Воспитательная работа как центральная тема педагогики развития и теории и методики воспитания раскрывает возможность организации педагогом воспитания как педагогического процесса и вида педагогической деятельности в структуре выполнения профессионально-педагогических обязанностей и трудовых функций. Специфика постановки проблемы организации воспитательной работы в образовательной организации непосредственно связана с выделением ориентиров и условий формирования опыта социальных отношений, конструкты которого определяются в системе ценностей и ценностных ориентациях, компетенциях и компетентности, мировоззрении и самооценке, мотивации деятельности и способах решения задач развития и саморазвития, социализации и самореализации, самоутверждения и самоактуализации.
Определим в конструктах и моделях современной педагогики понятие «воспитательная работа», «классный час», «педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися», а также уточним педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися. В структуру будущей работы заложим основы теории и методики воспитания [1-3], основы практической педагогики [4-9], специфику и особенности организации научно-педагогического исследования [10-15], технологию системно-педагогического моделирования, фасилитирующую продуктивное становление личности в модели ведущей деятельности [16-18], теоретико-эмпирические возможности педагогической рефлексии и педагогического моделирования в работе педагога [19-22], примеры использования педагогического моделирования в решении задач современного воспитания [23-33].
Воспитательная работа – деятельность педагога образовательной организации, направленная на повышение уровня культуры, этики, эстетики, любви к спорту и физической культуре, потребности в здоровом образе жизни, самореализации, самоопределении и самоутверждении, предопределяющих успешное решение задач развития, на протяжении всей жизни (Сидоров А. О., 2016).
Воспитательная работа в широком смысле – деятельность педагога непрерывного образования, определяемая в системе ценностей и норм культуры и образования, гарантирующая личности и обществу сохранение и преумножение ценностей, объектов и продуктов образования, науки, культуры, искусства и прочих направлений социализации и самореализации личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и комбимасштабах детерминации описываемого явления.
Воспитательная работа в узком смысле – реализуемая практика и трудовая функция педагога, включенного в систему профессионально-трудовых отношений образовательной организации или образовательного учреждения, специфика которого связана с оказанием образовательных услуг и продажи научно-образовательных продуктов, предопределяющих качество развития обучающего и его способность в социально-образовательном пространстве выполнять задачи современного образования и досуга, общения и сотрудничества, самоутверждения и самореализации, самоопределения и самоидентификации, самосовершенствования и самоактуализации, саморазвития и социализации в различных масштабах детерминации и условиях воспроизводства социально-образовательного опыта решения задач.
Воспитательная работа в локальном смысле – решение задачи формирования ценностей и опыта культуры взаимоотношений в макрогрупповых отношениях обучающихся, включенных в систему воспитательно-образовательных отношений и способов решения задач развития в образовательной организации или образовательном учреждении.
Классный час – форма воспитательной работы, определяющая в своей структуре возможность осознания ценности личности, общества и специфики определения и решения составляющих моделей «хочу – могу – надо – есть» в конструктах современного образования и досуга, отдыха и релаксации, взаимодействия и сотрудничества.
Классный час как форма воспитательной работы определяется в системе реализуемых форм организации воспитания. Можно определить классификацию форм организации воспитательной работы в контексте реализуемых видов современного воспитания, определив в единстве видов современного воспитания комплексный классный час, состоящий из различных составных организационных форм и определяющий совокупность видов воспитания базовым механизмом включения личности в социально-образовательные отношения и способы самоутверждения.
Определим некоторые виды современного воспитания и перечислим формы организации классных часов, определяющих в своей основе выделенные виды воспитания:
- Интеллектуальное воспитание: «интеллектуальные бои»; «Что? Где? Когда?»; «Умники и умницы»; «Счастливый случай»; «Кто хочет стать миллионером?»; «Викторины»; «Олимпиады»; «Интеллектуальные забавы»; «Интеллектуальные фокусы»; «Физический фейерверк»; «Интеллектуальное многоборье»; «Математические загадки»; «Деловые игры»; «Парадоксы и софизмы»; «Логические игры»; «Конкурсы»; «Тренировка памяти»; «Тестирование»; «Психологическое анкетирование»; «Интеллект и культура»; «Интеллектуальные игры»; «Самопознание»; «Самовоспитание»; «Самообразование»; «Общение» и пр.
- Физическое воспитание: «Спартакиада»; «Весёлые старты»; «Многоборье»; «Зарядка с чемпионом»; «Гимнастика и здоровье»; «Здоровьесберегающее ассорти»; «Конкурсы»; «Смотры»; «А ну-ка, парни»; «А ну-ка, девушки»; «Праздники здоровья»; «Дни здоровья»; «Спортивные праздники»; «Турниры» и пр.
- Патриотическое воспитание: «Зарницы»; «Военно-патриотические смотры и праздники»; «Встреча с ветераном»; «День защитника отечества»; «День победы»; «Микроэкскурсия к ветерану» и пр.
- Трудовое воспитание: «Субботник»; «Волонтерство»; «Помощь на дому»; «Чистый четверг»; «Опрятная пятница»; «Уборка класса»; «Коллективное творческое дело»; и пр.
- Нравственное воспитание: «КВН»; «Беседы»; «Волонтерство»; «Дискуссии»; «Диспуты»; «Экскурсии»; «Видео-анализ»; «Коммуникативный клуб»; «Интересное вокруг нас»; «Мотивация» и пр.
- Экономическое воспитание: «Экономические размышления»; «Экономические проекты»; «Экономические игры»; «Занимательная экономика»; «Профессиональное самоопределение»; «Экскурсии на производство» и пр.
- Экологическое воспитание: «Экологическая тропа»; «Экологический фейерверк»; «Экологическое меню»; «Экологический бой» и пр.
Выделение различных форм современного воспитания и знакомство с планированием различных мероприятий для обучающихся различных возрастных групп – одно из направлений профессиональной подготовки будущего педагога.
Структура классного часа определяется в классической форме плана-конспекта воспитательной работы.
Сложности в определении и решении задач воспитательной работы в образовательной организации связаны с постановкой целеполагания, выбором средств и методов решения задач воспитательной работы, а также анализом воспитательного мероприятия.
Педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися – совокупность оптимально скорректированных и модифицированных ограничений и возможностей включения будущего педагога по физической культуре в процесс прохождения педагогической практики в образовательной организации или образовательном учреждении, гарантирующий будущему педагогу апробацию и оптимизацию персонифицировано разработанных форм и ресурсов современного воспитания в решении задач развития личности обучающегося в модели непрерывного образования и культуры.
Педагогические условия качественной подготовки педагога по физической
культуре к организации воспитательной работы с обучающимися
– Формирование внутренней мотивации профессионально-педагогической деятельности у будущего педагога по физической культуре.
- Продуктивное изучение основ современного воспитания в структуре курсов «Практическая педагогика», «Методика воспитательной работы».
- Включение будущего педагога в систему научно-педагогического исследования и научно-практических конференций.
- Определение возможностей педагогического моделирования и педагогического исследования в выявлении модели социализации и самореализации обучающегося.
- Определение возможностей развития и саморазвития в системе адаптивного или акмепедагогического знания.
- Учет ограничений и возможностей в организации современного воспитания (возрастосообразность, культуросообразность, природосообразность, учет нормального распределения способностей и здоровья и пр.).
- Формирование культуры самостоятельной работы личности в ресурсах непрерывного профессионального образования.
- Формирование основ культуры здоровья в системе профессионально-педагогической подготовки и сотрудничества.
- Формирование потребности в самообразовании и самореализации в модели непрерывного профессионального образования.
Выделенные педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися будут дополняться и модифицироваться в соответствии с определяемыми приоритетами и формами педагогического мониторинга.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с.
- Козырева О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с. [+приложение на CD]. ISBN 987–5–85117–379–0.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
- Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
- Зубарев А.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «воспитание» в постановке и решении задач профессионально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5588
- Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
- Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
- Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14755
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
Количество просмотров публикации: Please wait