УДК 378.016: 747

ФЕНОМЕН КЛЕТЧАТОГО РИСУНКА В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ. ОБРАЗНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Мереняшева Марина Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья поднимает главную проблему языка дизайна – проблему понимания, акцентируя внимание на необходимости для его пропедевтики сочетания чувственной практики с формализованными знаниями, позволяющими обобщать опыт, выходя на сущностные основания и принципы профессии. Феномен дизайна отражен в многозначности и универсальности «клетки», духовный потенциал которой прослежен от протоорнамента до авангардных течений изобразительного искусства XX века.

Ключевые слова: семиотика рисунка, эстетический феномен «клетки», язык дизайна одежды


PHENOMENON CHECKERED PATTERN IN FASHION DESIGN. FIGURATIVELY-SEMIOTIC ASPECT

Merentseva Marina Anatolievna
Penza state University of architecture and construction
associate Professor of the chair of design and art design of interior

Abstract
The article raises the biggest problem of the language design is the problem of understanding, focusing on the need for its propaedeutic combination sensual practice with formalized knowledge to summarize the experience of going out on the essential grounds and principles of the profession. The phenomenon of design is reflected in the multiple meanings and versatility of "cells"spiritual potential which are traced from pretournament to avant-garde tendencies of fine art of the XX century.

Keywords: aesthetic phenomenon of "cells", clothing design, language, semiotics picture


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А. Феномен клетчатого рисунка в дизайне одежды. Образно-семиотический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33683 (дата обращения: 30.09.2017).

Художественно-выразительный язык дизайна — хранилище духовного опыта человечества и его собственного профессионального знания. [1,2]

Но присущая дизайнерскому творчеству субъективность «делает его молчаливым». Задача пропедевтики – раскрыть содержание художественного мастерства, решить главное противоречие дизайнерской деятельности. Оно заключается в необходимости сочетания ремесленно-практической формы воспроизводства, чувственной практики, работы с выразительными средствами искусства и высокого профессионализма, стремящегося к опоре на формализованные знания, позволяющие обобщать опыт, выходя на сущностные основания и принципы.

Творчески подходя к выбору средств и методов, наиболее полно раскрывающих системный характер языка дизайна, композиционное моделирование уже на этапе пропедевтики должно опираться не только на опыт профессионального дизайна, но и учитывать теоретическое наследие эстетики, философии, культурологии, семиотики, логики, педагогики. [3]

Главная проблема языка – проблема понимания.

В объективизации профессионального опыта помощь дизайн-педагогике оказывает привлечение теории семиотики и культурологии. Именно на стадии пропедевтики необходимо введение профессионально и культурно-значимых понятий – архетипов, без опоры на которые невозможно творчество. [4]

Ведь анализ традиционного и современного дизайна позволяет сделать вывод, что первый выступает в качестве творческого источника, а второй – в качестве творческой среды.

Форма образа в дизайне всегда целостна, поэтому и ее эстетическая оценка должна быть результатом целостного осмысления и восприятия, а не возникать в процессе анализа ее отдельных сторон и свойств. Гармоничное сочетание всех элементов продукта — основное качество дизайна костюма.

В статье хотелось бы поговорить о том, как неразрывно связаны в образе одежды форма и рисунок. Начнем с самого простого, который, казалось бы, просто обозначает структуру ткани. Это — клетка, один из самых древних протоорнаментов в истории человечества, такой же привычный и традиционный, как и полоска.

Всем знакомо высказывание «попасть в клетку». Оно обозначает отсутствие свободы. Наш проект «Фантазии в «клетке» как раз о том, что у творчества не может быть границ, жестких рамок, о необходимости знать и помнить культурные традиции.

Итак, в поречье Нила тканями с этим рисунком были обернуты египетские мумии, ткани с подобным рисунком носили и римские аристократы. Древние галлы и шотландские горцы использовали клетку как основной элемент декора текстиля.  Воспетые в романах Вальтера Скотта и поэзии лорда Байрона, они стали главными героями романтиков XIX века, привнеся с собой клетку в наш повседневный обиход.

Неотъемлемой частью шотландской одежды стал клетчатый рисунок на британских островах. Шотландская клетчатая ткань, тартан, популярна не меньше, чем джинсовая. Буквально этот термин означает «рисунок», что делает его по значимости выше всех остальных. Тартаны стали знаком родовой принадлежности, создавались по законам геральдики и превратили шотландцев в фанатов клетки. Кроме шотландки был придуман рисунок “гусиная лапка” – ломаная, косая клетка.

Французы города Виши в середине XIX века изобрели клетку из квадратов двух контрастных цветов. Этот рисунок полюбился скандинавам и американцам, сегодня он воспринимается как составляющая скандинавского дизайна и стиля кантри, милого и уютного.

Конечно, отношение к этому принту неоднозначно. Кто-то считает его простоватым, лишенным элегантности. Других он полнит, у кого-то искажает пропорции. А современные коллекции из клетчатых тканей и вовсе немыслимы.

Все эти предубеждения довольно надуманны.

Задачей нашего проекта будет выяснение причин вневременной популярности «клетки», обоснование гипотезы, что ее «простота» не может являться преградой для будущего использования в дизайне, в том числе в молодежной моде. Проследив историю использования этого рисунка в одежде, мы  предлагаем «поиграть» в клетку, попытаться найти ее связи с авангардными течениями в изобразительном искусстве прошлого  века. Ведь моду всегда можно рассматривать как игру, шоу, способ самоутверждения.

Главные цели проекта:

На основе изучения истории мировой художественной культуры, теории дизайна, истории моды рассмотреть процессы использования рисунка «клетка» в дизайне одежды.

Главные задачи проекта:

-  Исследовать семиотическую значимость рисунка.

-  Проанализировать философские принципы использования рисунка авангардными течениями в изобразительном искусстве прошлого  века.

-  Рассмотреть современные «клетчатые» тенденции ведущих Домов моды.

-  Предложить свои решения по использованию «клетки», раскрывающие сущность ее эстетического феномена.

Итак, в основе клетки – чередующиеся вертикальные и горизонтальные линии, которые можно рассматривать как графическое изображение основы и утка.

Согласно концепции авангардизма, явившегося колыбелью дизайна, форма должна быть информативна. [6] Геометрия – язык пластических искусств, именно она дает возможность приобрести конкретные черты образам дизайна костюма. Но в дизайнерском формообразовании необходимо понимать и использовать еще и символический смысл геометрических форм.

Поэтому обратимся к символической составляющей «клетчатого» рисунка:

Вертикаль и Горизонталь, линии, имеющие  противоположный  символический смысл.

Вертикаль – символ вознесения и прогресса, основного элемента сотворения.

Горизонталь – знак горизонта, символ пассивного поведения.

Образуемая ими при пересечении клетка, Квадрат – один из четырех фундаментальных символов. Это – антидинамичная фигура. Символ земли, остановки, выделенного мгновения, созданной вселенной, пространства.

Понять, какое влияние созданный ими рисунок может оказать на образ формы в дизайне костюма, какие эмоции тот, в свою очередь, вызовет у зрителя, нам поможет история авангарда. Рассмотрим его течения, в которых «клетка» легла в основу философских принципов. [5]

Так, «кyбизм» на первый план выдвинул формальные эксперименты, разложив сложные формы на простые. Для него характерно стремление геометризировать форму, сделать ее архетипальной .

Позже Ле Корбюзье провозгласил геометрический порядок основой будущей архитектуры, заявив: «Мы утверждаем, что человеку свойственно стремление к порядку, что все его действия и мысли направляются прямой линией и прямым углом».

Позже под влиянием кубизма Питер Мондриан свел трехмерный объем к плоскости, новому элементу пластики, создав абсолютно беспредметный стиль «неопластицизм». Его живопись представляла собой различные комбинации прямоугольных фигур, отделенных друг от друга жирной черной линией и выкрашенных в основные цвета спектра, синий, красный и желтый. Согласно концепции течения, подобная абстрактная живопись с «жесткими» законами построения создавала «клетки духа», подчеркивала уход художника от природы, отражала тайну Вселенной и ее универсальную гармонию.

Таким образом, прямолинейность конструкции Мондриана проистекала из желания исключить элементы чувственной реальности. «Вертикали и горизонтали выражали две взаимопротивоположных силы; чье равновесие существует везде и подчиняет себе все. Тео ван Дуйсбург утверждал, что в основе их метода лежат простота, ясность геометрических пропорций, четкость конструктивных решений, функциональность, логика и рациональность, зато отсутствуют эмоциональность и анархия формы.

Создателем другой разновидности геометрической абстракции стал Казимир Малевич. Сочетание геометрических форм по его убеждению утверждало интеллектуальное превосходство человека над природой. А целью его супрематизма стало выражение реальности в простых формах, которые лежат в основе всех других форм физического мира. Изобразительный манифест течения — картина Малевича «Черный квадрат» — знак-приглашение заглянуть «в себя», выразитель сущности искусства, беспредметной, без-образной, которая может быть выражена только «чистым ощущением».

Как и в народном искусстве, реальные вещи сводились к орнаменту, символу. Художник достигал глубины, пространственности с помощью геометрических фигур прямоугольников, квадратов. Квадрат для него стал идеалом, формулой супрематизма, символом первозданности, правильности и чистоты,

И в дальнейшем (концептуальное искусство, оп-арт и т. д.) на «клетку» возлагалась ответственность «говорить о всеобщем».

Различны взгляды упомянутых течений и их теоретиков, но трудно не согласиться с общим мнением, что простота геометрических пропорций, логика, рациональность и отсутствие эмоциональности в «клетке» не являются в творчестве преградой. Она каждый раз приобретает новый философский смысл, обогащает духовность несущего ее художественного образа.

Современные «клетчатые» тенденции ведущих Домов моды – еще одно тому подтверждение.

Это и обычная клетка, образованная пересечением полос разного цвета и ширины, чередованием квадратов и ромбов всех цветов и размеров, и  шотландка во всем ее разнообразии. По-прежнему популярны элегантные «гусиные лапки».

В молодежной моде «клеточка» олицетворяет стиль, создающий настроение, характеризующий индивидуальность, темперамент своего обладателя.

Как  и любой регулярно повторяющийся элемент, клетка организует и ритмически упорядочивает плоскость. Однако, эта организованность особая, носящая менее формальный и коллективный характер.

Мелкая и тонкая клетка рассказывает об аккуратности, крупная – ассоциируется с активным времяпрепровождением. Не случайно она является главной приметой стиля кантри (англ. «деревенский»). Если в национальной одежде «шотландка» информировала о принадлежности к клану, то в современном костюме — служит примером свободного стиля с оттенком аристократизма.

Сочетание различных геометрических рисунков выглядит смело и стильно.

Расстегнутая рубашка и надетая под нее майка или водолазка делают модель стильной хулиганкой и провокаторшей.

«Клетка» везде привлекает к себе внимание, что объясняется универсальностью ее вечных составляющих: вертикали, горизонтали, квадрата.

Наш проект  – начало постижения тайн будущей профессии. Одна из них – тайна  художественного  образа.  Мы наглядно продемонстрировали, что научиться понимать язык дизайна можно лишь осознав его историчность и находя закономерности. Эта задача имеет решение, востребованное необходимостью надежного фундамента профессиональных знаний. Знакомство с архетипами, приобщение к культуре – это получение интересной  информации, раздвигающей горизонты кругозора и эрудиции.

В своем проекте мы показали неисчерпаемую многозначность и универсальность «клетки», продемонстрировали  ее духовный потенциал, отразив в ней феномен самого Дизайна. [7]

ПРИЛОЖЕНИЕ


Библиографический список
  1. Мереняшева М. А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна./ Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852(дата обращения: 25.03.2014)
  2. Мереняшева М. А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайн. / Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/(дата обращения: 14.04.2014)
  3. Мереняшева М. АХудожественно-композиционное моделирование в контексте дизайн-образования. Традиции и  инновации./ Перспективы науки и образования, Март-апрель 2014, №2 [Электронный ресурс] URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/
  4. Мереняшева М. А. Сущность дизайна и его художественные принципы как инварианты метода художественно-композиционного моделирования в контексте дизайн-образования.  //Современные научные исследования и инновации» Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32852 (дата обращения: 25.03.2014).
  5. Мереняшева М. АРусский костюм в стиле «деконструктивизм». / Перспективы науки и образования, Май-июнь 2014, №3[Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/(дата обращения:14.04.2014)
  6. Турчин В.С. В лабиринтах авангарда. М.,1993г.
  7. Мереняшева М. АДизайн как феномен Культуры. Его воплощения в шахматном дизайне. / Перспективы науки и образования, Май-июнь 2014, №3 [Электронный ресурс]. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-03/(дата обращения:14.04.2014)


Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: