ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Сидоров Артем Олегович1, Козырева Ольга Анатольевна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается специфика исследования и организации воспитательной работы педагога по физической культуре в образовательной организации, возможные пути уточнения и детализации педагогических условий качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися.

Ключевые слова: воспитательная работа, культура самостоятельной работы, педагогика физической культуры и спорта, педагогическая методология, педагогическое моделирование, самореализация, социализация


THE EDUCATIONAL WORK OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Sidorov Artem Olegovich1, Kozyreva Olga Anatolievna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Siberian state Industrial University, Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the specifics of the study and the organization of educational work of the teacher of physical culture in the educational organization, the possible ways to clarify and detail the pedagogical conditions of quality of preparation of the teacher of physical culture in the organization of educational work with students.

Keywords: culture self-dependent work, educational work, pedagogical methodology, pedagogical modeling, pedagogy of physical culture and sports, self-realization, socialization


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоров А.О., Козырева О.А. Воспитательная работа педагога по физической культуре в образовательной организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66971 (дата обращения: 29.03.2024).

Воспитательная работа как центральная тема педагогики развития и теории и методики воспитания раскрывает возможность организации педагогом воспитания как педагогического процесса и вида педагогической деятельности в структуре выполнения профессионально-педагогических обязанностей и трудовых функций. Специфика постановки проблемы организации воспитательной работы в образовательной организации непосредственно связана с выделением ориентиров и условий формирования опыта социальных отношений, конструкты которого определяются в системе ценностей и ценностных ориентациях, компетенциях и компетентности, мировоззрении и самооценке, мотивации деятельности и способах решения задач развития и саморазвития, социализации и самореализации, самоутверждения и самоактуализации.

Определим в конструктах и моделях современной педагогики понятие «воспитательная работа», «классный час», «педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися», а также уточним педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися. В структуру будущей работы заложим основы теории и методики воспитания [1-3], основы практической педагогики [4-9], специфику и особенности организации научно-педагогического исследования [10-15], технологию системно-педагогического моделирования, фасилитирующую продуктивное становление личности в модели ведущей деятельности [16-18], теоретико-эмпирические возможности педагогической рефлексии и педагогического моделирования в работе педагога [19-22], примеры использования педагогического моделирования в решении задач современного воспитания [23-33].

Воспитательная работа – деятельность педагога образовательной организации, направленная на повышение уровня культуры, этики, эстетики, любви к спорту и физической культуре, потребности в здоровом образе жизни, самореализации, самоопределении и самоутверждении, предопределяющих успешное решение задач развития, на протяжении всей жизни (Сидоров А. О., 2016).

Воспитательная работа в широком смысле – деятельность педагога непрерывного образования, определяемая в системе ценностей и норм культуры и образования, гарантирующая личности и обществу сохранение и преумножение ценностей, объектов и продуктов образования, науки, культуры, искусства и прочих направлений социализации и самореализации личности в микро-, мезо-, макро-, мега- и комбимасштабах детерминации описываемого явления.

Воспитательная работа в узком смысле – реализуемая практика и трудовая функция педагога, включенного в систему профессионально-трудовых отношений образовательной организации или образовательного учреждения, специфика которого связана с оказанием образовательных услуг и продажи научно-образовательных продуктов, предопределяющих качество развития обучающего и его способность в социально-образовательном пространстве выполнять задачи современного образования и досуга, общения и сотрудничества, самоутверждения и самореализации, самоопределения и самоидентификации, самосовершенствования и самоактуализации, саморазвития и социализации в различных масштабах детерминации и условиях воспроизводства социально-образовательного опыта решения задач.

Воспитательная работа в локальном смысле – решение задачи формирования ценностей и опыта культуры взаимоотношений в макрогрупповых отношениях обучающихся, включенных в систему воспитательно-образовательных отношений и способов решения задач развития в образовательной организации или образовательном учреждении.

Классный час – форма воспитательной работы, определяющая в своей структуре возможность осознания ценности личности, общества и специфики определения и решения составляющих моделей «хочу – могу – надо – есть» в конструктах современного образования и досуга, отдыха и релаксации, взаимодействия и сотрудничества.

Классный час как форма воспитательной работы определяется в системе реализуемых форм организации воспитания. Можно определить классификацию форм организации воспитательной работы в контексте реализуемых видов современного воспитания, определив в единстве видов современного воспитания комплексный классный час, состоящий из различных составных организационных форм и определяющий совокупность видов воспитания базовым механизмом включения личности в социально-образовательные отношения и способы самоутверждения.

Определим некоторые виды современного воспитания и перечислим формы организации классных часов, определяющих в своей основе выделенные виды воспитания:

  • Интеллектуальное воспитание: «интеллектуальные бои»; «Что? Где? Когда?»; «Умники и умницы»; «Счастливый случай»; «Кто хочет стать миллионером?»; «Викторины»; «Олимпиады»; «Интеллектуальные забавы»; «Интеллектуальные фокусы»; «Физический фейерверк»; «Интеллектуальное многоборье»; «Математические загадки»; «Деловые игры»; «Парадоксы и софизмы»; «Логические игры»; «Конкурсы»; «Тренировка памяти»; «Тестирование»; «Психологическое анкетирование»; «Интеллект и культура»; «Интеллектуальные игры»; «Самопознание»; «Самовоспитание»; «Самообразование»; «Общение» и пр.
  • Физическое воспитание: «Спартакиада»; «Весёлые старты»; «Многоборье»; «Зарядка с чемпионом»; «Гимнастика и здоровье»; «Здоровьесберегающее ассорти»; «Конкурсы»; «Смотры»; «А ну-ка, парни»; «А ну-ка, девушки»; «Праздники здоровья»; «Дни здоровья»; «Спортивные праздники»; «Турниры» и пр.
  • Патриотическое воспитание: «Зарницы»; «Военно-патриотические смотры и праздники»; «Встреча с ветераном»; «День защитника отечества»; «День победы»; «Микроэкскурсия к ветерану» и пр.
  • Трудовое воспитание: «Субботник»; «Волонтерство»; «Помощь на дому»; «Чистый четверг»; «Опрятная пятница»; «Уборка класса»; «Коллективное творческое дело»; и пр.
  • Нравственное воспитание: «КВН»; «Беседы»; «Волонтерство»; «Дискуссии»; «Диспуты»; «Экскурсии»; «Видео-анализ»; «Коммуникативный клуб»; «Интересное вокруг нас»; «Мотивация» и пр.
  • Экономическое воспитание: «Экономические размышления»; «Экономические проекты»; «Экономические игры»; «Занимательная экономика»; «Профессиональное самоопределение»; «Экскурсии на производство» и пр.
  • Экологическое воспитание: «Экологическая тропа»; «Экологический фейерверк»; «Экологическое меню»; «Экологический бой» и пр.

Выделение различных форм современного воспитания и знакомство с планированием различных мероприятий для обучающихся различных возрастных групп – одно из направлений профессиональной подготовки будущего педагога.

Структура классного часа определяется в классической форме плана-конспекта воспитательной работы.

Сложности в определении и решении задач воспитательной работы в образовательной организации связаны с постановкой целеполагания, выбором средств и методов решения задач воспитательной работы, а также анализом воспитательного мероприятия.

Педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися – совокупность оптимально скорректированных и модифицированных ограничений и возможностей включения будущего педагога по физической культуре в процесс прохождения педагогической практики в образовательной организации или образовательном учреждении, гарантирующий будущему педагогу апробацию и оптимизацию персонифицировано разработанных форм и ресурсов современного воспитания в решении задач развития личности обучающегося в модели непрерывного образования и культуры.

Педагогические условия качественной подготовки педагога по физической
культуре к организации воспитательной работы с обучающимися

            – Формирование внутренней мотивации профессионально-педагогической деятельности у будущего педагога по физической культуре.

- Продуктивное изучение основ современного воспитания в структуре курсов «Практическая педагогика», «Методика воспитательной работы».

- Включение будущего педагога в систему научно-педагогического исследования и научно-практических конференций.

- Определение возможностей педагогического моделирования и педагогического исследования в выявлении модели социализации и самореализации обучающегося.

- Определение возможностей развития и саморазвития в системе адаптивного или акмепедагогического знания.

- Учет ограничений и возможностей в организации современного воспитания (возрастосообразность, культуросообразность, природосообразность, учет нормального распределения способностей и здоровья и пр.).

- Формирование культуры самостоятельной работы личности в ресурсах непрерывного профессионального образования.

- Формирование основ культуры здоровья в системе профессионально-педагогической подготовки и сотрудничества.

- Формирование потребности в самообразовании и самореализации в модели непрерывного профессионального образования.

Выделенные педагогические условия качественной подготовки педагога по физической культуре к организации воспитательной работы с обучающимися будут дополняться и модифицироваться в соответствии с определяемыми приоритетами и формами педагогического мониторинга.


Библиографический список
  1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  2. Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с.
  3. Козырева О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  267 с. [+приложение на CD]. ISBN 987–5–85117–379–0.
  4. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  5. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  11. Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
  12. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  13. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  14. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  15. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  16. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  17. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
  18. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  19. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  20. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  21. Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
  22. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  23. Белинская А.В., Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Специфика и проблемы исследования качества и возможностей реализации идей здоровьесбережения в учебной и внеучебной работе с обучающимися // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66485
  24. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Особенности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14723
  25. Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
  26. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Возможности исследовании качества социализации обучающихся в контексте идей современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66184
  27. Гусева Р.Б., Козырева О.А. Здоровьесбережение как продукт современной педагогической теории и практики решения задач социализации и самореализации личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14720
  28. Зубарев А.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «воспитание» в постановке и решении задач профессионально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5588
  29. Камалов Н.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в профессиональной подготовке будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5594
  30. Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
  31. Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
  32. Белявская С.М., Козырева О.А. Особенности включения будущего педагога по физической культуре в процесс уточнения категории «социализация» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14755
  33. Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация