Традиционный гобелен (фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей из цветных шёлковых или шерстяных нитей. Он, как один из пластических видов искусства, отличается своими, только ему присущими выразительными качествами в создании художественных образов, в решении их композиции. Каждая работа – это художественный эксперимент, попытка выработать новые принципы организации его пластики. Но в дизайне возможности гобелена еще далеко не исчерпаны, их осмысление должно «идти рука об руку» с практикой.
Форма, цветосочетания, соединение непривычных моментов в форме и поверхности – все это является целью дизайна и проектирует видение образа гобелена в пространстве.
Главные цели проекта:
На основе изучения истории и теории гобелена рассмотреть процессы становления и развития искусства гобелен, его творческие составляющие и пространственные возможности использования в дизайне.
Главные задачи проекта:
ü Исследовать возможности гобелена в создании гармоничного образа.
ü Рассмотреть современные тенденции «пространственного» гобелена
ü Предложить инсталляцию[1] образа-символа Гармонии, раскрывающего сущность этого искусства.
Новизна настоящей работы состоит в том, что в ней предпринята попытка систематизации материалов по теме исследования с демонстрацией преимуществ метода дизайн – проекта в познании основ языка дизайна и его популяризации.
Анализируя историю развития гобелена, можно сказать, что она представляет собой историю развития его связи с пространством.
Так, классический гобелен определялся размерами и конфигурацией архитектурного пространства. Это была картина, выполненная средствами ткацкого ремесла и заполняющая плоскость стены. Композиция гобелена, колористическое решение и характер стилизации рисунка определялись живописью своего времени. Такое влияние пространства можно характеризовать как сюжетно-композиционное. Гобелен здесь использовался только в качестве декоративного пятна или композиционного акцента. Элементы синтеза проявлялись слабо или отсутствовали. Гобелен имел традиционные формы прямоугольника и незначительные размеры. Общее эмоциональное воздействие гобелена – декоративной плоскости - зависело от правильно выбранного масштаба композиции и ее ориентации в пространстве.
Позже усиление эмоционального воздействия гобелена стало достигаться отступлением от классического прямоугольника в его композиции и введением активного силуэтного решения — круга, круга в сочетании с прямоугольником, нескольких полос. А также путем пластического развития самой плоскости.
Рисунок 1 - Гобелен – декоративная плоскость: пятно или композиционный акцент.
Следующий этап развития: гобелен-кулиса, гобелен-пластика – случай, когда гобелен, теряет непосредственную связь с ограждающей поверхностью интерьера, в качестве декоративного пятна участвует в декоративном построении пространства.
Пластика – важнейшая характеристика, формирующая образ формы, наряду с конструкцией. Под пластикой мы понимаем качества поверхности формы, которые можно воспринимать зрительно. Это ее силуэт, фактура, рельеф, цвет, характер членений, отверстий.
Растения, живые организмы учат нас скульптурной пластике, которая воспринимается эмоционально. Отдельные элементы их форм не имеют между собой отчетливых границ, переходят друг в друга плавно, естественно.
Красочным праздником в пространстве можно назвать гобелен – структуру.
Следующая ступень развития гобелена – гобелен-среда. Пространство целиком организовывается средствами декоративного ткачества. Среда выступает катализатором чувства причастности зрителя к художественному произведению, она возбуждает все формы его сопереживания и сотворчества.
Можно сказать, что вся история искусства, художественных традиций – это история работы художника с проблемой восприятия. Само произведение является своего рода исследованием, выраженным образным языком искусства.
Петров-Водкин писал: «Человечество «слепнет», принимая «на слово» видимое, разучивается осмысливать до конца, ощупывать сущности, поступающие через глаз.». [4, с. 15]
Дизайн, учитывая эту прогрессирующую «слепоту» зрителя, сознательно использует разнообразные приемы привлечения и организации внимания наблюдателя.
Корни образной содержательности гобелена лежат в постановке творческих задач, в способе творческого мышления, которые, вплетаясь в художественную ткань гобелена, «работают» на образ, на его содержательность. Красота найденной декоративной формы оказывается вплавленной в эту образную сущность. [4, с. 17]
Язык гобелена эмоционален, современный гобелен – один из самых «контактных» жанров декоративного искусства. Эмоциональность автор находит в принципах построения декоративной композиции, в отборе цветосочетаний, в неповторимости той или иной технической новации.
В раскрытии замысла одни мастера прибегают к конкретно-изобразительному языку, повествовательности. При этом содержание раскрывается сразу, лежит на поверхности и понятно любому воспринимающему.
Другой способ построения образа гобелена — усложнение его художественной формы, при котором зритель постигает сущность работы лишь в процессе внимательного «прочтения» образа. К такому способу можно отнести использование поэтической метафоры, аллегории, которые вовлекают зрителя в процесс сопереживания, заставляют размышлять.
К современному гобелену можно отнести декоративную форму, выходящую за рамки традиционного понятия «гобелен»,— это «рельефные» и объемные гобелены, «текстильная пластика». Они работают на синтез искусства, на формирование гармоничной среды. Их образы сложные, неоднозначные, глубина и многоплановость ассоциаций опираются не только на духовный мир зрителя, но и на его развитый интеллект.
Такие гобелены относят и к миру монументального искусства. Сохраняя все особенности декоративного произведения, они получают возможность обращаться к языку обобщенности, к символам и аллегории.
Рисунок 7 – «Египет», «Индия» – «рельефные», объемные гобелены – синтез искусства, формирование гармоничной среды
Образы гобелена приобретают философское содержание, становятся емкими и возвышенными.
Современный гобелен – молодой вид декоративного искусства. Со старым классическим гобеленом его связывает только материал и техника исполнения. Его теория находится в процессе становления, обогащает практику современного дизайна.
В своем проекте мы поставили задачу создания образа-символа искусства гобелена.[2] Это значит, что искомый образ должен обладать свойствами, которые наиболее точно характеризуют данный вид искусства.
Гармония – эстетическая[3] категория, спутница красоты. Любое законченное произведение должно обладать цельностью, что и делает его гармоничным. Гармонии в дизайне костюма можно достигнуть использованием правил композиции, которая объединит все его элементы в единое целое, в образ. [5,6]
Здесь не обойтись без знания основ формальной композиции и метода метафоры, основанного на привлечении ассоциаций. [7,8] Метафоричность форм в дизайне основывается на геометрическом подобии. Проанализировав свойства гобелена, как вида искусства, сравним их с аналогичными свойствами ассоциативного образа, создадим синтезированный образ, выражающий эстетические свойства искусства гобелен через символ.
Здесь важна выразительная структура (тектоника), которая формирует образ. [9,10] Свойства гобелена определяются технологией его изготовления, зависят от свойств нити (пластична, упруга) и тканого полотна (жесткое, фактурное, фиксирующее заданную форму).
Свойства нити совпадают с характером молодой женской фигуры. А вот жесткость полотна может быть передана в найденном силуэте костюма, который может стать ключом к раскрытию художественного образа.
Рисунок 8 – Поиск образа-символа Гармонии. Митина Виталина. 17 лет
Рисунок 9 – Аналоги: Рождение бабочки – ЭМАГА (Инсталляция). Цветущая ветка (Роспись по шелку).
В нашем случае олицетворением гармонии является женская фигура, мы назовем ее Гармонией.[4] Законы композиции и одухотворенность образа, как мифологические герои, способствовали тому, чтобы наш образ-символ получился цельным, сложился. Его мы и предлагаем Вашему вниманию.
В сюжет инсталляции, «текстильной пластики» вошел также станок и гобелен-кулиса, как напоминание о традициях данного искусства, которые тоже не должны исчезнуть.
Рисунок 10 – Образ-символ искусства гобелен – Гармония. Митина Виталина. 17 лет
Преподаватель: Мереняшева М. А.
Итак, рассмотрены процессы становления и развития искусства гобелен, его творческие составляющие и пространственные возможности использования в дизайне. Предложен авторский образ-символ Гармонии, олицетворяющий этот совершенный вид искусства, эмоциональный и возвышенный.
Наш проект – начало постижения тайн будущей профессии. Дизайн-творчество и его осмысление должны «идти рука об руку». А дизайн-концепция позволила «пробудить художественный образ» Гармонии благодаря сочетанию чувственной практики, работы с выразительными средствами искусства гобелен и профессионализма, опирающегося на формализованные знания. [11]
[1] Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж). Главная художественная цель И. — создание в определенном объеме экспозиционного пространства особого художественно-смыслового пространства [3]
[2]Символ художественный (греч symbolon – опознавательная примета) – знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. [2]
[3] Эстетика (от др.-греч. — aisthëtikos — воспринимаемый чувствами)- наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая опыт ее освоения, в процессе которого человек ощущает, свою органическую причастность, нераздельность с Универсумом, с его духовной Первопричиной, для верующих — с Богом.
Библиографический список
- Баранов Н. «Искусство стран народов мира». Краткая художественная энциклопедия.- М.: 1981
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.- , 1982
- Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс] – 2003. – Режим доступа: http:// http://www.terme.ru
- Стриженова Т. Гобелен и образ.//М., ДИ СССР,1975, №9, с.31-34
- Мереняшева М. А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайн. /Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/(дата обращения: 14.04.2014)
- Мереняшева М. А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852(дата обращения: 25.03.2014)
- Мереняшева М. А. Дизайн как феномен Культуры. Его воплощения в шахматном дизайне/ Перспективы науки и образования, Май-июнь 2014, №3 [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/(дата обращения:14.04.2014)
- Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы как инварианты метода художественно-композиционного моделирования в контексте дизайн-образования./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.03.2014).
- Мереняшева М. А. Художественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и инновации./ Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/(дата обращения: 14.04.2014)
- Мереняшева М.А. Феномен клетчатого рисунка в дизайне одежды. Образно-семиотический аспект // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33683 (дата обращения: 16.04.2014).
- Мереняшева М.А. Дизайн-концепция как художественно-композиционная модель в контексте дизайн-образования. Вербальная и визуальная составляющие./ Международный научно-исследовательский журнал, ISSN2303-9868 No3 (22) 2014 Часть 2. [Электронный ресурс]. URL:http://research-journal.org/wp-content/uploads/2014/04/3-2-22.pdf