УДК 004

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Могилевцева Ольга Сергеевна1, Селеня Дарья Александровна1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова

Аннотация
В статье освещены наиболее важные аспекты профилактики киберэстремизма в молодежной среде.

Ключевые слова: киберэкстремизм, молодежная среда, профилактика киберэкстремизма


FEATURES KIBEREKSTREMIZMA PREVENTION AMONG YOUTH

Mogilevtseva Olga Sergeyevna1, Selenya Darya Aleksandrovna1
1Nosov Magnitogorsk State Technical University

Abstract
The article highlights the most important aspects of preventive kiberestremizma among youth.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Могилевцева О.С., Селеня Д.А. Особенности профилактики киберэкстремизма в молодежной среде // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76097 (дата обращения: 02.06.2017).

Проблема экстремизма и тесно связанная с ним проблема терроризма особенно остро обозначила себя в 21 веке как общемировая проблема.

Экстремизм – специфическая отрицательная особенность поведения и качество личности, ведущая характеристика которой – приверженность человека к радикальным взглядам, поступкам, идея. Экстремизм может иметь следующую основу: политическую, религиозную, экономическую, социальную и так далее, вплоть до бытовой почвы. Обобщающая черта экстремизма – агрессивность и разрушительность в отношении объекта, против которого он направлен [1].

Экстремизм в политике – действия, направленные на насильственный захват, удержание власти, насильственное изменение конституционного строя государства, насильственное посягательство на общественную безопасность, формирование незаконных вооруженных сил и участие в них [3]. Следовательно, политический экстремизм – это осуществление политики крайними методами.

С точки зрения идеологии, в экстремизме зачастую используются лозунги и призывы, создающие яркий образ врага, против которого необходимо задействовать возможные силы для борьбы. Используемые мотивы в экстремизме зачастую апеллируют к низменным чувствам и мотивам человека. Популярными методами являются: сознательное провоцирование массовых беспорядков, призывы к гражданскому неповиновению, террористические акты, публичные заявления и угрозы. Для вовлечения в деятельность экстремистских организаций, людям обещают быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка в стране/регионе/мире, достижения социальной обеспеченности и достойного уровня жизни. Для этого в качестве необходимые меры преподносится жесткое утверждение определенной идеологии, другой системы политических экономических идеологических ценностей. Зачастую, в качестве идеологического прикрытия, экстремисты ложно проповедуют любовь и мир во всем мире. А для достижения своих целей применяют насильственные методы, вплоть до массового убийства людей, которые сами же оправдывают и считают приемлемыми, прикрываясь идеалами религии, свободы, скорого процветания.

В РФ действует Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О противодействии терроризму» (06 марта 2006 г.), в котором разграничиваются критерии идентификации организации и отнесения сути ее деятельности к законной или незаконной. На данный момент в списке не законных организаций на территории РФ порядка 20-ти организаций [6].

Киберэкстремизм – это относительно новая форма экстремизма, использующие для пропаганды своей деятельности, новейшие средства распространения информации, коммуникационные технологии и медианосители. Посредством персональных компьютеров и мобильных телефонов проводится завуалированная и открытая Интернет-пропаганда, пропаганда в социальных сетях (SMM, таргетированная реклама, «лайкеры», и т.д.), пропаганду через почтовую рассылку и мобильные приложения и прочие.

По оценкам специалистов, киберэкстремизм является всё нарастающей угрозой современного общества и сложнейшей для решения общественно-политической задачей. Проблема безопасности информационных ресурсов в связи с увеличением киберэкстремизма в информационной среде, стоит сейчас как никогда остро. С каждым годом количество подростков, вступающих в экстремистские организации, увеличивается, причем большая их часть попадает в экстремистки сети случайно и не понимает реальных последствий своих действий.

Г.Н. Чусавитина в своей работе отмечают, что «по своему механизму, способам совершения и сокрытия, киберэкстремисткая деятельность имеет определенную специфику, характеризующуюся высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости». Киберэкстремизм трудно контролируем в Интернет-сети, используя новейшие маркетинговые приемы, экстремисты-вербовщики очень быстро отыскивают единомышленников в сети и приобретают действующую поддержку среди молодежи.

Важнейшим, в профилактике киберэкстремизма, является понимание социально-экономических и возрастных особенности личности и жизненных этапов, в которых находится современная молодежь. Специалисты считают наиболее опасным возрастом вступление в период экстремистской активности – возраст от 14 до 22 лет. Возникают вопросы: Что толкает подростков в экстремистские организации? Какие мотивы этому способствуют?  Во-первых, психика подростка в этот период является еще не до конца сформированный и малоустойчивой, отличной мишенью для манипулирования. Во-вторых, в юношеском возрасте подростки уже осознают себя в качестве активного субъекта общественной деятельности, пытаются понять смысл и ценности жизни того общества, в котором они проживают, и свои собственные. В-третьих, при столкновении с реалиями жизни, у подростка возникает противоречие при оценке таких нравственных категорий как: «добро и зло», «правда-ложь», «справедливость и несправедливость» и так далее. Стремясь найти внутреннюю точку опоры и выработать верные критерии оценки происходящих в жизни событий, подростки стремятся утвердиться в своих убеждениях, окружить себя близкими по духу людьми, найти единомышленников. Таким обществом в полной мере может стать экстремистская организация, неформальное сообщество, политическая действенная организация или деспотичная секта, диктующая им обычный и точный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» В результате этого у подростка появляется желание внутреннего протеста против «системы», и как следствие, стремление участвовать в разных экспериментах, операциях, протестах, сборах, разгромах. Подросток хочет заявить о себе, поскорее найти друзей и единомышленников. Причиной участия в подобных мероприятиях является малообеспеченность молодежи, так как участие в них оплачивается, и молодые люди рассматривают этот вид деятельности в роли некого дохода [4].

Исходя из этого, молодежная среда является благоприятной основой для воспитания кардинальных взглядов, скапливания отрицательного заряда, готового к реализации по указанию «лидера».

На сегодня, в Интернете актуальной проблемой является заманивание молодежи в группы экстремистского характера. Известно, что киберэкстремизм – частое явление в социальных сетях, блогосфере, форумах и сетевых сообществах [2].

Прогресс молодежного киберэкстремизма в последние годы – это прямое доказательство общественной неприспособленности подростков, развития асоциальных установок их сознания, вызывающих противоправные образцы поведения [6].

Профилактика киберэкстремизма – комплексная проблема современного общества, и решить ее можно только в том случае, если использовать все инструменты: психологические, педагогические, технологические и юридические [1].

Из-за малой информированности о киберэкстремизме и недостаточности времени, которое современные родители уделяют детям, опираясь на данные Интернет – статистики, очевидно, что подростки, попадая в мировую сеть, находятся в зоне риска.

Что касается педагогических аспектов профилактики, то активные методы профилактики терроризму и экстремизму, в образовательных учреждениях применяются крайне редко. В основном для «галочки». К данному результату приводят низкое финансирование и высокая загруженность учителей/преподавателей и руководства учреждения другими проблемами.

На наш взгляд важнейшим в профилактике киберэкстремизма является его педагогическая профилактика, нацеленная на решение комплекса вопросов, связанных с осознанием масштабов данной угрозу, ее характера, и разъяснением способов ее избегания.

Педагогическая профилактика киберэкстремизма включает:

1. Проведение собраний и обучение преподавателей учебных заведений по вопросам повышения их уровня осведомленности в отношении киберэкстремизма, по решению проблем противоборства киберэкстремизму в образовательной среде. Рекомендуется использовать комплексный подход с вовлечением педагогов общеобразовательных школ, сотрудников организаций дополнительного образования, уполномоченных сотрудников государственной власти.

2. Разработка и проведение серии практических занятий для учащихся, направленных на рассмотрение вопросов государственно-религиозных отношений, и противоборства религиозно-политическому киберэкстремизму. Рекомендуется вовлечение в данные занятия сотрудников правоохранительных органов, которые бы рассказывали учащимся реальные истории и последствия участия в экстремистской деятельности.

3. Разработка серии обучающих и антимотивационных видео, нацеленных на осведомление молодежи о рисках в сети Интернет, о способах «вербовки» в сети и опасностях киберэстремизма.

4. Разработка комплекса спортивных мероприятий в рамках «Патриотического воспитания молодежи».

5. Поддержка преемственности поколений: отлаживание механизма сотрудничества ветеранских обществ и учебных заведений по развитию любви к Родине и профилактики киберэкстремизма в студенческой сфере.

6. Размещение на сайте учебного заведения информационных материалов, статей, заметок, нацеленных на развитие у студентов любви к Родине, взаимоотношений народов, интернационализации, а также сведений о этнической культуре.

7. Повышение степени толерантности учащихся путем увеличения информационного материалов в группах/классах на заданную тематику.

8. Проведение практических занятий по юридической тематике, освещающей законодательные акты РФ по вопросам экстремизма, его характеристике, последствий и ответственности за данные действия.

9. Проведение практически направленных занятий с психологом в малых группах в рамках подготовки в учебных заведениях, цель которых – анализ и корректировка внутреннего психологического состояния подростка.

10. Своевременное выявление «симптомов» и «угроз» со стороны вербовщиков-киберэкстремистов, отслеживание и оценка использования учащимися интернет-ресурсов [7].

По нашему мнению, систематическая педагогическая профилактика киберэкстремизма в молодежной среде даст положительные результаты, проведение профилактических мероприятий позволит снизить уровень отклика молодежи на угрозу киберэкстремизма.


Библиографический список
  1. Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
  2. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
  3. Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
  4. Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
  5. Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
  6. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под. ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 162 с.
  7. Савельева Л.А. Формирование социально-правовой компетенции учащихся как профилактика киберэкстремизма (в последнем сборнике) // ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: сборник статей / под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорский Дом печати, 2015.
  8. Савельева Л.А., Мартынюк А.В. Вопросы формирования социально-правовой компетенции учащихся на уроках информатики // В сборнике: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ сборник статей. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск, 2013. С. 110-117.


Все статьи автора «Могилевцева Ольга Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: