Научно-технический прогресс в области экономики, техники и технологии производства вызывает необходимость подготовки специалистов инженерного профиля, владеющих перспективными направлениями развития науки; осознающих взаимосвязь и взаимообусловленность естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических знаний; способных к решению разнообразных альтернатив в профессиональной деятельности, выбору наиболее актуальных и эффективных способов их решения. Целевые ориентиры социально-экономических преобразований и культурно-значимые детерминанты общественного развития обуславливают процессы интенсификации в инженерном образовании; акцентируют значимость методологических и мировоззренческих оснований для будущей профессии; ориентируют субъектов образовательного процесса на формирование и проявление профессионально-этической и культурно-нравственной зрелости в решении профессиональных проблем; качественно меняют стиль мышления, способы видения, оценки и понимания действительности; расширяют спектр интерактивных и оперативных возможностей преподавания, формируя новую роль и функцию преподавателей в условиях «креативной» парадигмы образования [1-7]. Усиление интеграции конкретных вузов (кафедр) с региональными научно-производственными и промышленными предприятиями способствует развитию конкуренции на рынке труда и вызывает необходимость подготовки конкурентоспособных и мобильных специалистов [8, 9, 10].
Актуальность исследуемой проблемы выдвигает на первый план инновационный характер подготовки будущих инженеров, поскольку профессия инженера, с одной стороны, нормирована закономерностями развития техники и технологии, а с другой – именно инновационность и творческая устремленность специалиста отражают уровень его профессиональной квалификации и обеспечивают новые технические идеи, разработки и способы их реализации [11, 12].
Важность инновационного характера подготовки будущих инженеров мы связываем с теорией инноваций, основными постулатами которой считаются: взаимосвязь и взаимозависимость научного, технологического, экологического и социо-экономического развития; динамичный, циклический и волнообразный характер инновационно-технологического развития; др. (К.А. Вареник, М.А. Велькович, Н.Д. Кондратьев, Д.Ф. Скрипнюк, Д.Ю. Руденко, Б. Твисс, Й.А. Шумпетер, W. Kingston, др.).
В рассматриваемом контексте нами определены важные тенденции и связанные с ними изменения в современной инженерной подготовке будущих специалистов в образовательном процессе вуза: целевые, мотивационные, содержательные и процессуальные.
Целевая направленность подготовки будущего инженера определяется стратегией развития современного инженерного образования и обуславливает развитие инновационно-стратегического мышления обучающихся как содержательного источника инновационной культуры, формирование нового интеллектуального знания, инновационных коммуникаций и способов инновационного поведения. Поскольку для будущего инженера важным является овладение навыками принятия инженерно-технических, инженерно-управленческих, инженерно-экономических и инженерно-социальных решений по производству искусственной среды, конкретизация целей состоит в том, чтобы подготовить специалиста с высоким уровнем развития исследовательских, проектировочных, организационных, коммуникативных и рефлексивных способностей.
Мотивационная направленность отражает изменения, связанные с особенностями профессиональной и личностной позиции обучающихся и преподавателей на профессиональную подготовку как инновационную. Стремление обучающихся к самоактуализации, самоуправлению и проектированию индивидуальной траектории профессионально-технического и творческого развития акцентирует необходимость осознания профессиональных перспектив в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями. Осознание преподавателями решающей роли инновационных процессов в профессиональном развитии будущих инженеров повышает значимость повышения собственного уровня профессиональной компетентности и необходимости перестраивать как содержание, так и формы его преподнесения. Именно инновационность личности преподавателя должна стать источником новых идей для обучающихся, стимулируя их учебные и будущие профессиональные достижения [5, 13].
Изменения в содержании инженерного образования, интегрирующего знания основных наук, важных для инженера, по мнению ученых, должно стать более гибким, обеспечивающим перспективное видение будущей профессиональной деятельности в соответствии с принципами опережающего образования и развивающим устойчивые системные взаимозависимости (человек-общество-экономика-природа-техника). Содержание инженерной подготовки должно ориентироваться на знания для будущего; формировать и обогащать систему общетеоретических, социально-гуманитарных, эколого-экономических и специальных знаний и умений; формировать культурные, профессионально-этические методы познания и способы инженерной деятельности; развивать потребность в освоении новых алгоритмов решения профессиональных задач; развивать способность осуществлять надежные и точные прогнозы. В этой связи новое видение содержания подготовки будущих инженеров должно опираться на методологию культуры инженерной деятельности и базироваться на принципах научного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и культурособразного отбора содержания и организации учебного материала [14, 15, 16].
В рассматриваемом контексте повышается значимость проблемного изложения содержания учебных дисциплин, предполагающего изучение не отдельных областей знаний, а выявление базовой, основополагающей или сущностной проблемы; определение проблем, которые являются причинами и следствиями основной проблемы; представление иерархии причинно-следственных связей по отношению к основной проблеме. В результате формируется «Дерево проблем», где каждая новая проблема привязана к причинам и следствиям соответственно основной проблемы. Альтернативные варианты решения проблемы рассматриваются в связи с определенными критериями (например, получение выгоды, вероятность достижения успеха, социальные риски и потенциальные конфликты, экономические затраты и др.). Немаловажным аспектом организации обсуждения рассматриваемой проблемы является выработка решений, которые, с одной стороны, способствуют достижению положительного эффекта, а с другой, исключают нежелательные последствия [17, 18].
Тенденции, связанные с процессом подготовки будущего инженера, предусматривают эффективные способы организации образовательной деятельности и современные технологии обучения, обеспечивающие развитие целеустремленности; повышение самостоятельной профессионально-технической и творческой деятельности обучающихся; развитие способности к вариативности принимаемых инженерно-технических, социально-экономических и экологических решений в разнообразных ситуациях, в том числе, неопределенных; разноуровневую подготовку обучающихся, индивидуальный темп самостоятельного продвижения в сфере научно-технического познания и творчества [19, 20, 21 ,22].
Построение учебно-воспитательного процесса, как развивающего и перспективно направленного, открывает широкие возможности для формирования позиции преподавателей и обучающихся на инновационную составляющую подготовки будущего специалиста. «Организация инновационного обучения студентов предполагает, что преподаватели должны уметь не просто стремиться к обогащению своего профессионального опыта, но и уметь воспринимать и внедрять нововведения, развивать способности создавать новый опыт» [5], а также предоставлять обучаемым право выбора альтернативных способов обучения, развивающих приемов, позволяющих найти именно тот, который является для них наиболее подходящим и обеспечивает взаимопонимание в профессиональных отношениях. Преобразование образовательных технологий, как отмечается в Стандартах и процедурах аккредитации инженерных программ, разработанных в рамках проекта EUR-ACE, «заключается в том, что от результатов образования уже не требуется жесткой привязки к конкретной предметной области, но предлагается компетентностный подход к подготовке специалиста» [23].
Таким образом, можно заключить, что инновационная направленность инженерной подготовки в наибольшей степени удовлетворяет потребности обучающихся в качественном образовании сегодня для будущего и обеспечивает формирование личности, способной соответствовать изменениям, вызванными успехами научно-технического прогресса.
Библиографический список
- Бабошина Е.Б. Образование в поисках смысла // Философия образования. 2016. № 2 (65). С. 36-43.
- Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса: моногр. М.: Экономика, 2010. 255 с.
- Ерофеева Г.В., Гирякова Ю.Л. Развитие тенденций высшего образования и формирование профессиональных компетенций магистрантов технических вузов // Вестник ТГПУ. 2012. №4 С.136-140.
- Бичева И.Б., Гриневич Л.А., Царева О.С. Непрерывность – важнейший принцип современного профессионального образования. В сборнике: Современная наука: исследования, технологии, проекты. Сборник V международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». 2015. С. 76-79.
- Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 45.
- Китов А.Г., Фролова П.С. Актуальность подготовки инженера-новатора в образовательном процессе вуза. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 209-211.
- Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития вуза // Вестник Мининского университета 2014. № 4 (8). С. 36.
- Бичева И.Б. Формирование карьерной компетентности бакалавров экономики // «Вестник Мининского университета», 2014. № 2 (6). С. 11.
- Бичева И.Б., Шальнова О.А. Профессиональная мобильность личности как фактор успеха построения карьеры // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-2 (53). С. 140-143.
- Китов А.Г., Царева И.А., Сомова Н.М., Рябова А.А. Развитие конкурентоспособности специалиста как условие построения успешной карьеры // Успехи современной науки. 2016. № 11. Том 1. С. 23-26.
- Вареник К.А. Теория инноваций как ключевое направление научных исследований XX века // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10169 (дата обращения: 12.01.2017).
- K. Levkov, O. Figovsky: On the training of innovative engineers. Scientific Israel – Technological Advantages, vol. 12, No.4, 2010, pp. 179-186.
- Китов А.Г. Инновационность как качественная характеристика будущего инженера // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 (64). С. 471-474.
- Бичева И.Б., Китов А.Г. Теоретические аспекты развития инженерной культуры обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 321.
- Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78.
- Талипова Ю.Ш., Пушкарева Д.О., Бичева И.Б. Культура профессиональной деятельности будущего специалиста как условие его карьерного роста. В сборнике: Инновационные технологии управления: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2015. С. 155-157.
- Бичева И.Б. Использование «Древа понятия» как средства познания и самостоятельного поиска знаний студентами // «Экономика и социум». 2014. №4-6(13). С. 141-148.
- Царева О.С., Бичева И.Б. Проблемная лекция как условие повышения качества образовательного процесса в вузе. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 176-179.
- Бичева И. Б., Китов А. Г. Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19) С. 106-111.
- Китов А.Г. Роль витагенной технологии в развитии инженерной культуры обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 683-686.
- Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 675-679.
- Бичева И.Б., Китов А.Г. Развитие целеустремленности будущего инженера в образовательном процессе вуза // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 8. С. 13-15.
- Стандарты и процедуры аккредитации инженерных программ, разработанные в рамках проекта EUR-ACE. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. 2004. 30 c.