Введение
Личностные особенности психологов оказывают значимое влияние на его профессионально важные качества, прежде всего, на коммуникативную компетентность специалиста и, соответственно, на эффективность его профессиональной деятельности. Студенты – будущие психологи часто не учитывают собственные личностные особенности, и не соотносят их с профессионально важными качествами для деятельности практического психолога, ввиду чего, часто теряют интерес к профессии еще на этапе обучения и в последующем не стремятся к развитию профессионализма. Исследования О.В. Суворовой, Е.С. Сычевой, С.Н. Сорокоумовой, Е.А. Ивушкиной, показывают, что в процессе вузовского образования у будущих специалистов психолого-педагогических профессий важно и можно активно развивать когнитивно-личностные компетенции средствами вузовского учебного содержания с позиций антропологического подхода [1], [2], [3].
Кроме того, сензитивность студенческого возраста к субъектно-личностному становлению - самопознанию, самоактуализации, саморазвитию – соэдает предпосылки к осознанному преодолению собственных недостатков и ограничений [4], [5], [6].
Проблемы профессионального самоопределения и идентичности, умения учиться, профессионально и личностно развиваться в процессе вузовского образования студентов-психологов затрагивают в своих работах Ю.П. Зинченко, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников [7], [8], [9]. Формирование учебной деятельности и профессионально-личностного становления студентов-психологов исследовались Э.Ф. Зеером, В.Я. Ляудис, С.Д. Смирновым и др.
Помимо этого, изучаются профессионально важные качества психолога, обеспечивающие успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов и М.В. Молоканов, Л.В. Темнова); анализируются личностные детерминанты эффективности деятельности психолога в отдельных направлениях и сферах (А.А. Деркач, А.К. Маркова, В.Э. Пахальян); исследуются формирование и развитие личности и профессионально важных качеств психолога (И.Ф. Баширов, Г.М. Белокрылова, Т.А. Казанцева).
Таким образом, весьма важным представляется учет личностных особенностей будущих психологов при разработке программ развития их профессионально важных качеств. Уровень выраженности и приемлемость личностных психологических особенностей должны учитываться в профессиональном развитии будущих психологов, что означает актуальность изучения взаимосвязи обоих параметров.
Цель
Целью нашего исследования явилась эмпирическое изучение динамики ключевых профессионально важных качеств будущих психологов от первого к четвертому курсу в процессе вузовского обучения, а именно, динамики типа коммуникативности, эмпатии, коммуникативного самообладания и социального интеллекта.
В исследовании приняли участие 60 человек – студентов Нижегородских вузов, обучающихся по специальности «психология». Среди них – 15 юношей и 45 девушек, обучающихся на 1-4 курсах в возрасте 18-25 лет.
Использовались методики: тест коммуникативных умений Л. Михельсона; «Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна»; методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера; тест Гилфорда «Социальный интеллект».
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный анализ влияния личностных особенностей будущих психологов на уровень развития у них ключевых профессионально важных качеств показал следующее.
Диагностика типа коммуникативности позволяет определить выраженность коммуникативных умений в трех ракурсах – зависимость, компетентность и агрессивность. Было получено процентное соотношение выраженности того или иного профиля коммуникативных умений обучающихся на 1 и 4 курсах (таблица 1).
Таблица 1. Динамика типа коммуникативности студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в средних баллах)
Параметры | Студенты 1 курса | Студенты 4 курса | ||||
Женщины | Мужчины | Общие | Женщины | Мужчины | Общие | |
Зависимость |
44,7 |
28,0 |
36,4 |
33,7 |
27,5 |
30,6 |
Компетентность |
30,7 |
41,2 |
30,8 |
45,0 |
51,7 |
48,4 |
Агрессия |
36,4 |
36,0 |
27,7 |
21,3 |
20,7 |
21,0 |
Из таблицы 1 следует, что у студентов – будущих психологов, обучающихся на первом курсе, преобладает тип коммуникативного поведения «Зависимость» (средний балл – 36,4). На втором месте находится тип коммуникативного поведения «Компетентность» (средний балл – 30,8). У студентов, обучающихся на 4 курсе, чаще встречается компетентный тип коммуникативного поведения (средний балл – 48,4). Что свидетельствует о развитии коммуникативности как профессионально важного качества в процессе обучения будущих психологов. Можно также отметить, что у мужчины чаще ориентированы на компетентный тип коммуникативного поведения, нежели женщины, однако ближе к окончанию обучения, разрыв между мужчинами и женщинами становится меньше. Различия в типах коммуникативности студентов 1 и 4 курсов статистически значимы на уровне достоверности p< 0,05 по t-критерию Стьюдента.
Результаты диагностики эмоционального интеллекта студентов-психологов – эмпатии респондентов показаны в таблице 2.
Таблица 2. Динамика эмпатии студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в средних баллах)
Параметр | Студенты 1 курса | Студенты 4 курса | ||||
Женщины | Мужчины | Общие | Женщины | Мужчины | Общие | |
Эмпатия | 36,4 | 51,0 | 43,7 | 56,5 | 64,6 | 60,6 |
Из таблицы 2 следует, что у студентов-психологов, обучающихся на четвертом курсе, уровень эмпатии выше, чем у студентов, обучающихся на первом курсе, при этом в обеих подвыборках наблюдается «нормальный» уровень эмпатии. Для адекватного восприятия эмоций других людей нужен именно нормальный уровень, наблюдающийся у респондентов исследования, при этом верхняя граница среднего уровня эмпатии наблюдается у мужчин. Различия в эмоциональной отзывчивости студентов 1 и 4 курсов статистически значимы на уровне достоверности p< 0,05 по t-критерию Стьюдента.
Результаты диагностики уровня коммуникативного самообладания будущих студентов показаны в таблице 3
Таблица 3. Динамика коммуникативного самообладания студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в средних баллах)
Параметр | Студенты 1 курса | Студенты 4 курса | ||||
Женщины | Мужчины | Общие | Женщины | Мужчины | Общие | |
Коммуникативное самообладание | 3,8 | 3,9 | 3,8 | 5,2 | 5,4 | 5,3 |
Результаты диагностики коммуникативного самообладания свидетельствуют о том, что у обеих категорий респондентов (1 и 4 курс) коммуникативное самообладание находится на среднем уровне, однако, у студентов, обучающихся на четвертом курсе, средний показатель выше (3,8 баллов у студентов 1 курса; 5,3 баллов – у студентов 4 курса). Различий по половому признаку разница в баллах не обнаружено.
Средние баллы, полученные респондентами по показателю развития социального интеллекта, систематизированы в таблице 4
Таблица 4. Динамика социального интеллекта студентов-психологов от 1 к 4 курсу (в средних баллах)
Параметр | Студенты 1 курса | Студенты 4 курса | ||||
Женщины | Мужчины | Общие | Женщины | Мужчины | Общие | |
Социальный интеллект | 3,0 | 4,0 | 3,5 | 4,1 | 3,9 | 4,0 |
Социальный интеллект респондентов находится на уровне выше среднего. У студентов 1 курса общий средний балл социального интеллекта равен 3,5; у студентов 4 курса средний балл составил 4,0. На первом курсе социальный интеллект выше у мужчин, в то время как на четвертом курсе уровень социального интеллекта выше у женщин.
Выводы
Таким образом, наше исследование позволило констатировать динамику ключевых профессионально важных качеств будущих психологов от первого к четвертому курсу в процессе вузовского обучения. От первого к четвертому курсу отмечается конструктивная статистически значимая динамика типа коммуникативности: снижение зависимого, агрессивного и рост компетентного типа коммуникативности, а также эмоциональной отзывчивости, эмпатии студентов-психологов (p<0,05 по t-критерию Стьюдента). Коммуникативное самообладание и социальный интеллект также претерпевают тенденцию к росту. Таким образом, по всем рассмотренным ключевым профессионально важным качествам будущих психологов отмечается положительная динамика развития коммуникативной компетентности, что свидетельствует о личностном росте студентов в процессе психологического образования. Однако вопрос о личностно-профессиональном потенциале саморазвития студентов – будущих психологов требует дальнейших исследований.
Библиографический список
- Суворова О.В., Сычева Е.С. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей. Монография / О. В. Суворова, Е. С. Сычева; Нижегородский фил. Негос. образовательной авт. некоммерческой орг. высш. проф. образования “Ин-т бизнеса и политики”. Нижний Новгород, 2012.
- Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Методическое и технологическое обеспечение подготовки практических психологов. В сборнике: Великие реки’ 2012 Труды конгресса 14-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; Ответственный редактор Е. В. Копосов. 2013. – С. 192-194.
- Суворова О.В., Ивушкина Е.В. Взаимосвязь аксиосферы и профессионально важных качеств студентов-психологов в системе уровневого образования. В сборнике: Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. – С. 53-59.
- Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Потапова А.Б./ Мининский университет. Нижний Новгород, 2012. -
- Исследование развития субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве / Волкова Е.Н., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Дунаева Н.И., Бирюкова Л.А., Гришина А.В., Пыжьянова М.А., Косых Е.А., Кузьминых Л.Н., Волков И.В., Филиппов К.В., Потапова А.Б./ Мининский университет. Нижний Новгород, 2012. -
- Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. – М., 2009.
- Зинченко, B.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. – М.; Тривола, 1994. – 333 с.
- Климов, Е.А. Психолог: Введение в профессию / Т.М. Буякас, Н.Н. Зотова, Е.А. Климов и др. — Академия Москва, 2007.- 208 с.
- Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. – 97 с.