УДК 128

КУЛЬТ ЖЕНСКОГО ТЕЛА КАК УТОНЧЁННЫЙ СЕКСИЗМ

Шубина Кристина Николаевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Культ женского тела становится наглядной актуальной социальной практикой современного утончённого сексизма: незаметное превращение женского тела в красиво, эротично упакованный товар ведёт к «вытеснению» души. Тело теперь – главный объект внимания женщины. Таким образом, субъектность женщины, возможность быть актором социального взаимодействия, трансформируется – через активную заботу о псевдодуше (теле) – в социально приемлемый в сексистском обществе престижный, востребованный способ женского бытия, извлекая женщину из контекста рефлексии над метафизикой современных сексистских социальных практик и противодействия им.

Ключевые слова: женщина, культ, сексизм, субъект, тело, феминизм


CULT FEMALE BODY AS A REFINED SEXISM

Shubina Kristina Nikolaevna1, Pyatiletovа Lyudmila Vladimirovna2
1Ural State University of Railway Transport, student
2Ural State University of Railway Transport, candidate of Philosophy, Associate Professor at the chair of Philosophy and History

Abstract
The cult of the female body becomes a visual topical social practice of modern sophisticated sexism: the imperceptible transformation of a woman's body into a beautiful, erotic-packed product, leads to a "dislodgement" of the soul. The body is now the main object of the woman's attention. Thus, the subjectivity of a woman, the opportunity to be an actor of social interaction, is transformed - through active care for a pseudo-soul (body) - into a socially acceptable, sexist society, a prestigious, popular way of female existence, extracting a woman from the context of reflection on the metaphysics of social practices of modern sexism and counteracting it.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шубина К.Н., Пятилетова Л.В. Культ женского тела как утончённый сексизм // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81914 (дата обращения: 02.05.2017).

Постфеминистская теория начала ХХ века сталкивается, на наш взгляд, с новыми вызовами социальной среды: эксплуатацией/подчинением женщин по другим основаниям (сексизм в этом отношении изобретателен и поэтому «вечно живуч», как и капиталистические отношения в целом [1]).

Культ женского тела (управляемое тело, управляющее сознанием) стал отныне «достойным» ответом вызовам (пост)феминистским теориям женской субъектности.

Феминистические практики как «освобождающие женщину», воплощаясь в социально-политических повседневных реалиях, имеют мощное теоретическое обоснование в виде рефлексий на тему женщины как субъекта.

Несмотря на различие многообразие подходов по вопросу «субъектности женщин» освобождающий пафос теорий очевиден, особенно ярко проявляясь в волюнтаристских теориях женской субъектности: «Моя позиция является моею в той степени, в которой «я» – и я не уклоняюсь от этого местоимения – переигрываю и переобозначаю выстроившие меня позиции, вырабатывая возможности их сходимости, и пытаясь вести счёт возможностям, что они систематически исключают. Но очевидно, что в этом случае «я» не господствует над выстроившими меня позициями, по-хозяйски снуя меж ними, отбрасывая одни, принимая другие, хотя какая-то часть моей деятельности и может принимать такую форму» [2, с. 95].

Аккумуляция интеллектуальных сил феминистических теорий в «реабилитации»/обосновании женщины как субъекта (активного агента социально-политических, повседневных социальных практик) привела к новому эволюционному витку сексистских теорий «порабощения» женщины, как всегда – латентных, то есть невидимо-добровольных.

Идеологемы политики культа тела, органично вписываясь в женские повседневные практики, сами по себе с трудом распознаются. Здесь необходима искусная философская аналитика. Примером такой тонкой аналитики культа тела как идеологического конструкта является работа Ж. Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры».

Тело (сексуальное тело) (особенно – женское) становится в обществе тотального потребления объектом беспощадной эксплуатации: классический репрезентативный мем общества потребления/культа тела – это нечто вроде «Худей, ешь правильную еду, занимайся в зале, развивайся, до такого состояния, чтобы смотреть в зеркало и хотеть саму себя» [3].

Тело/товар должно быть хорошо ухожено, упаковано в спортивно-косметические, медицинские формы: ухоженной тело становится статусной вещью, символически отделяясь от владелицы.

В конце концов тело у современной женщины в обществе потребления символически вытесняет душу: «потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. Он как бы обязан быть счастливым, влюбленным, расхваливающим (расхваленным), соблазняющим (соблазненным), участвующим, эйфоричным и динамичным. Это принцип максимизации существования через умножение контактов, отношений, через интенсивное употребление знаков, объектов, через систематическое использование всех возможностей наслаждения» [4, с. 51].

В конечном счёте тело для современной женщины становится объектом спасения. социальной и даже экзистенциальной «реабилитации» – базисной основой осмысленного существования («Каждая тренировка делает тебя лучше!» [5]).

Культ женского тела – это культ красивого сексуального тела. Таким образом сделанное тело социально желанно, востребовано; оно становится предметом избрания, залогом женского социального триумфа и признания.

Так женская субъектность переводится в плоскость заботы о теле, благодаря которому она (женщина) сможет стать полноценным социальным субъектом, успешным «социальным агентом». И соответственно – желанным объектом социального потребления.

Бытие в качестве «одухотворённого тела» ввергает женщину в хорошо знакомые [6] и новые формы одиночества (само)отчуждённого «Я» [7].

Таким образом, в красивом эротическом женском теле наглядно «оседают», обнаруживая себя, стратегии сексистского социального порядка утончённого характера: «Особенностью утончённого сексизма является то, что он остаётся незамеченным, поскольку воспринимается как общепринятое и нормальное поведение, в связи с чем он может оставаться незамеченным как самим носителем предубеждения, так и его объектом» [8].


Библиографический список
  1. Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm.
  2. Батлер Дж. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме» // Введение в гендерные исследования. Ч. II. – СПб., 2001. – 991 с.
  3. Идеальная девушка. Фитнес. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/id170022877?w=wall-31410893_165679 (дата обращения: 28.04.2017.)
  4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.  – 269 с.
  5. Идеальная девушка. Фитнес. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-31410893_165003 (дата обращения: 29. 04.2017.)
  6. Александриди О.А., Пятилетова Л.В. Антропологическая экспертиза как необходимая составляющая общей диагностики одиночества // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/80623 (дата обращения: 29.04.2017).
  7. Адамченко В.А., Пятилетова Л.В. Одиночество мужское и женское: гендерные грани антропологической экспертизы // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23601 (дата обращения: 29.04.2017).
  8. Комарова Е.А. Мета-анализ понятия сексистских установок и их видов [Электронный ресурс]. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/49776/1/pages%2090-95%20Komarova.pdf  (дата обращения: 29.04.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация