ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДОТАЦИОННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Герасимова Галина Васильевна
МКОУ "ЦППР и К"

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению приоритетных направлений на социально-экономическое развитие в субъектах и муниципальных образованиях. Проведенный анализ показал, что данные ФЗ-131 муниципалитетам полномочия не направлены в полном объеме на возможность использовать инструменты стратегического планирования для оживления депрессивной экономики муниципалитетов. Данная проблема остается актуальной.

Ключевые слова: бюджетный процесс, взаимодействие, инструменты, мероприятия., муниципальное образование, ответственность, планирование, полномочия, прогноз, программно-целевой метод, программы, развитие, результативность, система, стратегия, субъект, эффективность


IDENTIFYING PRIORITY STRATEGY ECONOMIC DEVELOPMENT FOR SUBSIDIZED MUNICIPALITIES

Gerasimova Galina Vasilievna
MKOU "ZPPR&K"

Abstract
This paper focuses on the identification of priority areas for socio-economic development in the regions and municipalities. The analysis showed that these FZ-131 communities shall not directed in full to the ability to use the tools of strategic planning for the revitalization of the economy depressed municipalities. This problem is still relevant.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Герасимова Г.В. Выявление приоритетных направлений стратегии экономического развития для дотационных муниципальных образований // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/25962 (дата обращения: 24.09.2024).

В начале 2000-х годов в Российской Федерации Правительство предложило разработки стратегических программ социально-экономического развития федеральных округов. На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований готовились планы среднесрочного развития, где вносились приоритеты и предложения экономического развития. Программы социально-экономического развития указывают на основные принципы перспективного развития, а также служат основой для определения финансовой политики в различных отраслевых направлениях жизни общества.

Следует отметить, что особенное влияние стратегические программы оказывают на развитие регионов Российской федерации. Самая главная функция управления в субъектах Российской Федерации, которая координирует процесс выбора путей достижения поставленных целей является, правильно выбранная стратегия.

На сегодняшний день  наиболее эффективным является программно-целевой метод планирования бюджета. Относительный эффект
этого метода заключается в модернизации и реформировании бюджетного процесса. Программно-целевой метод предусматривает обязательное исполнение бюджетных ассигнований в соответствии с принятыми программами, которые направлены на определенные цели, задачи и критерии оценки. Выполнение обязательств по целевому исполнению бюджетных средств приведет к регулированию
механизмов управления, которые, базируются на среднесрочном планировании и долгосрочном прогнозе, обеспечит эффективность формирования и результативность  использования бюджетных ресурсов на разных уровнях бюджетной системы которые, базируются  на среднесрочном планировании и долгосрочном прогнозе.  Преимущества программно-целевого метода планирования:

  1. Полный расчет потребности бюджетных средств для мероприятий программы;
  2. Планирование  сметных назначений за счет средств всех уровней бюджетов;
  3. Создание площадки для инвестиционной привлекательности;
  4. Распределение комплекса мероприятий на определенный срок реализации программ;
  5. Использование инновационных  нано технологических проектов;
  6. Разбивка проведения мероприятий программы на исполнителей по ведомствам;
  7. Переход от управления затратами в бюджетном процессе к управлению результатами;
  8. Координация деятельности участников бюджетного процесса при подготовке нормативных правовых актов для формирования
    бюджетов;
  9. Реализация всех компонентов  в развитии процессов управления.

Аналитический обзор на основании нормативных правовых актов дотационных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в части реализации целевых программ показал, что во многих регионах не используется программно-целевой метод планирования бюджета, а в муниципальных образованиях вообще не наблюдается применение новых инновационных методов формирования бюджета, а также участие в целевых программах. Сбалансированность бюджетов предусматривает предоставление
межбюджетных трансфертов своевременно, в полном объеме сотрудниками соответствующих органов власти,  качественно и
профессионально на каждом уровне. Поэтому только комплекс внесенных изменений по внедрению новой системы бюджетирования позволит обеспечить финансовую дисциплину и прозрачность в исполнении бюджетных средств на любом уровне.

Применение программно-целевого метода требует создание нор­ма­тив­но-правового и материально-методологического обеспечения, реструктуризации организаций направленные на повышение мотивации и стимулирования служащих, а также институциональных изменений и надзора по укреплению общественной ответственности за результаты деятельности. Нельзя сказать  о том, что в регионах и муниципалитетах, не знают о программах, как правило, многие  имеют значительное количество принятых и реализуемых программ, но не совсем доработанный механизм в распределении ресурсов по источникам финансирования.

Перечисленные проблемы, которые являются основными причинами торможения экономического развития субъектов:
1. Недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов в вопросах применения программно-целевого метода, когда программа используется исключительно как способ привлечения ресурсов из других уровней бюджетной системы, а не как инструмент управления;

2.  Отсутствие достоверного статистического наблюдения применяемых индикаторов в качестве мониторинга;

3.  Нет контроля, сотрудничества и взаимодействия между органами власти;

4. Безнаказанность чиновников за ненадлежащие исполнение должностных полномочий;
5. Недостаточное методическое сопровождение процесса управления с помощью программ.

На основании Федерального закона от 6 октября 2003 г, № 131 «Об общих принципах организации самоуправления в РФ, муниципалитетам предоставляется  часть властных полномочий, которая дает им определённую самостоятельность, не только распоряжаться муниципальной собственностью и финансами, но и обязанность заниматься экономическим  развитием муниципального
образования в интересах людей проживающих на его территории, а также возможность использовать инструменты стратегического планирования для оживления депрессивной экономики муниципалитетов.

На мой взгляд, для устранения причин тормозящих экономическое развитие в субъектах и муниципальных образованиях следует:

  1. Повысить уровень профессиональной подготовки специалистов;
  2. Усилить надзор федеральными органами власти над региональными и муниципальными;
  3. Выстроить систему бюджетного планирования, межбюджетного взаимодействия в формате программ, процедуру информирования населения о реализации федеральных, ведомственных и региональных целевых программ и определения параметров социально-экономического развития с помощью программных индикаторов;
  4. Практиковать сотрудничество органов власти субъекта с частным сектором в предоставлении публичных услуг;
  5. Усиливать взаимоотношения регионов доноров и реципиентов;
  6. Разработка программы повышения уровня и качества жизни населения;
  7. Использовать методические рекомендации, разработанные различными экспертными  и методологическими организациями для
    федеральных ведомств и вполне адаптируемых для регионального и муниципального уровней управления;

На рисунке наглядно показано влияние программного метода на финансовое положение муниципального образования, не учитывая части федерального уровня.

Если внести изменения в экономическую политику муниципальных образований  и устранить ряд причин влияющих на снижение уровня развития, тогда сложившаяся ситуация приведет к  повышению требований качества написания программ как инструментов планирования бюджетных расходов и их реализации. Необходимость разработки механизма мониторинга результативности и эффективности программ, а также  обязательность проведения оценки на его основе четко предписаны Бюджетным кодексом в качестве условия обоснования бюджетных ассигнований.

В связи с этим проблема определить пространство экономического развития и детализация дотационных муниципалитетов остается актуальной, и попытаться ее решить сейчас очень своевременно. Чтобы определить тенденции и условия развития муниципальных образований, а также оценить их потенциал, как источник дополнительных ресурсов в происходящих в России социально-экономических  преобразованиях, имеет быть возможным использование рекомендаций по выявлению приоритетных направлений
стратегии экономического развития для дотационных образований.

- Аналитика применения целевых программ и расходования бюджетных ассигнований по целевому назначению;

- Проведение ежегодной оценки эффективности реализуемых программ и проектов;

- Анализ данных на соответствие качества применяемых про­грамм к установленным требова­ниям программно-целевого метода;

- Увеличение бюджетных ассигнований с помощью софинансирования за счет других уровней бюджета;

- Расширение границ для сотрудничества и взаимодействия;

- Разработка концепции и внедрение методики по привлечению инвестиций;

-Мероприятия  по решению демографической ситуации в регионах;

- Реализация программ разработанных для улучшения качества жизни населения.

Значимость применения программно-целевого метода состоит  в том, что его основные положения могут быть использованы в функционировании муниципальной экономики, а также для разработки территориальной экономики. Рекомендации и полученные результаты могут быть использованы органами исполнительной власти муниципальных образований, субъектов хозяйствования  при разработке текущих  перспективных программ нацеленных на социально-экономическое развитие регионов, улучшение качества
жизни населения, а также для развития экономической системы Российской Федерации в целом.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации; от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013).
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г, № 131 «Об общих принципах организации самоуправления в РФ// http://www.gkh.ru/regulations/18541/.
  3. ФАИП и ФЦП; официальный сайт Министерства экономического развития РФ; http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/.

 



Все статьи автора «Galina Gerasimova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: