Инвестиционная привлекательность предприятия – это совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на привлечение инвестиций, способствующих успешному развитию предприятия в будущем.
Отрасль строительства занимает одну из лидирующих мест в промышленном комплексе Пензенской области и вносит огромный вклад в развитие всех без исключения социальных и экономических отраслей.
Место предприятий строительных материалов в развитии экономики региона определяется важной роль в качестве одной из крупных базовых комплексов народного хозяйства России [1, 2]. Основой работы строительного комплекса Пензенской области являются предприятия строительной индустрии и промышленности строительных материалов, которые составляют более 40.
Основную долю продукции, производимой предприятиями промышленности строительных материалов составляют стеновые материалы, кирпич строительный конструкции из бетона, щебень, гравий.
В течение нескольких лет в Пензенской области было значительное сокращение производства основных видов строительных материалов. Снижение объемов производства на предприятиях промышленности строительных материалов вызвано значительным ухудшением основных производственных фондов и изменением в динамике инвестиций в основной капитала, низкая конкурентоспособность продукции и недостаточная инновационная активность.
Низкий уровень инвестиций в предприятия промышленности строительных материалов региона обусловлен отсутствием собственных средств предприятий, низкой рентабельностью, недостаточностью платежеспособным спросом, непрозрачности финансовой и хозяйственной деятельности для кредиторов и инвесторов, отсутствие бизнес – планов на перспективу [3].
В то же время перед предприятиями предприятия промышленности строительных материалов Пензенской области стоят решения важных задач, состоящее прежде всего в удовлетворении спроса на региональном рынке и наполнение его качественной продукции.
Для реализации поставленных задач в Пензенской области разработана и действует региональная программа, направленная на более полное использование промышленного, научного и технического и кадрового потенциала региона, региональной минерально-сырьевой базы, обеспечение строительного комплекса с конкурентоспособной продукции, что позволяет обеспечить реальный прирост строительства жилья.
Реализация программы предполагает создание взаимоувязанных факторов от следствия и развития местного источника сырья, развития технико-экономического обоснования для инвестиционных вложений в перспективные проекты по созданию новых мощностей.
Это позволит предприятиям Пензенской области производить качественные стеновые материалы, эффективные нагреватели, сухие строительные смеси, энергоэффективные окна, двери и другую продукцию строительного назначения, вместо того, чтобы импортировать ее на территорию региона.
Программа позволяет создать оптимальные условия для привлечения потенциальных инвесторов в экономику региона и создать условия для реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере промышленности строительных материалов, чтобы насытить рынок Пензенской области широкой номенклатурой современных конкурентоспособных строительных материалов, изделий, рационально и эффективно использовать местные сырьевые источники, которые в комплексе будут способствовать социально-экономическому развитию области.
Прогноз объемов производства и потребления основных строительных материалов на территории Пензенской области приведен в таблицах 1,2.
Таблица 1. Прогноз объемов производства и потребления основных строительных материалов на территории Пензенской области
Наименование показателя |
Прогноз на годы |
|||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
Цемент,тыс.т. |
||||||
Объем производства в регионе | - | - | - | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 |
Ввоз из других регионов
(покупка) |
690 | 710 | 750 | - | - | - |
Вывоз в другие регионы
(продажа) |
- | - | - | 1200,00 | 1150,0 | 1120,0 |
Потребление в регионе (объем
продаж на региональном рынке) |
690,0 | 710 | 750 | 800,0 | 850,0 | 880,0 |
Суммарные мощности региона
(по балансу производственных мощностей предприятий) |
- | - | - | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 |
Стеновые материалы (без стеновых железобетонных панелей),млн,шт. условного кирпича | ||||||
Объем производства в регионе | 87,0 | 90,5 | 92,5 | 135,0 | 140,0 | 145,0 |
Ввоз из других регионов
(покупка) |
8,0 | 8,0 | 8,0 | |||
Вывоз в другие регионы
(продажа) |
9,5 | 9,5 | 10,0 | 8,0 | 8,0 | 10,0 |
Потребление в регионе (объем продаж на региональном рынке) | 85,5 | 89,0 | 90,5 | 127,0 | 132,0 | 135,0 |
Суммарные мощности региона
(по балансу производственных мощностей предприятий) |
164,0 | 164,0 | 224,0 | 224,0 | 224,0 | 284,0 |
Ввод производственных
мощностей |
60,0 | 60,0 | ||||
Конструкции и детали сборные железобетонные тыс. куб.м |
||||||
Объем производства в регионе | 96,0 | 100,0 | 110,0 | 120,0 | 130,0 | 140,0 |
Потребление в регионе (объем
продаж на региональном рынке) |
96,0 | 100,0 | 110,0 | 120,0 | 130,0 | 140,0 |
Суммарные мощности региона
(по балансу производственных мощностей предприятий) |
212,0 | 212,0 | 212,0 | 212,0 | 212,0 | 212,0 |
Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок) тыс. куб.м |
||||||
Объем производства в регионе | 980,0 | 1150,0 | 1200,0 | 1250,0 | 1350,0 | 1470,0 |
Потребление в регионе (объем
продаж на региональном рынке) |
980,0 | 1150,0 | 1200,0 | 1250,0 | 1350,0 | 1470,0 |
Суммарные мощности региона (по
балансу производственных мощностей предприятий) |
1890,0 | 1890,0 | 1890,0 | 1890,0 | 1890,0 | 1890,0 |
Таблица 2. Примерный баланс потребности в основных строительных материалов по Пензенской области с 2010 до 2015 года
№ п/п | Наименование материалов | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
1 | Цемент, т | 32984 | 32984 | 32984 | 32984 | 32984 | 32984 |
2 | Известь строительная, т | 16492 | 16492 | 16492 | 16492 | 16492 | 16492 |
3 | Пено-газобетон, м3 | 706800 | 706800 | 706800 | 706800 | 706800 | 706800 |
4 | Кирпич керамический и силикатный, тыс. шт. | 471200 | 471200 | 471200 | 471200 | 471200 | 471200 |
5 | Песок кварцевый, т | 67146 | 67146 | 67146 | 67146 | 67146 | 67146 |
6 | Бетон и ж/б, м3 | 824600 | 824600 | 824600 | 824600 | 824600 | 824600 |
7 | Сталь, т | 128402 | 128402 | 128402 | 128402 | 128402 | 128402 |
8 | Материалы на основе древесины | 58900 | 58900 | 58900 | 58900 | 58900 | 58900 |
9 | Стекло оконное, м2 | 235600 | 235600 | 235600 | 235600 | 235600 | 235600 |
10 | Линолеум, м2 | 1060200 | 1060200 | 1060200 | 1060200 | 1060200 | 1060200 |
11 | Лакокрасочные материалы, т | 1178 | 1178 | 1178 | 1178 | 1178 | 1178 |
Реализация программных мероприятий будет способствовать снижение стоимости и повышение конкурентоспособности предприятия, улучшению инвестиционной привлекательности предприятий, обеспечения рабочими местами, снижению социальной напряженности в регионе и решению многих жилищных проблем.
Библиографический список
- Учаева Т.В. Повышение организационно-экономического потенциала предприятий // Гуманитарные научные исследования. – Июль 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7383
- Учаева Т.В. Анализ ситуации на производстве на предприятиях по производству строительных материалов Пензенской области // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40907
- Учаева Т.В. Классификация факторов, влияющих на организационно-экономический потенциал предприятий // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38896.