УДК 332

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шамсутдинов Николай Фанильевич
Башкирский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена описанию эффективного управления муниципальной собственностью на территории Российской Федерации. Кроме того, сделана попытка изучить возможность совершенствования процесса управления муниципальной собственностью на современном этапе.

Ключевые слова: муниципальная собственность, Система местного самоуправления, совершенствование государственного управления


EFFECTIVE MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Shamsytdinov Nikolai Fanilevich
Bashkir State University

Abstract
This article describes the efficient control of the municipal property on the territory of the Russian Federation. In addition, an attempt is made to explore the possibility of perfection of municipal property management process in the current time.

Keywords: development of public administration, municipal property, system of local government


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шамсутдинов Н.Ф. Эффективность управления муниципальной собственностью в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79165 (дата обращения: 29.09.2017).

Система управления муниципальной собственностью, действующая в настоящее время в нашей стране, слабо нацелена на искоренение социально-экономических проблем населения. Состояние современных отношений в сфере регулирования муниципального имущества не выступает в практике ее реализации экономической базой местного самоуправления и характеризуется множеством отрицательных явлений:

- городские компании в главном бесприбыльны;

- высокозатратные учреждения не окупают себя;

- в большинстве своем, местные бюджеты дотационные;

- обеспечение народонаселения отдельными видами социальных услуг, ниже установленных социально-компенсационных стандартов.

Обеспечение самостоятельности городских (сельских) органов власти в выполнении их социально-экономических целей во многом решается посредством поднятия эффективности управления городской собственностью методом образования социально-ориентированной системы организационно-экономических взаимоотношений субъектов окружного городского хозяйствования. В роли субъектов городской подведомственности выступают народонаселение городского муниципального образования, местные органы власти, принадлежащие городскому округу (сельскому району) компании и учреждения, при этом условия взаимодействия данных субъектов принадлежности во многом зависят от состояния экономики городского муниципального образования, в целом: предпринимательской инициативности населения и денежных итогов работы хозяйствующих субъектов, инвестиционного климата и т.д.

Под действенным управлением городской собственностью понимается действенное социально-направленное управление системой взаимоотношений субъектов муниципального имущества и принадлежности и субъектов хозяйствования на пересечении реализации городских и общественных интересов.

К числу более актуальных недостатков, относятся:

- недостаток данной системы нормативно-правового регулирования процесса управления городской собственностью;

- декларируемая независимость местных финансов на фоне совершенной дотационности практически всех городских образований (так свыше 80% местных бюджетов в субъектах России являются дотационными);

- отсутствие механизма управления городским хозяйством как методики развития инвестиционной привлекательности местности;

Эффективная система управления городской собственностью должна обеспечить достижения таких целей как:

- очень вероятное поднятие доходности имущества городского подчинения;

- наиболее эффективное выполнение социальных функций в процессе управления имуществом городского подчинения;

- оптимизация структуры имущества городской принадлежности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

В рамках указанных целей должны решаться две ключевые задачи:

- наибольший учет прибылей в бюджете (прирост доходности объектов городской недвижимости и, на этой основе, повышение эффективности расходования средств бюджета);

- усовершенствование системы управления городской собственностью;

Решение установленных задач может реализоваться по совокупности мероприятий, к ключевым из которых относится разграничение критериев для привлечения инвестиций.

При формировании государственного и муниципального имущества необходимо учесть следующие взгляды:

- в государственной и городской собственности не может находиться актив, который не может привлекаться для публичных нужд;

- актив, отнесенный к государственному и муниципальному имуществу, не является источником извлечения прибыли.

Необходимо создать порядок передачи и приема активов, подлежащих смене собственника при перераспределении общественных полномочий и решить вопрос о том, как при этом обязаны строиться дела между разными уровнями власти.

В силу положения о том, что отношения среди различных уровней власти носят не гражданско-правовой, а государственно-правовой признак, при передаче имущества необходимо учитывать следующие особенности:

- перераспределение имущества следует исполнять по безвозмездному принципу, так как это имущество предназначено для удовлетворения нужд народонаселения страны;

- переназначение принадлежности имущества обязано производиться лишь в случае ликвидации или реорганизации соответствующих административно-территориальных образований – субъектов РФ или муниципальных образований, находящихся в них;

- процедура перераспределения обязана носить обязательственный принцип.

Итак, вывод состоит в том, что более важными проблемами, снижающими результативность работы служащих в процессе использования муниципальной собственности, являются:

- недостаток данной системы нормативно-правового регулирования процесса управления городской собственностью;

- несоответствие возможностей органов местного самоуправления имеющимся в их подведомственности материальным ресурсам;

- несоответствие правового статуса муниципальных (городских) предприятий целям и особенностям их деятельности;

- снабжение населения обособленными  видами социальных услуг в настоящее время ниже социальных стандартов.

Для решения данных проблем нами предлагаются следующие пути:

- деление бюджета на две сравнительно самостоятельные доли – бюджет функционирования и бюджет развития, что поспособствует установлению равновесия между возрастающими расходами муниципалитета и ограниченными заработками;

- создание относительно благоприятных условий для привлечения инвестиций главами муниципальных администраций;

- введение принципов разделения возможностей органов государственной власти, и местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс РФ (Ч.I) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – №32 от 05 декабря 1994г., ст.3301.
  2. Ахунов Р.Р. Проблемы формирования сбалансированного пространства Республики Башкортостан / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.Д. Мухаметова и др. // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2016. – №6. – с.9-15.
  3. Рабцевич А.А. Депрессивные муниципальные образования в процессе инновационного развития региона // Проблемы устойчивого развития российских регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 16 мая 2014г. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – с.266-269.
  4. Рабцевич А.А. Инициативность населения как фактор инновационного развития региона // Начало в науке: материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов, 18-19 апреля 2014г. Ч.3. – Уфа: Аэтерна, 2014. – с.36-38.
  5. Рабцевич А.А. Муниципальный рынок труда: сущность и особенности регулирования // Дни науки – 2016: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14-18 марта 2016г. Ч.1. – Новосибирск: СибУПК, 2016.- с.112-116.
  6. Суязова Т.А. Формирование системы эффективного управления муниципальной недвижимостью: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Суязова Татьяна Александровна. – СПб., 2006. -18с.
  7. Шаломенцева Е.Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05/ Шаломенцева Елена Геннадьевна. – М., 2004. -15 с.
  8. Юсупов К.Н. Проблемы развития регионов Приволжского Федерального округа: государственная собственность, диспропорции, накопление капитала: монография / К.Н. Юсупов, Р.Р. Ахунов, Р.А. Уразаев, Р.И. Рафиков и др. – Уфа: БашГУ, 2013. – 68с.
  9. Янгиров А.В. Оценка эффективности управления в муниципальных образованиях (на примере Республики Башкортостан) / А.В. Янгиров, Э.Х. Самигуллина // Вестник ВЭГУ. – 2011. – №1. – с.74-87.


Все статьи автора «Малышева Анастасия Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: