МЕТОД ПРОЕКТА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЯЗЫКУ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА

Мереняшева Марина Анатольевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера

Аннотация
Статья обобщает опыт практического использования метода проектов в обучении школьников языку архитектуры и дизайна, который рассматривается как средство коммуникации в общей системе культуры. Акцентируются возможности метода в формировании у детей межкультурной, познавательной и социальной компетенций и его роль в популяризации языка, создающей ориентационную и мотивационную основы для его профессионального изучения.

Ключевые слова: концептуализация, метод проекта, популяризация языка, язык архитектуры и дизайна


PROJECT METHOD IN TEACHING CHILDREN THE LANGUAGE OF ARCHITECTURE AND DESIGNATORS LANGUAGE

Merentseva Marina Anatolievna
Penza state University of architecture and construction
associate Professor of the chair of design and art design of interior

Abstract
The article generalizes the experience of practical use of the method of projects in teaching children the language of architecture and design, which is seen as a means of communication in the system of culture. Focus possibilities of the method in promoting inter-cultural, cognitive and social competences and its role in promoting language that creates the orientation and motivation of the basis for its professional study.

Keywords: conceptualization, language of architecture and design, popularization of language, project method


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мереняшева М.А. Метод проекта в обучении школьников языку архитектуры и дизайна // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/33077 (дата обращения: 29.03.2024).

До сих пор нет единого мнения, каким должен быть процесс обучения школьников языку архитектуры и дизайна. [1, с.6] Ведь сложный смысл его ассоциаций скрыт от непосвященных. Растущая интеллектуализация общества, тенденции развития современного российского образования, ответственность пропедевтики языка за фундамент профессионального мастерства позволили нам в условиях гимназии начать осуществление комплексного образовательного проекта «Обучение школьников языку архитектуры и дизайна».

Для обеспечения целостности подхода к обучению языку и способам его использования, раскрытия его многомерности мы используем в обучении семиотический подход и метод проекта.

«Обучение школьников языку архитектуры и дизайна» предполагает:

-Формирование у детей визуальной культуры, как компонента общей интеллигентности и фундамента мастерства.

- Воспитание творчески инициативной личности;

-Решение проблемы использования современных образовательных технологий, духовно–нравственного воспитания личности, дополнительного образования в гимназии.

«Проект» – от латинского projectus, что означает «брошенный вперед».

Метод проектов формирует межкультурную, познавательную и социальную компетенции детей.

Обширное, системное знание бесполезно в сложившихся условиях, когда наша цивилизация переживает ситуацию трех революций: коммуникативной, информационной, революцию научного знания. Ведь это означает непрерывный диалог культур, количество информации, которое давно превзошло биологические возможности ее усвоения, поэтому начинает архивироваться в виде знаков и символов и относительность, многозначность истин.

Педагогика говорит сейчас о необходимости знания гибкого, навигационного.

Поэтому детей надо учить поиску информации, умению самостоятельно архивировать знание и главное – креативному (проектному) знанию.

Алгоритма креатива не существует, хотя можно нарисовать общую схему его возникновения: ассоциации – смысловые цепочки – разрыв формальной логики – возникновение нового знания.

Отсюда вырисовываются новые функции учителя: он выступает менеджером, режиссером информации, ассоциативного поля. В выборе тем для учебных проектов мы исходим из критериев доступности материала для сознания школьников и возможности перевода его в интересную творческую задачу.

Цель обучения – познание, а проект является моделью научного познания. Известно, что практика – его движущая сила. Но существует еще и художественное познание – мышление образами.

Путь к поиску креативного, гибкого, навигационного знания лежит через преодоление предметности, синкретизм подходов к знанию. Дизайн – проект позволяет объединить научный, практический и художественный методы познания и приближается к универсальному философскому методу. Он дает возможность самостоятельно воспроизводить всю систему частных явлений, резко сократить объем изучаемого материала и одновременно существенно повысить качество обучения.

Кроме того, проектная деятельность несет социальную значимость. В ходе нее дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы, находят способ сохранить собственное «я», свою индивидуальность. Учащиеся воспитываются как самостоятельные субъекты, способные принимать решения и действовать по собственной инициативе.

Архитектурно-дизайнерское творчество обладает художественной спецификой, где субъективность неизбежна, но методика преподавания архитектурной, дизайнерской пропедевтик не может опираться только на эмпиризм и отвергать объективную основу. Обеспечить ей научные основания помогает семиотика, наука о знаках и символах, исследующая язык архитектуры и дизайна. Символы, общие для всех культур, являются важным инструментом профессионального мышления. А знаки несут смысловое историко-культурное содержание и эстетическую значимость.

Рассмотрим слагаемые процесса качественного проекта. Опыт нашей пятнадцатилетней проектной деятельности дает основание говорить о том, что качество проекта зависит от концептуального единства и целостности. Внутренняя структура проекта должна быть ясной, понятной, способной развиваться и перестраиваться. Она должна представлять собой многоуровневую систему ассоциаций.

Процесс проектирования не может быть строго рациональным, это дело творческое и новаторское. Но мы должны держать в голове его идеальный процесс, суть которого состоит в постепенном развитии, система выстраивается шаг за шагом.

Назовем этапы макропроцесса: концептуализация; анализ предметной области и планирование сценариев; проектирование.

Макропроцесс – это деятельность всего коллектива. Он является контролирующим по отношению к микропроцессам, содержит фазы анализа и проектирования, в меру упорядочен.

А теперь выделим этапы микропроцессов: анализ задач проектирования, изобретение простых ассоциаций, из которых затем строятся более сложные; выяснение семантики выявленных
прообразов, определение их атрибутов; выявление связей между ассоциациями.

Как же овладеть художественным языком форм, который имеет свою семантику, связанные с ней формы выразительности, свой смысл. Как возникает этот смысл? Он приобретается через ассоциации, которые возникают в воображении ребенка. Эти ассоциации можно разбить на несколько типов. Самые простые – ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира по простому визуальному сходству. Затем следуют ассоциации, связанные с физическими ощущениями; ассоциации по поводу эмоциональных состояний. И, наконец, ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. Конечно, художественные ассоциации не рождаются на «голом месте», они возникают на основе представлений, ощущений, чувств, эмоций, знаний и памяти. Поэтому важно развивать воображение учащихся, учить их ассоциативно чувствовать и ассоциативно мыслить, анализировать.

Ассоциации позволяют сравнивать свойства данного объекта с аналогичными свойствами других объектов и явлений, социальных организмов и осваивать эстетические свойства найденных ассоциативных объектов. Использование ассоциаций позволяет придавать создаваемым формам образов выразительность аналогов и символический смысл.

В творческом процессе проектирования особенно важны быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность форм), масштаб охвата, креативность.

Необходимо учить школьников смелости думать в эскизных формах, превращать абстрактную модель творческой задачи в конкретный образ формы, объект для мышления.

На всех этапах моделирования будущей формы учащимся приходится искать полезные для данного случая аналоги, выявлять перспективные направления развития идеи. На стадии поиска замысла школьники учатся вырабатывать самостоятельное решение, подходя к каждой проблеме индивидуально, находя нестереотипные пути и средства решения.

Эффективность процесса создания авторской формы образа будет зависеть от умения охватить условия проблемы в целом и наметить концепцию ее решения, построить и проверить гипотезу, определить направления поиска, ограничить его область, произвести отбор полезной информации, используя предыдущий опыт для решения данной задачи. А также – расчленить задачу на подзадачи, обобщить и критически оценить результаты.

Итак, обучение школьников языку архитектуры и дизайна мы рассматриваем, как средство коммуникации в общей системе культуры. Метод проектов дает возможность сформировать межкультурную, познавательную и социальную компетенции детей, а популяризация языка создает у них ориентационную и мотивационную основы для его дальнейшего профессионального изучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оптимальный уровень макропроцесса проектирования

Урок в 9 классе: « Метафора как метод работы над формой.

Создание формы – символа на основе графических моделей природных аналогов».

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Рисунок №1 Проект: Создание модели объемного фирменного знака. Ящерица.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Управляемый и оптимальный уровни макропроцесса проектирования.

10 класс Урок 1: «Эскизирование в поиске образа формы. Концепция образа. Метафора как метод работы над формой».

Урок 2: «Создание графической модели формы образа».

Преподаватель: Мереняшева М. А.

Рисунок №2 Проекты: «Герои русских преданий». Леший (Графика,
Гобелен).


Библиографический список
  1. Мелодинский Д. Л. Школа архитектурно – дизайнерского формообразования. — М.: Архитектура – С, 2004. – 312 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мереняшева Марина Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация