ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Китов Анатолий Григорьевич1, Бичева Ирина Борисовна2
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой технологии транспортных процессов и систем
2Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается актуальность проблемы подготовки будущего инженера. Определены важные тенденции и связанные с ними изменения в современной инженерной подготовке будущих специалистов в образовательном процессе вуза: целевые, мотивационные, содержательные и процессуальные. Сделан вывод, что инновационная направленность инженерной подготовки в наибольшей степени удовлетворяет потребности обучающихся в качественном образовании сегодня для будущего и обеспечивает формирование личности, способной соответствовать изменениям, вызванными успехами научно-технического прогресса.

Ключевые слова: инженер, инженерное образование, инновационная направленность., инновационная подготовка, инновационные преобразования


THEORETICAL BASES OF INNOVATIVE TRAINING OF FUTURE ENGINEERS: TENDENCIES AND PROSPECTS

Kitov Anatoly Grigoryevich1, Bicheva Irina Borisovna2
1Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of тechnical sciences, associate professor, head of the department of technology of transport processes and systems
2Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), сandidate of pedagogical sciences, associate professor

Abstract
In article relevance of a problem of training of future engineer is considered. Important tendencies and the related changes in modern engineering training of future experts in educational process of higher education institution are defined: target, motivational, substantial and procedural. The conclusion is drawn that the innovative orientation of engineering training most satisfies needs of students for quality education for the future today and provides formation of the personality capable to correspond to changes, the caused progress of scientific and technical progress.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Китов А.Г., Бичева И.Б. Теоретические основы инновационной подготовки будущих инженеров: тенденции и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78216 (дата обращения: 18.04.2024).

Научно-технический прогресс в области экономики, техники и технологии производства вызывает необходимость подготовки специалистов инженерного профиля, владеющих перспективными направлениями развития науки; осознающих взаимосвязь и взаимообусловленность естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических знаний; способных к решению разнообразных альтернатив в профессиональной деятельности, выбору наиболее актуальных и эффективных способов их решения. Целевые ориентиры социально-экономических преобразований и культурно-значимые детерминанты общественного развития обуславливают процессы интенсификации в инженерном образовании; акцентируют значимость методологических и мировоззренческих оснований для будущей профессии; ориентируют субъектов образовательного процесса на формирование и проявление профессионально-этической и культурно-нравственной зрелости в решении профессиональных проблем; качественно меняют стиль мышления, способы видения, оценки и понимания действительности; расширяют спектр интерактивных и оперативных возможностей преподавания, формируя новую роль и функцию преподавателей в условиях «креативной» парадигмы образования [1-7]. Усиление интеграции конкретных вузов (кафедр) с региональными научно-производственными и промышленными предприятиями способствует развитию конкуренции на рынке труда и вызывает необходимость подготовки конкурентоспособных и мобильных специалистов [8, 9, 10].

Актуальность исследуемой проблемы выдвигает на первый план инновационный характер подготовки будущих инженеров, поскольку профессия инженера, с одной стороны, нормирована закономерностями развития техники и технологии, а с другой – именно инновационность и творческая устремленность специалиста отражают уровень его профессиональной квалификации и обеспечивают новые технические идеи,  разработки и способы их реализации [11, 12].

Важность инновационного характера подготовки будущих инженеров мы связываем с теорией инноваций, основными постулатами которой считаются: взаимосвязь и взаимозависимость научного, технологического, экологического и социо-экономического развития; динамичный, циклический и волнообразный характер инновационно-технологического развития; др. (К.А. Вареник, М.А. Велькович, Н.Д. Кондратьев, Д.Ф. Скрипнюк, Д.Ю. Руденко, Б. Твисс, Й.А. Шумпетер, W. Kingston, др.).

В рассматриваемом контексте нами определены важные тенденции и связанные с ними изменения в современной инженерной подготовке будущих специалистов в образовательном процессе вуза: целевые, мотивационные, содержательные и процессуальные.

Целевая направленность подготовки будущего инженера определяется стратегией развития современного инженерного образования и обуславливает развитие инновационно-стратегического мышления обучающихся как содержательного источника инновационной культуры, формирование нового интеллектуального знания, инновационных коммуникаций и способов инновационного поведения. Поскольку для будущего инженера важным является овладение навыками принятия инженерно-технических, инженерно-управленческих, инженерно-экономических и инженерно-социальных решений по производству искусственной среды, конкретизация целей состоит в том, чтобы подготовить специалиста с высоким уровнем развития исследовательских, проектировочных, организационных, коммуникативных и рефлексивных способностей.

Мотивационная направленность отражает изменения, связанные с особенностями профессиональной и личностной позиции обучающихся и преподавателей на профессиональную подготовку как инновационную. Стремление обучающихся к самоактуализации, самоуправлению и проектированию индивидуальной траектории профессионально-технического и творческого развития акцентирует необходимость осознания профессиональных перспектив в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями. Осознание преподавателями решающей роли инновационных процессов в профессиональном развитии будущих инженеров повышает значимость повышения собственного уровня профессиональной компетентности и необходимости перестраивать как содержание, так и формы его преподнесения. Именно инновационность личности преподавателя должна стать источником новых идей для обучающихся, стимулируя их учебные и будущие профессиональные достижения [5, 13].

Изменения в содержании инженерного образования, интегрирующего знания основных наук, важных для инженера, по мнению ученых, должно стать более гибким, обеспечивающим перспективное видение будущей профессиональной деятельности в соответствии с принципами опережающего образования и развивающим устойчивые системные взаимозависимости (человек-общество-экономика-природа-техника). Содержание инженерной подготовки должно ориентироваться на знания для будущего; формировать и обогащать систему общетеоретических, социально-гуманитарных, эколого-экономических  и специальных знаний и умений; формировать культурные, профессионально-этические методы познания и способы инженерной деятельности; развивать потребность в освоении новых алгоритмов решения профессиональных задач; развивать способность осуществлять надежные и точные прогнозы. В этой связи новое видение содержания подготовки будущих инженеров должно опираться на методологию культуры инженерной деятельности и базироваться на принципах научного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и культурособразного отбора содержания и организации учебного материала [14, 15, 16].

В рассматриваемом контексте повышается значимость проблемного изложения содержания учебных дисциплин, предполагающего изучение не отдельных областей знаний, а выявление базовой, основополагающей или сущностной проблемы; определение проблем, которые являются причинами и следствиями основной проблемы; представление иерархии причинно-следственных связей по отношению к основной проблеме. В результате формируется «Дерево проблем», где каждая новая проблема привязана к причинам и следствиям соответственно основной проблемы. Альтернативные варианты решения проблемы рассматриваются в связи с определенными критериями (например, получение выгоды, вероятность достижения успеха, социальные риски и потенциальные конфликты, экономические затраты и др.). Немаловажным аспектом организации обсуждения рассматриваемой проблемы является выработка решений, которые, с одной стороны, способствуют достижению положительного эффекта, а с другой, исключают нежелательные последствия [17, 18].

Тенденции, связанные с процессом подготовки будущего инженера, предусматривают эффективные способы организации образовательной деятельности и современные технологии обучения, обеспечивающие развитие целеустремленности; повышение самостоятельной профессионально-технической и творческой деятельности обучающихся; развитие способности к вариативности принимаемых инженерно-технических, социально-экономических и экологических решений в разнообразных ситуациях, в том числе, неопределенных; разноуровневую подготовку обучающихся, индивидуальный темп самостоятельного продвижения в сфере научно-технического познания и творчества [19, 20, 21 ,22].

Построение учебно-воспитательного процесса, как развивающего и перспективно направленного, открывает широкие возможности для формирования позиции преподавателей и обучающихся на инновационную составляющую подготовки будущего специалиста. «Организация инновационного обучения студентов предполагает, что преподаватели должны уметь не просто стремиться к обогащению своего профессионального опыта, но и уметь воспринимать и внедрять нововведения, развивать способности создавать новый опыт» [5], а также предоставлять обучаемым право выбора альтернативных способов обучения, развивающих приемов, позволяющих найти именно тот, который является для них наиболее подходящим и обеспечивает взаимопонимание в профессиональных отношениях. Преобразование образовательных технологий, как отмечается в Стандартах и процедурах аккредитации инженерных программ, разработанных в рамках проекта EUR-ACE, «заключается в том, что от результатов образования уже не требуется жесткой привязки к конкретной предметной области, но предлагается компетентностный подход к подготовке специалиста» [23].

Таким образом, можно заключить, что инновационная направленность инженерной подготовки в наибольшей степени удовлетворяет потребности обучающихся в качественном образовании сегодня для будущего и обеспечивает формирование личности, способной соответствовать изменениям, вызванными успехами научно-технического прогресса.


Библиографический список
  1. Бабошина Е.Б. Образование в поисках смысла // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 36-43.
  2. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: моногр. М.: Экономика, 2010. 255 с.
  3. Ерофеева Г.В., Гирякова Ю.Л. Развитие тенденций высшего образования и формирование профессиональных компетенций магистрантов технических вузов // Вестник ТГПУ. 2012. №4 С.136-140.
  4. Бичева И.Б., Гриневич Л.А., Царева О.С. Непрерывность – важнейший принцип современного профессионального образования. В сборнике: Современная наука: исследования, технологии, проекты. Сборник V международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». 2015. С. 76-79.
  5. Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 45.
  6. Китов А.Г., Фролова П.С. Актуальность подготовки инженера-новатора в образовательном процессе вуза. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 209-211.
  7. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза // Вестник Мининского университета 2014. № 4 (8). С. 36.
  8. Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета», 2014.  № 2 (6). С. 11.
  9. Бичева И.Б., Шальнова О.А. Профессиональная мобильность личности как фактор успеха построения карьеры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-2 (53). С. 140-143.
  10. Китов А.Г., Царева И.А., Сомова Н.М.,  Рябова А.А. Развитие конкурентоспособности специалиста как условие построения успешной карьеры // Успехи современной науки. 2016. № 11. Том 1. С. 23-26.
  11. Вареник К.А. Теория инноваций как ключевое направление научных исследований XX века // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10169 (дата обращения: 12.01.2017).
  12. K. Levkov, O. Figovsky: On the training of innovative engineers. Scientific Israel – Technological Advantages, vol. 12, No.4, 2010, pp. 179-186.
  13. Китов А.Г. Инновационность как качественная характеристика будущего инженера // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 (64). С. 471-474.
  14. Бичева И.Б., Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 321.
  15. Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78.
  16. Талипова Ю.Ш., Пушкарева Д.О., Бичева И.Б. Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как условие его карьерного роста. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 155-157.
  17. Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // «Экономика и социум». 2014. №4-6(13). С. 141-148.
  18. Царева О.С., Бичева И.Б. Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 176-179.
  19. Бичева И. Б., Китов А. Г. Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19) С. 106-111.
  20. Китов А.Г. Роль витагенной технологии в развитии инженерной культуры обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 683-686.
  21. Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 675-679.
  22. Бичева И.Б., Китов А.Г. Развитие целеустремленности будущего инженера в образовательном процессе вуза // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 8. С. 13-15.
  23. Стандарты и процедуры аккредитации инженерных программ, разработанные в рамках проекта EUR-ACE. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. 2004. 30 c.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Бичева Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация