«СООТЕЧЕСТВЕННИК» КАК СТАТУС

Климкин Дмитрий Владимирович
ОУУП Отдела МВД России по району Восточное Измайлово г. Москвы
участковый уполномоченный полиции

Аннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью стабилизации социально-экономического состояния Российской Федерации, что невозможно без изменения демографической ситуации, которая в настоящее время характеризуется оттоком населения со стратегически важных территорий Российской Федерации, сокращением общей численности населения, в том числе трудоспособного возраста. Поэтому, оказание содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из приоритетных направлений совершенствования миграционной политики Российской Федерации.

Ключевые слова: миграция, политика, Российская Федерация, соотечественники


«COMPATRIOT» AS STATUS

Klimkin Dmitry Vladimirovich
Russian Interior Ministry
policeman

Abstract
The relevance of the topic due to the need to stabilize the socio-economic condition of the Russian Federation, which is impossible without changing demographics, which is currently characterized by the outflow of population from strategic areas of the Russian Federation, the reduction of the total population, including working-age population. Therefore, to facilitate migration to the Russian Federation of compatriots living abroad, is one of the priority directions of migration policy of the Russian Federation.

Keywords: migration, national, politics, Russian Federation


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Климкин Д.В. «Соотечественник» как статус // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/46967 (дата обращения: 18.03.2024).

Одним из основных вопросов модернизации миграционной политики России является совершенствование механизмов организационно-правового регулирования. В Российской Федерации нет четкого определения компетенции миграционной политики, что создает барьер на пути реализации существующей нормативно-правовой базы в данном аспекте.

Природа миграционных отношений, на которые направлена регулятивно-управленческая функция государства, связана, прежде всего, с правами каждого человека, законно находящегося на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, на свободный выезд из страны, а для российских граждан – на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию.

Соответственно, в компетенции государственных органов находятся вопросы регулирования прав и свобод человека и гражданина, гражданства России, внешней политики и международных отношений, безопасности государства, то есть те вопросы, которые относятся к ведению Российской Федерации.

Деятельность участковых уполномоченных полиции неотъемлемо связана с постоянным контактом с гражданам, проживающими на вверенном ему участке. Поддержание своего статуса и доверительного отношения граждан, обеспечивает участковым уполномоченным полиции тотальное внедрение во все происходящее на территории его ведения, что позволяет минимизировать бесконтрольность преступных действий и обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.

Используемы в бытовом лексиконе юридические термины «человек» и «гражданин» для большинства не имеют различия в толкование, однако специфика профессиональной деятельности сотрудников четко ставит разграничения и неприемлемо слияния двух этих терминов и отождествление в один.

ГРАЖДАНИН – это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличаются от иностранных гражданина и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданин принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин “гражданин”, если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо.

ЧЕЛОВЕК – общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Разграничивая термины в профессиональной деятельности, все же не стоит забывать о том, что защита прав и свобод человека и гражданина является высшей ценностью в Российской Федерации и во всем мире. Полиция призвана обеспечить данную гарантию на всей территории нашей страны, а также за ее пределами в отношение своих граждан.

Отсюда и вытекает необходимость жесткой подконтрольности как внешних, так и внутренних миграционных потоков. Вследствие халатного отношения уполномоченного органа и масштаба такого явления как миграция во всем мире, а не только в России, вопрос о трансформации органов, регулирующих данный процесс, становится все более жестким и необходимым.

Нелегальная миграция занимает большую часть внимания компетентных органов, а так же становится «бельмом» на всей стране. Однако направляя все усилия на устранения одной проблемы, мы забываем о других, не менее значимых. Одной из таких является политика в отношении соотечественников. Способствование их возвращению на Родину, помощь в обустройстве по приезду,  юридическая поддержка на протяжении оформления документов и другое.

Одним из мировых вызовов стала глобализация, оказывающая мощное воздействие на сферы жизни мирового сообщества. Главным следствием глобализации становится предельное ужесточение конкуренции между государствами вплоть до уничтожения конкурентов и овладения их природными ресурсами, так как они уже сегодня становятся дефицитом для поддержания высокого уровня потребления населения развитых стран и обеспечения растущего потребления остальных стран мира.

Для России вызов глобализации состоит в том, чтобы обеспечить свою независимость, защитить свой суверенитет, свою территорию и целостность своего народа, самостоятельно распоряжаться своими природными богатствами, по запасам которых ей в мире нет равных.

Однако для того, чтобы в условиях глобализации сохранить свою независимость, России необходимо выступить на равных в конкурентной борьбе с развитыми странами, для чего требуется в кратчайшие сроки ликвидировать отставание в научно-техническом прогрессе.

Для решения этой стратегической задачи необходимы не только природные, но и трудовые ресурсы в нужном количестве и соответствующего профессионального качества.

Обеспечение же трудовыми ресурсами развития экономики в условиях острого демографического кризиса в стране – другой серьезнейший вызов, с которым столкнулась Россия в новом столетии.

Одним из направлений в преодолении демографического вызова должна стать иммиграция – привлечение в страну населения соответствующего количества и качества.

Имеется ряд и других проблем в области миграции, которые требуют государственного управления.

В стране крайне неблагополучно обстоят дела с внутренней миграцией. Сокращение численности населения в стратегических районах Севера и Дальнего Востока дополняется значительным оттоком жителей из этих регионов, что непосредственно отрицательно скажется на их экономическом развитии, а также угрожает безопасности страны.

Основными факторами, определяющими высокую миграционную привлекательность Российской Федерации, являются: выгодное географическое положение Российской Федерации, занимающей 42% общей площади Европы и 29% территории всей Азии и имеющей государственную границу (включая морскую) протяженностью около 60 000 км; высокий уровень контактности большинства участков российских границ как совокупности условий и факторов, благоприятствующих трансграничному сообщению, развитию взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей с сопредельными странами; наличие на территории Российской Федерации регионов, имеющих сходные с рядом зарубежных стран, прежде всего приграничных, геоклиматические условия и этнокультурные традиции населения при более высоком уровне (потенциале) социально-экономического развития; относительно благоприятная визовая политика, реализуемая Российской Федерацией, действующий безвизовый и упрощенный порядок въезда на ее территорию для граждан и лиц без гражданства из большинства государств – участников СНГ и некоторых других зарубежных стран; исторически сложившаяся социокультурная близость населения Российской Федерации и государств, ранее входивших в состав бывшего СССР, отсутствие серьезных проблем у выходцев из этих стран в адаптации к российской языковой и социальной среде; сложная социально-политическая обстановка и экономические проблемы (высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда и т.д.) в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР; большая емкость рынка труда иностранной рабочей силы в ряде отраслей экономики Российской Федерации из-за естественной убыли собственного трудоспособного населения.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” 5 в ст. 1 дает пространное определение понятия “соотечественники”, подразделяя их на три категории. Так, согласно ч. 1 данной статьи соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Согласно ч. 2 “соотечественниками за рубежом” признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории России.

В третью категорию (ч. 3) также входят лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории России, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории России, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства.

Кроме того, это еще и выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

В ст. 3 вышеназванного Федерального закона установлен порядок признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам. В ч. 1 данной статьи отмечается, что граждане Российской Федерации, проживающие за пределами ее территории, являются соотечественниками в силу своей гражданской принадлежности.

Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 3 признание кого-либо в своей принадлежности к соотечественникам, предусмотренное ч. 3 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона, является актом самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью этих лиц по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Россией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Россией. Кроме того, соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников (ч. 3 ст. 3).

В ст. 5 рассматриваемого Федерального закона изложены основные принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Так, государственная политика России в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики страны и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти России (прежде всего Правительством, ФМС и МВД России), органами государственной власти субъектов Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами и законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных Федеральным законом.

Россия заинтересована в широком определении понятия “соотечественник за рубежом”. К нему можно отнести каждого, кто являлся подданным Российской империи, состоял в гражданстве Российской Республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации, а также его потомков, если он считает Россию своей Родиной, знает русский язык, готов поддерживать с ней гуманитарные, экономические связи или переехать на постоянное место жительства. Не нужно бояться искусственного увеличения такой категории лиц. Признание соотечественником не должно влечь автоматического предоставления льгот. Это неминуемо приведет к иждивенчеству. Экономические преференции необходимо предоставлять тем, кто намерен переселиться в Россию, причем с пользой не только для себя, но и для нее. В остальных случаях должны использоваться меры дипломатической, политической поддержки, стимулирования развития изучения русского языка, продвижения культуры, искусства народов нашей страны.

Государственная политика Российской Федерации, направленная на интеграцию проживающих за рубежом соотечественников в политическую и экономическую жизнь России, находит поддержку и понимание среди соотечественников. При этом они проявляют живой интерес к Госпрограмме, являющейся одним из действенных инструментов такой интеграции.

Необходимо дальнейшее совершенствование Госпрограммы. Для повышения эффективности следует отнести всю территорию субъектов Российской Федерации, участвующих в ней, к территории вселения; расширить каналы вхождения в Госпрограмму, предусмотрев возможность участия в ней научной и творческой интеллигенции, студентов и других категорий соотечественников.

Необходимо проработать вопрос компактного переселения соотечественников в сельскую местность с созданием сельскохозяйственных зон свободного предпринимательства наподобие зон свободной экономической деятельности с льготным налогообложением.

Требуется усиление информационного сопровождения Госпрограммы – презентации региональных программ переселения, публикация и распространение официального информационного пакета о Госпрограмме, проведение специализированных “круглых столов” и конференций, использование периодической печати, телевидения и электронных СМИ.

Эффективная информационная работа и популяризация Государственной программы среди соотечественников невозможна без использования потенциала общественных организаций соотечественников, которые следует более активно привлекать к такой деятельности.


Библиографический список
  1. Сухарев А. Я., Крутских В. Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М.  2003.
  2. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  3. Рощин Ю.В. История развития государственного регулирования миграционных процессов в России // Миграционное право. 2011. № 3. С. 34 – 38.
  4. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by.
  5. Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” (ред. от 23.07.2013) // “Собрание законодательства РФ. 1999. № 22. Ст. 2670; 2013. № 30 (Часть I). Ст. 4036.
  6. Васильев Ф.П., Дугенец А.С. Административный регламент ФМС России: Учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во СГУ, 2008. 500 с.; Васильев Ф.П., Степанов Д.С. Правовое положение иностранных граждан в России: Учеб. пособие. Чебоксары, 2004. 432 с.
  7. Петухов, Д.В. Понятие правового института “соотечественники за рубежом” / Д.В.Петухов // Конституционное и муниципальное право. – 2007. -№ 10. – С.54.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Nika Koshenkova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация