УДК 130.3

РОЖДЕНИЕ ЛЮБВИ ИЗ «МАГМЫ» ПАТРИАРХАТА: ОТ «ПРОСТОГО» ЭРОСА К «СЛОЖНОМУ»

Пятилетова Людмила Владимировна1, Костарев Алексей Владиславович2
1Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры "Философия и история"
2Уральский государственный университет путей сообщения, студент

Аннотация
Современные романтические практики отношений («сложный» Эрос) стал всего рода аксиологически-социальным противоядием патриархата как власти мужчины в виде социального доминирования мужской системы ценностей. Будучи антагонистом любви, сексистская практика отношений тем не менее имеет «пустоты» – своеобразные лакуны/возможности для возникновения подлинной интимности романтических отношений: онтология аутентичного Эроса детерминирована как природой человека (будучи биосоциальным существом, человек одновременно – открытый экзистенциальный проект), так и необратимыми следствиями состоявшегося слияния – «центральной проблемой» эротического любовного чувства (Фридман М.).

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пятилетова Л.В., Костарев А.В. Рождение любви из «магмы» патриархата: от «простого» Эроса к «сложному» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/08/84220 (дата обращения: 30.09.2017).

Доминирующий в обществе тип ценностей детерминирует структуру такой конституитивно непростой («интеллектуальной») человеческой эмоции как любовь (в фокусе данной работы находится определённый вид любви – эротическая любовь, являющаяся, по мнению выдающегося русского философа Н. Бердяева, «фундаментальным видом любовного чувства» [1, 2]).

Генезис «сложной» формы любви (не сводящейся к «телесному» Эросу) тесно связан с возникновением патриархального общества (с доминирующей мужской системой ценностей и сексизмом как социальной и «личной» политикой и практикой), являясь его преодолением: нельзя не помнить о том, что исторически доминирование (романтической) любви напрямую коррелировало с ослаблением власти мужчин и ростом гендерного равенства.

Этот эволюционный скачок (на наш взгляд, неизменно осуществляющийся в практике всех личных отношений Я и Ты, достигающих высоты утончённо-усложнённого Эроса, как преодоление ядовитого социального климата патриархата) эксплицирован в эволюции форм (эротических, т. е. отражающих аксиологические стороны доминирующих практик отношений мужчины и женщины) танца.

Так эволюционировало рождённое в патриархальных рабочих районах Буэнос-Айреса танго: от дисбаланса эротического желания и насилия в «жестоком» танго апаш (с диктатом высокомерно-презрительного потребительски-функционального отношения к женщине) [3, 4] до социального равенства в пластически «отполированном» эротизме современного «сложного» танго (с, возможно, встречающимися рудиментами разъярённой маскулинности; страстью воплощённого в пластике Эроса (разной степени зрелости); всегда индивидуальной историей напряжённо-одухотворённого телесного желания) [5, 6, 7].

Таким образом, можно говорить об освободительно-прогрессивном потенциале романтических отношений, проистекающем из «центральной проблемы любви» (Фридман М.) – проблемы слияния: особенности слияния, переживаемого в романтической любви, позволяют переплести и объединить интересы любящих, обретающих возможность максимально чувствовать («переживать») друг друга, – понимая, уделять внимание, заботиться и защищать, эффективно общаться, принимать совместные решения и строить долгосрочные планы на будущее [8].

Изменение социального климата в целом позволяет увидеть радикальные преобразования в области личных (мужско-женских) отношений. Так, заглянув в актуально существующую глубь веков, можно обнаружить потрясающие позитивные сдвиги в восприятии мужчинами женщин, осознав принципиальную невозможность любви в системе патриархата и колоссальную трансформацию интимной сферы романтических отношений на настоящий момент: «Они», – говорит о девочках подросток из племени алава, – как и крокодилы, были нашими естественными противниками… Я думал о них, как о злейших врагах, которых надо всячески изводить и мучить…» [9]; «При малейшем поводе мы нападали на девочек, а они – на нас» [9]; «Может, именно поэтому я, как и многие другие аборигены, не ухаживал за девушкой. Может, поэтому большинство алава не целует своих подруг даже после женитьбы» [9].

В приведённом выше отрывке мужчины из племени алава примечательно выражение «большинство алава», что прямо указывает на другие романтические практики «меньшинства». По всей видимости, памятуя о том, что человек не только биосоциальное существо, но и открытый экзистенциальный проект, готовый к самоизменениям и преодолению ложных социальных стереотипов, можно говорить о наличии гендерной самореференции со стороны некоторых членов племени под воздействием сложившихся (максимально возможных в данном социальном контексте) личных отношений с «подругой» – любимой.

Не секрет, асимметрия в гендерных отношениях существует до сих пор: современный сексизм стал утончённо-латентным [10, 11, 12, 13], и преодоление его каждый раз – личный подвиг маскулинности [14], способной к самореференции и изменениям: чем патриархальней социум, тем сложнее в первую очередь обнаружить и осознать саму необходимость трансформации интимно-социальных аспектов человеческого бытия.


Библиографический список
  1. Пятилетова Л.В., Смирнягина Н.В. Философская антропология любви Н.А. Бердяева: пол и эрос // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2012. – № 8 (11). – С. 44 – 46.
  2. Человек в поисках идеала: видовая классификация феномена любви в философской антропологии Н.А. Бердяева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2012. – № 7 (10). – С. 34 – 37.
  3. La Danse Apache (1935) [Электронный ресурс]. URL:  https://www.youtube.com/watch?v=-rX_SHIZaRI (дата обращения: 18.08.2017).
  4. Shirley MacLaine – Apache Dance [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ZhCybzq1B7c (дата обращения: 18.08.2017).
  5. A. Piazzolla. Libertango [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=kdhTodxH7Gw (дата обращения: 18.08.2017).
  6. Antonio Banderas – Take the Lead – Tango Scene [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6lAKlYTQVKY (дата обращения: 18.08.2017).
  7. Gotan Project – Santa Maria (Del Buen Ayre) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tqLh6rQqkoA#t=138.607879 (дата обращения: 18.08.2017).
  8. Friedman M. Autonomy, Gender, Politics [Электронный ресурс]. URL: http://readli.net/autonomy-gender-politics/ (дата обращения: 18.08.2017).
  9. Локвуд Д. Я – абориген. – М., 1971. – С. 95 – 97.
  10. Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm.
  11. Пятилетова Л.В., Орлов Е.С. Природа мужской идентичности как условие гендерного неравенства: к вопросу о неизбывности сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69578 (дата обращения: 04.06.2017).
  12. Рассадникова В.Г., Пятилетова Л.В. Видовое разнообразие (современного) сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82287 (дата обращения: 02.06.2017).
  13. Шубина К.Н., Пятилетова Л.В. Культ женского тела как утончённый сексизм // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81914 (дата обращения: 02.06.2017).
  14. Севан Авалян. Культура изнасилования: путеводитель для джентльмена [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/russian/-4765d7c341c4 (дата обращения: 18.08.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: