УДК 37.015.32; 159.922

ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Суворова Ольга Вениаминовна1, Рябцова Ирина Николаевна2
1ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), доктор психологических наук, профессор кафедры классической и практической психологии
2ФБГОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина (Мининский университет), магистрант кафедры классической и практической психологии

Аннотация
Статья посвящена проблеме динамики ключевых профессионально важных качеств студентов – будущих психологов от первого к четвертому курсу обучения в вузе. Эмпирическое изучение коммуникативно-личностных характеристик студентов-психологов позволил выявить положительные статистически значимые позитивные сдвиги показателей типа коммуникативности и эмпатии; а также тенденцию роста коммуникативного самообладания и социального интеллекта студентов от первого к четвертому курсу обучения. Динамика ключевых профессионально важных качеств студентов в процессе обучения в вузе свидетельствует о личностно-развивающем потенциале психологического образования.

Ключевые слова: профессионально-важные качества, социальный интеллект, студент-психолог, тип коммуникативности, эмпатия; коммуникативное самообладание


THE DYNAMICS OF COMMUNICATIVE QUALITIES OF THE PERSONALITY OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS IN THE PROCESS OF LEARNING AT THE UNIVERSITY

Suvorova Olga Veniamivovna1, Ryabtsova Irina Nikolaevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University), Doctor of Sciences (Psychology), professor of the chair of classical and practical psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minin (Minin University), undergraduate of the chair of classical and practical psychology

Abstract
The article is devoted to the key problem of the dynamics of professionally important qualities of students – future psychologists from the first to the fourth year of study at the University. An empirical study of the communicative personality characteristics of students-psychologists allowed to reveal a positive, statistically significant positive changes of indicators of communicative and empathy; and the tendency of growth of communicative self-control and social intelligence of students from the first to the fourth course. Key dynamics of professionally important qualities of students in the learning process at the University is evidence of the personal-developing potential of psychological education.

Keywords: communicative self-control, empathy, social intelligence, student-psychologist professionally important qualities, type of communicativeness


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Суворова О.В., Рябцова И.Н. Динамика коммуникативных свойств личности студентов-психологов в процессе обучения в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78085 (дата обращения: 30.09.2017).

Введение

Личностные особенности психологов оказывают значимое влияние на его профессионально важные качества, прежде всего, на коммуникативную компетентность специалиста и, соответственно, на эффективность его профессиональной деятельности. Студенты – будущие психологи часто не учитывают собственные личностные особенности, и не соотносят их с профессионально важными качествами для деятельности практического психолога, ввиду чего, часто теряют интерес к профессии еще на этапе обучения и в последующем не стремятся к развитию профессионализма. Исследования О.В. Суворовой, Е.С. Сычевой, С.Н. Сорокоумовой, Е.А. Ивушкиной, показывают, что в процессе вузовского образования у будущих специалистов психолого-педагогических профессий важно и можно активно развивать когнитивно-личностные компетенции средствами вузовского учебного содержания с позиций антропологического подхода [1], [2], [3].

Кроме того, сензитивность студенческого возраста к субъектно-личностному  становлению -  самопознанию, самоактуализации, саморазвитию – соэдает предпосылки к  осознанному преодолению собственных недостатков и ограничений [4], [5], [6].

Проблемы профессионального самоопределения и идентичности, умения учиться, профессионально и личностно развиваться в процессе вузовского образования студентов-психологов затрагивают в своих работах Ю.П. Зинченко, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников [7], [8], [9]. Формирование учебной деятельности и профессионально-личностного становления студентов-психологов исследовались Э.Ф. Зеером, В.Я. Ляудис, С.Д. Смирновым и др.

Помимо этого, изучаются профессионально важные качества психолога, обеспечивающие успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов и М.В. Молоканов, Л.В. Темнова); анализируются личностные детерминанты эффективности деятельности психолога в отдельных направлениях и сферах (А.А. Деркач, А.К. Маркова, В.Э. Пахальян); исследуются формирование и развитие личности и профессионально важных качеств психолога (И.Ф. Баширов, Г.М. Белокрылова, Т.А. Казанцева).

Таким образом, весьма важным представляется учет личностных особенностей будущих психологов при разработке программ развития их профессионально важных качеств. Уровень выраженности и приемлемость личностных психологических особенностей должны учитываться в профессиональном развитии будущих психологов, что означает актуальность изучения взаимосвязи обоих параметров.

Цель

Целью нашего исследования явилась эмпирическое изучение динамики ключевых профессионально важных качеств будущих психологов от первого к  четвертому курсу в процессе вузовского обучения, а именно, динамики типа коммуникативности, эмпатии, коммуникативного самообладания и социального интеллекта.

В исследовании приняли участие 60 человек – студентов Нижегородских вузов, обучающихся по специальности «психология». Среди них – 15 юношей и 45 девушек, обучающихся на 1-4 курсах в возрасте 18-25 лет.

Использовались методики: тест коммуникативных умений Л. Михельсона; «Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна»; методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера; тест Гилфорда «Социальный интеллект».

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ влияния личностных особенностей будущих психологов на уровень развития у них ключевых профессионально важных качеств показал следующее.

Диагностика типа коммуникативности позволяет определить выраженность коммуникативных умений в трех ракурсах – зависимость, компетентность и агрессивность. Было получено процентное соотношение выраженности того или иного профиля коммуникативных умений  обучающихся на 1 и 4 курсах (таблица 1).

Таблица 1. Динамика типа коммуникативности студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в  средних баллах)

Параметры Студенты 1 курса Студенты 4 курса
Женщины Мужчины Общие Женщины Мужчины Общие
Зависимость

44,7

28,0

36,4

33,7

27,5

30,6

Компетентность

30,7

41,2

30,8

45,0

51,7

48,4

Агрессия

36,4

36,0

27,7

21,3

20,7

21,0

Из таблицы 1 следует, что у студентов – будущих психологов, обучающихся на первом курсе, преобладает тип коммуникативного поведения «Зависимость» (средний балл – 36,4). На втором месте находится тип коммуникативного поведения «Компетентность» (средний балл – 30,8). У студентов, обучающихся на 4 курсе, чаще встречается компетентный тип коммуникативного поведения (средний балл – 48,4). Что свидетельствует о развитии коммуникативности как профессионально важного качества в процессе обучения будущих психологов. Можно также отметить, что у мужчины чаще ориентированы на компетентный тип коммуникативного поведения, нежели женщины, однако ближе к окончанию обучения, разрыв между мужчинами и женщинами становится меньше. Различия в типах коммуникативности студентов 1 и 4 курсов статистически значимы на уровне достоверности p< 0,05 по t-критерию Стьюдента.

Результаты диагностики эмоционального интеллекта студентов-психологов – эмпатии респондентов показаны в таблице 2.

Таблица 2. Динамика эмпатии  студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в  средних баллах)

Параметр Студенты 1 курса Студенты 4 курса
Женщины Мужчины Общие Женщины Мужчины Общие
Эмпатия 36,4 51,0 43,7 56,5 64,6 60,6

Из таблицы 2 следует, что у студентов-психологов, обучающихся на четвертом курсе, уровень эмпатии выше, чем у студентов, обучающихся на первом курсе,  при этом в обеих подвыборках наблюдается «нормальный» уровень эмпатии. Для адекватного восприятия эмоций других людей нужен именно нормальный уровень, наблюдающийся у респондентов исследования, при этом верхняя граница среднего уровня эмпатии наблюдается у мужчин. Различия в эмоциональной отзывчивости студентов 1 и 4 курсов статистически значимы на уровне достоверности p< 0,05 по t-критерию Стьюдента.

Результаты диагностики уровня коммуникативного самообладания будущих студентов показаны в таблице 3

Таблица 3. Динамика коммуникативного самообладания студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в  средних баллах)

Параметр Студенты 1 курса Студенты 4 курса
Женщины Мужчины Общие Женщины Мужчины Общие
Коммуникативное самообладание 3,8 3,9 3,8 5,2 5,4 5,3

Результаты диагностики коммуникативного самообладания свидетельствуют о том, что у обеих категорий респондентов (1 и 4 курс) коммуникативное самообладание находится на среднем уровне, однако, у студентов, обучающихся на четвертом курсе, средний показатель выше (3,8 баллов у студентов 1 курса; 5,3 баллов – у студентов 4 курса). Различий  по половому признаку разница в баллах не обнаружено.

Средние баллы, полученные респондентами по показателю развития социального интеллекта, систематизированы в таблице 4

Таблица 4. Динамика социального интеллекта студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в  средних баллах)

Параметр Студенты 1 курса Студенты 4 курса
Женщины Мужчины Общие Женщины Мужчины Общие
Социальный интеллект 3,0 4,0 3,5 4,1 3,9 4,0

Социальный интеллект респондентов находится на уровне выше среднего. У студентов 1 курса общий средний балл социального интеллекта равен 3,5; у студентов 4 курса средний балл составил 4,0. На первом курсе социальный интеллект выше у мужчин, в то время как на четвертом курсе уровень социального интеллекта выше у женщин.

Выводы

Таким образом, наше исследование позволило констатировать динамику ключевых профессионально важных качеств будущих психологов от первого к  четвертому курсу в процессе вузовского обучения. От первого к четвертому курсу отмечается конструктивная статистически значимая динамика типа коммуникативности: снижение зависимого, агрессивного и рост компетентного типа коммуникативности, а также эмоциональной отзывчивости, эмпатии студентов-психологов (p<0,05 по t-критерию Стьюдента). Коммуникативное самообладание и социальный интеллект также претерпевают тенденцию к росту. Таким образом, по всем рассмотренным ключевым профессионально важным качествам будущих психологов отмечается положительная динамика развития коммуникативной компетентности, что свидетельствует о личностном росте студентов в процессе психологического образования. Однако вопрос о личностно-профессиональном потенциале саморазвития студентов – будущих психологов требует дальнейших исследований.


Библиографический список
  1. Суворова О.В., Сычева Е.С. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей. Монография / О. В. Суворова, Е. С. Сычева; Нижегородский фил. Негос. образовательной авт. некоммерческой орг. высш. проф. образования “Ин-т бизнеса и политики”. Нижний Новгород, 2012.
  2. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Методическое и технологическое обеспечение подготовки практических психологов. В сборнике: Великие реки’ 2012 Труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; Ответственный редактор Е. В. Копосов. 2013. – С. 192-194.
  3. Суворова О.В., Ивушкина Е.В. Взаимосвязь аксиосферы и профессионально важных качеств студентов-психологов в системе уровневого образования. В сборнике: Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. – С. 53-59.
  4. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б./ Мининский университет. Нижний Новгород, 2012. -
  5. Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Волков И.В., Филиппов К.В., Потапова А.Б./ Мининский университет. Нижний Новгород, 2012. -
  6. Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. – М., 2009.
  7. Зинченко, B.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. – М.; Тривола, 1994. – 333 с.
  8. Климов, Е.А. Психолог: Введение в профессию / Т.М. Буякас, Н.Н. Зотова, Е.А. Климов и др. — Академия Москва, 2007.- 208 с.
  9. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.


Все статьи автора «Суворова Ольга Вениаминовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: