоинств ФГОС ВПО является то, что в отличие от стандартов предыдущих поколений, высшие учебные заведения имеют больше свобод в составлении собственных образовательных программ.

Формирование преподавателями и студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а разработка новых, эффективных методов диагностики уровня компетенций студентов способствует повышению качества усвоения учебных предметов.

Одним из стандартных способов обучения во многих странах является smart образование. Для отечественной системы образования подобные подходы являются редкостью.

В smart образовании основной упор делается на технологии. Smart образование – интерактивная образовательная среда, созданная при помощи объединения усилий преподавателей, специалистов и студентов для использования всемирных знаний и перехода от книжного контента к активному.

Smart образование представляет собой осуществление образовательной деятельности в Интернете со свободным доступом для студентов, обеспечением обратной связи между преподавателями и обучающимися, обменом знаниями между ними, автоматизацией административных задач.

Одними из главных особенностей smart технологий является обеспечение бесшовности, то есть независимости от используемых устройств, непрерывности и мобильности доступа к данным. Подобное образование позволяет студентам составлять свой план обучения, когда и где это удобно.

Основными условиями для реализации smart образования являются: смена фокуса с продолжительности обучения на его результативность, наличие точных метрик для определения компетентности до и после обучения, электронное портфолио с результатами метрических измерений для анализа стиля обучения студента. Также немаловажным условием является периодическое обновление образовательного контента.

При использовании smart технологий учебный процесс организован на применении инноваций и Интернета, что даёт возможность приобретения профессиональной компетенции по специальности на основе системного многомерного видения и изучений дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления. [5]

В результате внедрения smart образования:

  • появится эффективный способ диагностики состояния развития студента до и после освоения им предложенной программы;
  • увеличится объем знаний по специальности и появится возможность улучшения своих знаний;
  • улучшится интерактив между студентами, между студентами и преподавателями;
  • изучение программы не будет ограничено ни стенами вуза, ни временными рамками;
  • повысится уровень использования инновационных технологий;
  • возможно установление сотрудничества не только в рамках университета, но и

создание сети обмена информацией по специальности между несколькими университетами.

Таким образом, преподаватели за короткий промежуток времени смогут эффективно выровнять и повысить уровень компетенций магистров при помощи использования smart технологий.

Разработка интеллектуальной smart среды требует больших усилий, опыта программирования и времени. Можно, конечно, обратится за помощью к сторонним специалистам, но это требует больших финансовых затрат. Разработчики не будут владеть достаточными знаниями в конкретной области, и создание продукта может занять намного больше времени, чем требовалось бы при разработке в пределах стен кафедры, университета. Также вовлечение студентов в процессы моделирования, проектирования, разработки позволит создать более качественный и удобный для пользования продукт за счёт того, что будут учтены предпочтения самих обучающихся, то есть тех, кто будет пользоваться системой.

При внедрении smart технологий могут возникнуть две основные проблемы: недостаток технического обеспечения и слабая информационная компетентность преподавателей.

Уникальные возможности smart технологий доказывают, что приравнивание smart образования к одному из основных методов обучения наравне с традиционным, являются перспективным и может быть использован в широком образовательном диапазоне.


Библиографический список
  1. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. Болонский процесс в России // Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России. 2008. URL: http://portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC
  2. Решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования», 31.01.2007. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107s.htm.
  3. Макет Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) третьего поколения, 22.02.2007. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.doc.
  4. Лагерев А.В., Попков В.И., Горленко О.А. Компетентностный подход и ФГОС третьего поколения // Инженерное образование. 2012. №11.  C.36-41. URL: http://aeer.ru/files/io/m11/art_6.pdf
  5. Ширяй А. В. Smart образование в информационном обществе // Глобалистика — Молодёжь и наука. 2014. URL: conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/pdf/d01/s14/s14_018.pdf


Все статьи автора «Шакирова Зульфия Ханифовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: