УДК 332.146.2

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ, ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ ИННОВАЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ОЧЭС

Бабашина Анна Сергеевна1, Пенькова Инесса Вячеславовна2
1ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, студентка 2 курса магистратуры кафедры мировой экономики
2ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, доктор экономических наук, профессор кафедры бизнес информатики и математического моделирования

Аннотация
Учитывая тенденции современных международных отношений, которые характеризуются углублением интеграции на уровне регионов мира, а также растущую важность инновационной сферы в экономике страны, особенно актуальным является вопрос реализации инновационного направления в рамках региональных интеграционных объединений, в том числе, в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. В статье освещаются вопросы предпосылок, тенденций и целесообразности проведения совместной инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, ОЧЭС, региональная интеграция


ANALYSIS OF TRENDS, CHALLENGES AND PROSPECTS OF INNOVATIVE COOPERATION OF THE BSEC

Babashina Anna Sergeevna1, Penkova Inesa Vyacheslavovna2
1V.I.Vernadsky Сrimean Federal University, Institute of Economics and Management, 2nd year student of the MA in International Economics
2V.I.Vernadsky Сrimean Federal University, Institute of Economics and Management, doctor of economical science, Professor of Business Informatics and Mathematical Modeling Department

Abstract
The article considers the tendencies of modern international relations characterized by the deepening integration at the regional level within the world, as well as the growing importance of innovation in the economic sphere. Particularly the question becomes relevant as for the issue of innovative direction implementation within the framework of regional integration, such as the Black Sea Economic Cooperation. The article highlights the background, trends and the feasibility of a joint Innovation activity.

Keywords: BSEC, innovation policy, innovations, regional integration


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бабашина А.С., Пенькова И.В. Анализ тенденций, проблем и перспектив инновационного сотрудничества в рамках ОЧЭС // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76457 (дата обращения: 28.09.2017).

Введение

Устойчивое инновационное развитие представляется одной из составляющих экономики государства. На сегодняшний день сложно найти страну, где бы соревнование за лидерство на мировых рынках не было бы связано с инновациями. Важным направлением при этом является разработка геоэкономической стратегии страны, как «искусства достигать экономических целей на мировом рынке и предотвращать потенциальные конфликты с помощью геоэкономических технологий» [1, с. 36]. Особенно актуальна «инновационная модель развития геоэкономической стратегии, основанная на high technology, способствующих созданию конкурентоспособной продукции на внешнем рынке» [2, с. 44]. Так, согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития» [3].

В современных условиях быстро глобализирующегося мира достижение Российской Федерацией конкурентоспособных позиций в инновационной сфере возможно при кооперации и координации совместных усилий в рамках как международных, так и региональных интеграционных группировок, в том числе в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Организация Черноморского экономического сотрудничества как региональное интеграционное объединение.

Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была основана 25 июня 1992 года для развития кооперации в Черноморском регионе, о чем в Стамбуле была подписана соответствующая декларация. 5 июня 1998 года на Саммите ЧЭС в Ялте был подписан устав этой организации. После его ратификации странами-участницами он вступил в силу 1 мая 1999 года, и, таким образом, начался новый этап существования ЧЭС как полноформатной региональной международной организации, наделенной правовым статусом и четко определенными функциями [4, с. 74].

На данный момент в состав организации входит 12 стран, а именно: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Россия, Турция, Украина, Сербия. Географическое положение стран–участниц указывает на то, что не обязательно иметь непосредственную границу с Черным морем для вступления в ОЧЭС. Тем не менее, в прошениях о членстве со стороны Черногории и Республики Кипр было отказано [5, с. 24-25]. Страны и международные организации, имеющие статус наблюдателя: Египет, Австрия, Беларусь, Хорватия, Чехия, Германия, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, США, Международный Черноморский клуб, Секретариат Энергетической хартии, Комиссия Черного моря, Комиссия Европейского союза.

ОЧЭС как международная организация создавалась с целью помощи странам Черноморского региона в адаптации к происходящим в мире процессам и стремительным переменам, охватывая новые области сотрудничества и углубляя его в уже существующих областях [6]. К основным направлениям взаимодействия в рамках ОЧЭС относятся: сельское хозяйство, банковская сфера и финансы, борьба с преступностью, культура, таможенные вопросы, помощь в чрезвычайных ситуациях, образование, энергетика, охрана окружающей среды, обмен статистическими данными и информацией, здравоохранение и фармацевтика, информационные и коммуникационные технологии, институциональные преобразования и менеджмент, наука и техника, малое и среднее предпринимательство, туризм, торговля и экономическое развитие, транспорт [7].

Инновационная активность Черноморского региона.

Традиционно считается, что главными факторами, определяющими инновационную активность территории, являются ее инновационный потенциал и результативность инновационной деятельности [8, с. 38].

Результативность инновационной деятельности Черноморского региона рассмотрим через призму следующих показателей:

1. Экспорт высокотехнологичной продукции (рис. 1). Высокотехнологическая продукция представляет собой товары, произведенные в наукоемких отраслях (например, в аэрокосмической, информационно-технологической, фармацевтической отраслях и т.д.).


Рисунок 1. Экспорт высокотехнологичной продукции за 2013-2015 гг., долл. США

Источник: составлено авторами по материалам [9].

Из графика видно, что лидером по данному показателю выступает Российская Федерация, на 2 месте – Румыния, на 3 – Турция. Армения, Албания и Молдавия – страны с наименьшим показателем экспорта высокотехнологичной продукции. Следует отметить, что по некоторым странам отсутствуют показатели за 2015 год (Украина, Сербия, Россия, Азербайджан).

2. Доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем экспорте промышленной продукции (рис. 2).

Представленный рейтинг доли экспорта высокотехнологичной продукции в общем экспорте промышленной продукции характеризует Россию (11,45 %), Украину (6,51 %) и Грецию (10,32 %) как крупнейших экспортеров высокотехнологичной продукции в сравнении с другими странами-участницами ОЧЭС (кроме Сербии – отсутствуют данные) в 2014 году. Албания (1,49 %), Турция (2,16 %) и Молдавия (3,99 %) занимают наименьшие позиции по показателю среди членов ОЧЭС в 2015 году. Сложность анализа заключается в отсутствии актуальных данных на 2015 год по некоторым странам (Украина, Россия, Азербайджан).


Рисунок 2. Доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем экспорте промышленной продукции страны за 2013-2015 гг., %

Источник: составлено авторами по материалам [10].

3. Количество поданных патентных заявок. Патент – документ, удостоверяющий исключительное право на изобретение – инновацию [11] (рис. 3).


Рисунок 3. Количество поданных патентных заявок за 2012-2014 гг.

Источник: составлено авторами по материалам [11].

Анализируя статистику поданных патентных заявок, очевидно, что Россия выступает явным лидером за весь выбранный период, Турция стабильно удерживает 2-ю позицию, Украина – 3-ю. Однако следует отметить, что существует значительный разрыв между странами-лидерами по данному показателю: российских патентных заявок зарегистрировано больше, чем турецких в 5 раз, украинских – почти в 10. Показатели остальных стран-участниц ОЧЭС критически малы и не превышают в совокупности 2 500 патентных заявок в год.

Инновационный потенциал Черноморского региона покажем через значения следующих индикаторов:

1. Расходы на научные исследования и разработки в процентах к ВВП (рис. 4).


Рисунок 4. Расходы на научные исследования и разработки в процентах к ВВП за 2012-2014 гг.

Источник: составлено авторами по материалам [12].

В 2014 году странами с наибольшими показателями по расходам на НИОКР в процентах к ВВП стали Россия (1,19 %), Турция (1,01 %) и Греция (0,84 %). Менее всего расходов на НИОКР у Грузии (0,1 %), Азербайджана (0,21 %) и Армении (0,24 %) (по Албании данные отсутствуют). В целом, страны-участницы ОЧЭС удерживают средние позиции по данному показателю в мире. Так, в Великобритании за 2014 год на НИОКР было выделено 1,7 % ВВП, Франции – 2,3 %, Германии – 2,9 % [12]. Однако следует учесть также несопоставимость размера ВВП и, соответственно, процента расходов на НИОКР большинства стран-участниц ОЧЭС с высокоразвитыми странами.

2. Количество опубликованных научно-технических статей в журналах (рис. 5). К числу научно-технических статей журнала относят статьи, опубликованные в следующих областях: физика, биология, химия, математика, клиническая медицина, медико-биологические исследования, техника и технологии, а также науки о Земле и космосе [13].


Рисунок 5. Количество опубликованных научно-технических статей в журналах за 2011-2013 гг.

Источник: составлено авторами по материалам [13].

Представленный показатель количества научно-технических публикаций в журналах характеризует Россию как наиболее публикуемую страну Черноморского региона (35 542), вторую позицию занимает Турция (30 402), третью – Греция (11 370). Наименьшее количество научно-технических публикаций у Албании (184), Молдавии (227), Грузии (468).

3. Количество ученых (исследователей) на миллион граждан (рис. 6).


Рисунок 6. Количество ученых (исследователей) на миллион граждан за 2012-2014 гг.

Источник: составлено авторами по материалам [14].

Из графика видно, что по количеству ученых на миллион жителей страны среди стран-участниц ОЧЭС (кроме Албании, Армении, Азербайджана – данные отсутствуют) лидирует Россия (3 102), затем – Греция (2 716), третью позицию занимает Болгария (1 833). Минимальные показатели среди представленных стран характерны для Грузии (585), Молдавии (652) и Румынии (922).

В целом, анализ представленных показателей говорит о том, что большинство государств-членов Организации по уровню инновационного развития достаточно схожи (за исключением явных лидеров), однако на международной арене подобные результаты каждой страны в отдельности выглядят весьма скудно. В связи с этим, с целью достижения конкурентоспособных позиций как региона, так и каждой страны в отдельности в инновационной сфере, целесообразным является сотрудничество и объединение имеющихся инновационных потенциалов стран-участниц ОЧЭС. При этом, таким странам-локомотивам инновационного развития региона как России, Греции, Турции, Украине следует взаимодействовать особенно тесно, заключая двусторонние или многосторонние соглашения в инновационной сфере.

Инновационное взаимодействие в рамках ОЧЭС.

Одним из основных декларируемых направлений взаимодействия в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества является наука и техника, на базе которого и происходит инновационная кооперация внутри Черноморского интеграционного объединения.

Научно-техническое направление ОЧЭС курирует соответствующая Рабочая группа. Миссия Рабочей группы Организации по совместной работе в сфере науки и инновационных технологий заключается в содействии плодотворной деятельности государств региона ОЧЭС по реализации общих целей:

  • содействие сотрудничеству стран ОЧЭС в области научных и коммуникационных технологий;
  • применение знаний в практической деятельности, формирование научно-технического потенциала и исследовательской инфраструктуры;
  • координирование совместных научно-исследовательских проектов и программ с международными организациями;
  • поощрение общих программ научных исследований и профессиональной подготовки кадров;
  • выявление инновационных путей для объединения выделяемых государственных и частных средств, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства, и облегчение доступа к другим имеющимся финансовым ресурсам;
  • укрепление сети научно-исследовательских институтов для обмена опытом по инновационным проектам;
  • содействие сотрудничеству в области наукоемких технологий среди государств-членов и органов ОЧЭС с международными организациями в целях поощрения инвестиционных вложений по совместному финансированию, разработке и реализации региональных научно-исследовательских проектов.

Компетенция Рабочей группы в пределах предоставленных прав и полномочий:

1. Поиск путей и средств повышения доверия к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) среди государств-членов ОЧЭС:

  • расширение информационного обмена в области ИКТ;
  • выработка рекомендаций по продвижению взаимовыгодного сотрудничества в области ИКТ;
  • рассмотрение и продвижения совместных предложений по проектам, касающимся НИОКР.

2. Сотрудничество государств-членов ОЧЭС в сфере ИКТ по ​​следующим вопросам:

  • гармонизация национального законодательства в области ИКТ;
  • расширение широкополосной сети связи, включая системы спутниковой связи;
  • разработка совместных проектов.

3. Разработка совместных действий по преодолению «цифрового неравенства» в Черноморском регионе.

4. Поддержка сотрудничества в области научных исследований и обмена «ноу-хау» посредством:

  • организации семинаров, обучающих программ, конференций по вопросам развития ИКТ и вопросам применения;
  • расширения научного обмена между странами ОЧЭС.

5. Поиск путей и средств привлечения инвестиций в сектор ИКТ.

6. Определение основных направлений деятельности, направленных на получение технической и финансовой помощи в целях обеспечения создания региональных и национальных объектов в секторе ИКТ.

7. Разработка рекомендаций в целях обеспечения финансовой поддержки со стороны международных финансовых учреждений для реализации проектов ОЧЭС в области ИКТ [15].

Также Рабочая группа ежегодно проводит заседания, по результатам которых составляются отчеты, представленные на официальном сайте Организации [16].

К органам, связанным с ОЧЭС, относится Международный центр Черноморских исследований (МЦЧИ), являющийся «мозговым центром» Организации [17]. МЦЧИ своей целью декларирует тесное сотрудничестве с ОЧЭС, повышение безопасности региона, решение затяжных конфликтов, укрепление экономического сотрудничества между государствами-членами ОЧЭС, а также переход к новой модели продвижения принципов устойчивого развития, инноваций и эффективного управления, которые могли бы укрепить позиции Черноморского региона на международной арене [18]. Центр является, главным образом, консультативным органом ОЧЭС, который разрабатывает программные документы (планы действий, справочные документы), а также координирует работу Специальной группы экспертов по взаимодействию между ОЧЭС и ЕС.

Также можно отметить научное издание ОЧЭС – журнал «Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества», в котором публикуются новые оригинальные результаты научных и прикладных исследований в различных областях науки и техники: математике, механике и физике. Издаваемый журнал служит целям развития науки в регионе Черноморского экономического сотрудничества, решению актуальных научных проблем, взаимодействию ученых в России и других странах мира [19].

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что крупномасштабные реализованные проекты в инновационной сфере в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества на данный момент отсутствуют, несмотря на то, что развитие отношений стран-участниц в данном конкретном направлении провозглашается одной из важнейших и наиболее актуальных задач ОЧЭС. К причинам сложившейся ситуации можно отнести:

  1. Отсутствие налаженного диалога между государствами-членами ОЧЭС в инновационной сфере.
  2. Формализм декларируемых целей и задач, отсутствие практической составляющей, исполнения и реализации инновационных программ и проектов.
  3. Наличие препятствий на пути к интеграции ОЧЭС, таких как неравномерность экономического развития стран-участниц, отсутствие диверсификации экономики некоторых стран-участниц ОЧЭС, выбор странами-участницами ОЧЭС различных по специфике векторов экономического развития, неурегулированные конфликты между государствами-членами Организации, обусловленные исторически сложившимися отношениями между государствами, а также недавними событиями в Черноморском регионе и т.д.

Очевидно, что решение вышеуказанных проблем создаст предпосылки к интенсивному и плодотворному сотрудничеству в инновационной сфере в рамках ОЧЭС. Однако урегулирование абсолютно всех конфликтов (особенно исторических) и проблемных вопросов между 12-тью странами-участницами ОЧЭС практически недостижимо.


Библиографический список
  1. Геоэкономические технологии в современном мире. / М.Г.Никитина, В.В.Побирченко, Е.А.Шутаева // Словарь-справочник. Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. – 232 с.
  2. Пенькова И.В. Оценка эффективности использования рекреационных ресурсов / И.В. Пенькова, Л.Н.Акинина // SOCIO-ECONOMIC ASPECTSOF ECONOMICS AND MANAGEMENT Collection of scientific articles. Science editor: Ph.D. in Economics, Associate Professor, Professor of RANH Drobyazko S.I.. – 2015. – р. 104-107.
  3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. расп. Прав-ва РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. URL: https://rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc (дата обращения: 31.10.2016).
  4. Юрченко В. М. Информационная безопасность России в Черноморском регионе / В.М.Юрченко // Власть. 2009. №4. С. 73–76.
  5. Teleke S. Black Sea Economic Cooperation (BSEC) towards Political and Economic Integration // The Journal of Global Development and Peace. 2012. №2. Р. 22–32.
  6. BSEC: Charter [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec-organization.org/documents/LegalDocuments/statutory/charter/Download/CHARTER%20web%20080630.pdf (дата обращения: 29.10.2016).
  7. Официальный сайт ОЧЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx (дата обращения: 30.10.2016).
  8. Киселев В.Н. Подходы к оценке инновационного развития регионов в целях реализации стратегии инновационного развития России // Управление инновациями. 2013. 18–20 ноября. С. 38–45.
  9. The World Bank Indicators: High-technology exports (current US$) [Электронный ресурс]. URL:  http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=TX.VAL.TECH.CD&country=# (дата обращения: 31.10.2016).
  10. The World Bank Indicators: High-technology exports (% of manufactured exports) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=TX.VAL.TECH.MF.ZS&country=# (дата обращения: 30.10.2016).
  11. The World Bank Indicators: Patent applications, residents [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=IP.PAT.RESD&country= (дата обращения: 30.10.2016).
  12. The World Bank Indicators: Research and development expenditure (% of GDP) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=GB.XPD.RSDV.GD.ZS&country=# (дата обращения: 30.10.2016).
  13. The World Bank Indicators: Scientific and technical journal articles [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=IP.JRN.ARTC.SC&country= (дата обращения: 30.10.2016).
  14. The World Bank Indicators: Researchers in R&D (per million people) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=SP.POP.SCIE.RD.P6&country= (дата обращения: 31.10.2016).
  15. BSEC: Terms of Reference of the BSEC Working Group on Information and Communication Technologies (ICT) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec- organization.org/aoc/Infocommuntechnologies/Pages/TermsR.aspx (дата обращения: 30.10.2016).
  16. BSEC: Reports [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/Infocommuntechnologies/Pages/Reports.aspx (дата обращения: 30.10.2016).
  17. International Centre for Black Sea Studies: Who we are [Электронный ресурс]. URL: http://www.icbss.org/index.php?cid=11 (дата обращения: 01.11.2016).
  18. International Centre for Black Sea Studies: Aims and new perspective [Электронный ресурс]. URL: http://www.icbss.org/index.php?cid=130 (дата обращения: 31.10.2016).
  19. Сайт журнала «Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества» [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.kubsu.ru (дата обращения: 31.10.2016).


Все статьи автора «Бабашина Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: