МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРИРУЮЩИХ КАМПАНИЙ НА ОСНОВЕ АДАПТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Трофимова Екатерина Валерьевна1, Зеленина Лариса Ивановна2
1Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова, магистрант, Институт Математики, информационных и космических технологий
2Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М.В.Ломоносова, кандидат технических наук, доцент кафедры Прикладной математики и высокопроизводительных вычислений Института математики, информационных и космических технологий
АннотацияВ данной статье рассматривается классификация моделей краткосрочного прогнозирования. Внимание при этом уделяется моделям линейного роста, модели Хольта-Уинтерса и сезонным моделям. Кроме того на примере деятельности конкурирующих кампаний проводится построение моделей динамики стоимости их брендов.Ключевые слова: адаптивные модели, краткосрочное прогнозирование, модели линейного роста, сезонные модели, стоимость бренда
MODELING THE ACTIVITIES OF RIVAL CAMPAIGNS BASED ON ADAPTIVE PREDICTION MODELS
Trofimova Ekaterina Valeryevna1, Zelenina Larisa Ivanovna2
1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, master student, Institute of Math, information and space technologies of the
2Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, candidate of technical Sciences, associate Professor At Kladno mathematics and highly productive on calculations of the Institute of Math, information and space technologies
AbstractThis article discusses the classification of short-term forecasting models. Attention is paid to the linear growth models, models Holt-winters and seasonal models.. also on the example of the competing campaigns conducted modeling the dynamics of the value of their brands.
Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Библиографическая ссылка на статью:
Трофимова Е.В., Зеленина Л.И. Моделирование деятельности конкурирующих кампаний на основе адаптивных моделей прогнозирования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56542 (дата обращения: 23.04.2025).
Таблица 1 – Анализ построенных моделей динамики стоимости бренда компании Coca-Cola
Функции
|
Адекватность
|
Точность
|
R/S
|
t
|
d
|
m
|
Sy
|
 |
R2
|
Модель Брауна
|
3,766794
|
+
|
0,282812
|
+
|
1,594934
|
+
|
6
|
+
|
3,189497
|
13%
|
0,10863
|
Модель Хольта-Уинтерса
|
3,426548
|
+
|
0,537225
|
+
|
1,95356
|
-
|
6
|
+
|
2,640548
|
3%
|
0,240148
|
Модель Бокса-Дженкинса
|
3,153476
|
+
|
0,381181
|
+
|
1,566194
|
-
|
2
|
-
|
2,360305
|
2%
|
0,392877
|
Модель Брауна с адаптивными параметрами адаптации
|
3,85377
|
-
|
0,110853
|
+
|
1,908494
|
+
|
4
|
+
|
3,725089
|
4%
|
0,51222
|
Мультипликативная модель Хольта-Уинтерса
|
3,327785
|
+
|
26,05611
|
-
|
0,027053
|
-
|
6
|
+
|
0,553714
|
1%
|
0,966587
|
Аддитивная модель Тейла-Вейджа
|
3,147408
|
+
|
9,370038
|
-
|
0,101891
|
-
|
3
|
-
|
0,512907
|
1%
|
0,971331
|
Таблица 2 – Анализ построенных моделей динамики стоимости бренда компании PepsiCo
Функции
|
Адекватность
|
Точность
|
R/S
|
t
|
d
|
m
|
Sy
|
 |
R2
|
Модель Брауна
|
3,176868
|
+
|
1,147721
|
+
|
1,717524
|
-
|
6
|
+
|
0,297335
|
1,4%
|
0,821804
|
Модель Хольта-Уинтерса
|
2,922381
|
+
|
1,309556
|
+
|
1,414257
|
-
|
6
|
+
|
0,313251
|
1,4%
|
0,802216
|
Модель Бокса-Дженкинса
|
2,644015
|
-
|
2,49264
|
-
|
1,799035
|
+
|
3
|
-
|
0,583007
|
2,8%
|
0,314903
|
Модель Брауна с адаптивными параметрами адаптации
|
3,090396
|
+
|
0,728491
|
+
|
1,59112
|
-
|
5
|
+
|
0,346733
|
1,5%
|
0,757676
|
Мультипликативная модель Хольта-Уинтерса
|
3,301316
|
+
|
8,107063
|
-
|
0,132398
|
+
|
4
|
+
|
0,042904
|
0,3%
|
0,99629
|
Аддитивная модель Тейла-Вейджа
|
2,941397
|
+
|
5,303222
|
-
|
0,216738
|
-
|
2
|
-
|
0,096847
|
0,6%
|
0,981095
|

Рисунок 1 – Динамическая модель бренда Coca-Cola

Рисунок 2 – Динамическая модель бренда Pepsi
Таким образом, предложенные модели могут быть использованы в краткосрочном прогнозировании.
Библиографический список
- Лукашин, Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов, учеб. пособие – М. и Статистика, 2003. – 416с.
- Соколова А.С., Зеленина Л.И. Имитационное моделирование как конструктивный метод принятия управленческих решений // Инноватика: научный электронный журнал. – 2014, №2. – Санкт-Петербург: ООО ИННОВАТИКА, 2014. – ЭЛ № ФС 77-57224, ISSN 2312-2765, с.47-55
- Зеленина Л.И., Олар Я.В. Адаптивные модели прогнозирования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/50324 (дата обращения: 29.03.2015).
- Зеленина Л.И., Трофимова Е.В. Классификация методов и моделей оценки эффективности рекламной деятельности // Исследования в области естественных наук. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://science.snauka.ru/2015/05/9898 (дата обращения: 03.06.2015).
Все статьи автора «Зеленина Лариса Ивановна»