Введение
Устойчивое инновационное развитие представляется одной из составляющих экономики государства. На сегодняшний день сложно найти страну, где бы соревнование за лидерство на мировых рынках не было бы связано с инновациями. Важным направлением при этом является разработка геоэкономической стратегии страны, как «искусства достигать экономических целей на мировом рынке и предотвращать потенциальные конфликты с помощью геоэкономических технологий» [1, с. 36]. Особенно актуальна «инновационная модель развития геоэкономической стратегии, основанная на high technology, способствующих созданию конкурентоспособной продукции на внешнем рынке» [2, с. 44]. Так, согласно «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития» [3].
В современных условиях быстро глобализирующегося мира достижение Российской Федерацией конкурентоспособных позиций в инновационной сфере возможно при кооперации и координации совместных усилий в рамках как международных, так и региональных интеграционных группировок, в том числе в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества.
Организация Черноморского экономического сотрудничества как региональное интеграционное объединение.
Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была основана 25 июня 1992 года для развития кооперации в Черноморском регионе, о чем в Стамбуле была подписана соответствующая декларация. 5 июня 1998 года на Саммите ЧЭС в Ялте был подписан устав этой организации. После его ратификации странами-участницами он вступил в силу 1 мая 1999 года, и, таким образом, начался новый этап существования ЧЭС как полноформатной региональной международной организации, наделенной правовым статусом и четко определенными функциями [4, с. 74].
На данный момент в состав организации входит 12 стран, а именно: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдавия, Румыния, Россия, Турция, Украина, Сербия. Географическое положение стран–участниц указывает на то, что не обязательно иметь непосредственную границу с Черным морем для вступления в ОЧЭС. Тем не менее, в прошениях о членстве со стороны Черногории и Республики Кипр было отказано [5, с. 24-25]. Страны и международные организации, имеющие статус наблюдателя: Египет, Австрия, Беларусь, Хорватия, Чехия, Германия, Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, США, Международный Черноморский клуб, Секретариат Энергетической хартии, Комиссия Черного моря, Комиссия Европейского союза.
ОЧЭС как международная организация создавалась с целью помощи странам Черноморского региона в адаптации к происходящим в мире процессам и стремительным переменам, охватывая новые области сотрудничества и углубляя его в уже существующих областях [6]. К основным направлениям взаимодействия в рамках ОЧЭС относятся: сельское хозяйство, банковская сфера и финансы, борьба с преступностью, культура, таможенные вопросы, помощь в чрезвычайных ситуациях, образование, энергетика, охрана окружающей среды, обмен статистическими данными и информацией, здравоохранение и фармацевтика, информационные и коммуникационные технологии, институциональные преобразования и менеджмент, наука и техника, малое и среднее предпринимательство, туризм, торговля и экономическое развитие, транспорт [7].
Инновационная активность Черноморского региона.
Традиционно считается, что главными факторами, определяющими инновационную активность территории, являются ее инновационный потенциал и результативность инновационной деятельности [8, с. 38].
Результативность инновационной деятельности Черноморского региона рассмотрим через призму следующих показателей:
Рисунок 1. Экспорт высокотехнологичной продукции за 2013-2015 гг., долл. США
Источник: составлено авторами по материалам [9].
Из графика видно, что лидером по данному показателю выступает Российская Федерация, на 2 месте – Румыния, на 3 – Турция. Армения, Албания и Молдавия – страны с наименьшим показателем экспорта высокотехнологичной продукции. Следует отметить, что по некоторым странам отсутствуют показатели за 2015 год (Украина, Сербия, Россия, Азербайджан).
Представленный рейтинг доли экспорта высокотехнологичной продукции в общем экспорте промышленной продукции характеризует Россию (11,45 %), Украину (6,51 %) и Грецию (10,32 %) как крупнейших экспортеров высокотехнологичной продукции в сравнении с другими странами-участницами ОЧЭС (кроме Сербии – отсутствуют данные) в 2014 году. Албания (1,49 %), Турция (2,16 %) и Молдавия (3,99 %) занимают наименьшие позиции по показателю среди членов ОЧЭС в 2015 году. Сложность анализа заключается в отсутствии актуальных данных на 2015 год по некоторым странам (Украина, Россия, Азербайджан).
Рисунок 2. Доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем экспорте промышленной продукции страны за 2013-2015 гг., %
Источник: составлено авторами по материалам [10].
Рисунок 3. Количество поданных патентных заявок за 2012-2014 гг.
Источник: составлено авторами по материалам [11].
Анализируя статистику поданных патентных заявок, очевидно, что Россия выступает явным лидером за весь выбранный период, Турция стабильно удерживает 2-ю позицию, Украина – 3-ю. Однако следует отметить, что существует значительный разрыв между странами-лидерами по данному показателю: российских патентных заявок зарегистрировано больше, чем турецких в 5 раз, украинских – почти в 10. Показатели остальных стран-участниц ОЧЭС критически малы и не превышают в совокупности 2 500 патентных заявок в год.
Инновационный потенциал Черноморского региона покажем через значения следующих индикаторов:
Рисунок 4. Расходы на научные исследования и разработки в процентах к ВВП за 2012-2014 гг.
Источник: составлено авторами по материалам [12].
В 2014 году странами с наибольшими показателями по расходам на НИОКР в процентах к ВВП стали Россия (1,19 %), Турция (1,01 %) и Греция (0,84 %). Менее всего расходов на НИОКР у Грузии (0,1 %), Азербайджана (0,21 %) и Армении (0,24 %) (по Албании данные отсутствуют). В целом, страны-участницы ОЧЭС удерживают средние позиции по данному показателю в мире. Так, в Великобритании за 2014 год на НИОКР было выделено 1,7 % ВВП, Франции – 2,3 %, Германии – 2,9 % [12]. Однако следует учесть также несопоставимость размера ВВП и, соответственно, процента расходов на НИОКР большинства стран-участниц ОЧЭС с высокоразвитыми странами.
Рисунок 5. Количество опубликованных научно-технических статей в журналах за 2011-2013 гг.
Источник: составлено авторами по материалам [13].
Представленный показатель количества научно-технических публикаций в журналах характеризует Россию как наиболее публикуемую страну Черноморского региона (35 542), вторую позицию занимает Турция (30 402), третью – Греция (11 370). Наименьшее количество научно-технических публикаций у Албании (184), Молдавии (227), Грузии (468).
3. Количество ученых (исследователей) на миллион граждан (рис. 6).
Рисунок 6. Количество ученых (исследователей) на миллион граждан за 2012-2014 гг.
Источник: составлено авторами по материалам [14].
Из графика видно, что по количеству ученых на миллион жителей страны среди стран-участниц ОЧЭС (кроме Албании, Армении, Азербайджана – данные отсутствуют) лидирует Россия (3 102), затем – Греция (2 716), третью позицию занимает Болгария (1 833). Минимальные показатели среди представленных стран характерны для Грузии (585), Молдавии (652) и Румынии (922).
В целом, анализ представленных показателей говорит о том, что большинство государств-членов Организации по уровню инновационного развития достаточно схожи (за исключением явных лидеров), однако на международной арене подобные результаты каждой страны в отдельности выглядят весьма скудно. В связи с этим, с целью достижения конкурентоспособных позиций как региона, так и каждой страны в отдельности в инновационной сфере, целесообразным является сотрудничество и объединение имеющихся инновационных потенциалов стран-участниц ОЧЭС. При этом, таким странам-локомотивам инновационного развития региона как России, Греции, Турции, Украине следует взаимодействовать особенно тесно, заключая двусторонние или многосторонние соглашения в инновационной сфере.
Инновационное взаимодействие в рамках ОЧЭС.
Одним из основных декларируемых направлений взаимодействия в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества является наука и техника, на базе которого и происходит инновационная кооперация внутри Черноморского интеграционного объединения.
Научно-техническое направление ОЧЭС курирует соответствующая Рабочая группа. Миссия Рабочей группы Организации по совместной работе в сфере науки и инновационных технологий заключается в содействии плодотворной деятельности государств региона ОЧЭС по реализации общих целей:
-
содействие сотрудничеству стран ОЧЭС в области научных и коммуникационных технологий;
-
применение знаний в практической деятельности, формирование научно-технического потенциала и исследовательской инфраструктуры;
-
координирование совместных научно-исследовательских проектов и программ с международными организациями;
-
поощрение общих программ научных исследований и профессиональной подготовки кадров;
-
выявление инновационных путей для объединения выделяемых государственных и частных средств, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства, и облегчение доступа к другим имеющимся финансовым ресурсам;
-
укрепление сети научно-исследовательских институтов для обмена опытом по инновационным проектам;
-
содействие сотрудничеству в области наукоемких технологий среди государств-членов и органов ОЧЭС с международными организациями в целях поощрения инвестиционных вложений по совместному финансированию, разработке и реализации региональных научно-исследовательских проектов.
Компетенция Рабочей группы в пределах предоставленных прав и полномочий:
1. Поиск путей и средств повышения доверия к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) среди государств-членов ОЧЭС:
-
расширение информационного обмена в области ИКТ;
-
выработка рекомендаций по продвижению взаимовыгодного сотрудничества в области ИКТ;
-
рассмотрение и продвижения совместных предложений по проектам, касающимся НИОКР.
2. Сотрудничество государств-членов ОЧЭС в сфере ИКТ по следующим вопросам:
-
гармонизация национального законодательства в области ИКТ;
-
расширение широкополосной сети связи, включая системы спутниковой связи;
-
разработка совместных проектов.
3. Разработка совместных действий по преодолению «цифрового неравенства» в Черноморском регионе.
4. Поддержка сотрудничества в области научных исследований и обмена «ноу-хау» посредством:
-
организации семинаров, обучающих программ, конференций по вопросам развития ИКТ и вопросам применения;
-
расширения научного обмена между странами ОЧЭС.
5. Поиск путей и средств привлечения инвестиций в сектор ИКТ.
6. Определение основных направлений деятельности, направленных на получение технической и финансовой помощи в целях обеспечения создания региональных и национальных объектов в секторе ИКТ.
7. Разработка рекомендаций в целях обеспечения финансовой поддержки со стороны международных финансовых учреждений для реализации проектов ОЧЭС в области ИКТ [15].
Также Рабочая группа ежегодно проводит заседания, по результатам которых составляются отчеты, представленные на официальном сайте Организации [16].
К органам, связанным с ОЧЭС, относится Международный центр Черноморских исследований (МЦЧИ), являющийся «мозговым центром» Организации [17]. МЦЧИ своей целью декларирует тесное сотрудничестве с ОЧЭС, повышение безопасности региона, решение затяжных конфликтов, укрепление экономического сотрудничества между государствами-членами ОЧЭС, а также переход к новой модели продвижения принципов устойчивого развития, инноваций и эффективного управления, которые могли бы укрепить позиции Черноморского региона на международной арене [18]. Центр является, главным образом, консультативным органом ОЧЭС, который разрабатывает программные документы (планы действий, справочные документы), а также координирует работу Специальной группы экспертов по взаимодействию между ОЧЭС и ЕС.
Также можно отметить научное издание ОЧЭС – журнал «Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества», в котором публикуются новые оригинальные результаты научных и прикладных исследований в различных областях науки и техники: математике, механике и физике. Издаваемый журнал служит целям развития науки в регионе Черноморского экономического сотрудничества, решению актуальных научных проблем, взаимодействию ученых в России и других странах мира [19].
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что крупномасштабные реализованные проекты в инновационной сфере в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества на данный момент отсутствуют, несмотря на то, что развитие отношений стран-участниц в данном конкретном направлении провозглашается одной из важнейших и наиболее актуальных задач ОЧЭС. К причинам сложившейся ситуации можно отнести:
-
Отсутствие налаженного диалога между государствами-членами ОЧЭС в инновационной сфере.
-
Формализм декларируемых целей и задач, отсутствие практической составляющей, исполнения и реализации инновационных программ и проектов.
-
Наличие препятствий на пути к интеграции ОЧЭС, таких как неравномерность экономического развития стран-участниц, отсутствие диверсификации экономики некоторых стран-участниц ОЧЭС, выбор странами-участницами ОЧЭС различных по специфике векторов экономического развития, неурегулированные конфликты между государствами-членами Организации, обусловленные исторически сложившимися отношениями между государствами, а также недавними событиями в Черноморском регионе и т.д.
Очевидно, что решение вышеуказанных проблем создаст предпосылки к интенсивному и плодотворному сотрудничеству в инновационной сфере в рамках ОЧЭС. Однако урегулирование абсолютно всех конфликтов (особенно исторических) и проблемных вопросов между 12-тью странами-участницами ОЧЭС практически недостижимо.
Библиографический список
- Геоэкономические технологии в современном мире. / М.Г.Никитина, В.В.Побирченко, Е.А.Шутаева // Словарь-справочник. Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. – 232 с.
- Пенькова И.В. Оценка эффективности использования рекреационных ресурсов / И.В. Пенькова, Л.Н.Акинина // SOCIO-ECONOMIC ASPECTSOF ECONOMICS AND MANAGEMENT Collection of scientific articles. Science editor: Ph.D. in Economics, Associate Professor, Professor of RANH Drobyazko S.I.. – 2015. – р. 104-107.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. расп. Прав-ва РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р. URL: https://rg.ru/pril/63/14/41/2227_strategiia.doc (дата обращения: 31.10.2016).
- Юрченко В. М. Информационная безопасность России в Черноморском регионе / В.М.Юрченко // Власть. 2009. №4. С. 73–76.
- Teleke S. Black Sea Economic Cooperation (BSEC) towards Political and Economic Integration // The Journal of Global Development and Peace. 2012. №2. Р. 22–32.
- BSEC: Charter [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec-organization.org/documents/LegalDocuments/statutory/charter/Download/CHARTER%20web%20080630.pdf (дата обращения: 29.10.2016).
- Официальный сайт ОЧЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec-organization.org/Pages/homepage.aspx (дата обращения: 30.10.2016).
- Киселев В.Н. Подходы к оценке инновационного развития регионов в целях реализации стратегии инновационного развития России // Управление инновациями. 2013. 18–20 ноября. С. 38–45.
- The World Bank Indicators: High-technology exports (current US$) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=TX.VAL.TECH.CD&country=# (дата обращения: 31.10.2016).
- The World Bank Indicators: High-technology exports (% of manufactured exports) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=TX.VAL.TECH.MF.ZS&country=# (дата обращения: 30.10.2016).
- The World Bank Indicators: Patent applications, residents [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=IP.PAT.RESD&country= (дата обращения: 30.10.2016).
- The World Bank Indicators: Research and development expenditure (% of GDP) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=GB.XPD.RSDV.GD.ZS&country=# (дата обращения: 30.10.2016).
- The World Bank Indicators: Scientific and technical journal articles [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=IP.JRN.ARTC.SC&country= (дата обращения: 30.10.2016).
- The World Bank Indicators: Researchers in R&D (per million people) [Электронный ресурс]. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&series=SP.POP.SCIE.RD.P6&country= (дата обращения: 31.10.2016).
- BSEC: Terms of Reference of the BSEC Working Group on Information and Communication Technologies (ICT) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec- organization.org/aoc/Infocommuntechnologies/Pages/TermsR.aspx (дата обращения: 30.10.2016).
- BSEC: Reports [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/Infocommuntechnologies/Pages/Reports.aspx (дата обращения: 30.10.2016).
- International Centre for Black Sea Studies: Who we are [Электронный ресурс]. URL: http://www.icbss.org/index.php?cid=11 (дата обращения: 01.11.2016).
- International Centre for Black Sea Studies: Aims and new perspective [Электронный ресурс]. URL: http://www.icbss.org/index.php?cid=130 (дата обращения: 31.10.2016).
- Сайт журнала «Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества» [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.kubsu.ru (дата обращения: 31.10.2016).