УДК 004

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МОЛОДЕЖНУЮ СРЕДУ

Жусупов Аскар Ракимжанович1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студент 3 курса Института экономики и управления
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В данной статье рассматриваются воздействия социальных сетей на студентов, в частности на их успеваемость.

Ключевые слова: «Одноклассники», Вконтакте, интернет, майспейс, мейл, социальная сеть, Твиттер, форум., фэйсбук


SOCIAL NETWORKS AND THEIR IMPACT ON STUDENTS

Zhusupov Askar Rakimzhanovich1, Varfolomeeva Tatyana Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, 3rd year student of the Institute of Economics and management
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, candidate. Ped. Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technology

Abstract
In this article impacts of social networks on students, in particular on their progress are considered.

Keywords: chat, Facebook, Internet, mail, Myspace, social network, Twitter


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жусупов А.Р., Варфоломеева Т.Н. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 06.06.2017).

Интернет, являясь всемирной информационной системой, образующей киберпространство, представляющее собой определенную реальность, порождает самобытную киберкультуру с присущими ей индивидуальными особенностями, образом мышления и методами общения. Проблема социальных сетей вызывает множества разногласий по поводу влияния их на молодежную среду. Ученые придерживаются различных точек зрения как отрицательных, так и положительных на рассматриваемый вопрос, что вызывает интерес исследования.

Исследования агентства «Newspoll» выявило, что 84% молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет используют социальные сети, при этом значительная их часть посещают сеть типа Facebook, где они проводят порядка семи часов в день.  В реальности миллионы людей не видят своего существования без каждодневного использования социальных сетей, в которой они получают определенную информацию и активно общаются. Популярность таких сетей обусловлена неограниченной возможностью проявить себя на ее «просторах» и поделиться своим мнением перед огромной аудиторией.

В результате общения в сети, молодое поколение находит много единомышленников, объединяясь в виртуальные группы, в попытке вливания в коллектив и возможности выразить себя в нем. В процессе постоянного общения с разными людьми, они приобретает обширный опыт. Полученная информация может содержать в себе разные направления, такие как культурное, образовательное, развлекательное и другие.

Профессор Пол Киршнер в результате исследования воздействия социальных сетей на процесс усвоения учебной программы, в котором участвовали 219студентов, выявил, что определенная масса студентов, отказавшаяся от использования социальных сетей во время подготовки к аттестационному процессу, усвоили материал на 20% лучше остальных.

С каждым днем во всем мире социальные сети все больше наращивают свою популярность. На данный момент самой популярной социальной сетью является «Facebook», далее продолжает список «Myspace», и завершает тройку «Twitter». Россия быстро переняла инициативу в использовании социальных сетей и в стремительные сроки стала лидером по их активному использованию. Самыми посещаемыми отечественными сетями являются «Вконтакте», «Одноклассники» и «Мой мир».

Итак, социальная сеть, имеющая также распространенное название как социальная паутина, выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. К сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этого сегмента населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к телефону и плееру. Массовое внедрение во все сферы жизнедеятельности компьютеров и других электронных средств коммуникации, обработки и хранения информации совпали с перестройкой мировоззренческой парадигмы в России и реформированием народного образования.

Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны и плейеры существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно-интеллектуального развития молодежной среды. Практически половина, а именно, 55 % опрошенных признает, что социальная сеть помогла им в личной жизни и общении с друзьями, организации досуга и в поиске групп по интересам, 25,5% опрошенных утверждают, что социальны сети никак не повлияли на их образ жизни, и лишь 8,5% признали, что сети оказали отрицательное воздействие на их свободное время, а у 11% вызвало зависимость. Также, исследования различных ученых определили ряд отрицательных последствий на активных пользователей социальными сетями:

-     подмена реальной жизни виртуальной;

-     проблемы со здоровьем;

-     периодическое или постоянное отвлечение от учебы;

-     снижение работоспособности.

Кроме того, у молодежи вырабатывается так называемое «клиповое» мышление, подразумевающее быстрое восприятие информации и неспособность к усидчивой работе с информацией. Наряду с этим, следует отметить и тот факт, что социальные сети стали неотъемлемой и значительной частью жизни молодежи. Во многих случаях социальные сети выступают альтернативой общению с друзьями, занятию спортом, и различным хобби. Социальная сеть на данный момент является чуть ли не основным инструментом обучения, обходя стороной учебные пособия и вклад преподавателя.

Подводя итоги, следует заметить, что социальные сети заняли большую часть свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения, они заменили студенту хобби, вербальное общение. Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость студентов в большинстве случаев становится пагубным. Студент не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину. Хочется отметить, что респонденты в своем большинстве не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а наоборот уверены, что те помогают им сделать эту самую жизнь намного проще и комфортнее.


Библиографический список
  1. Боброва И.И. Информационная безопасность облачных технологий [Текст]: В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Магнитогорск, 2015. С. 80-84.
  2. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. [Текст]: Социальная информатика: самоучитель работы на компьютере// И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов. Издательство: LAP LAMBERT, Германия, 2013. 185 с.
  3. Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
  4. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  5. Зеркина, Е.В. Защита личной информации в открытой системе Интернет / Е.В. Зеркина // Управление информационной инфраструктурой организации на основе технологии открытых систем : сб. тр. участников международного научно-практического семинара. – Магнитогорск : МаГУ, 2008 – 188 с. – с. 86-88.
  6. Зеркина, Е.В. Культура поведения в социальных сетях как элемент профилактики негативного воздействия ИКТ-среды / Е.В. Зеркина // XVIII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» : Сборник трудов участников конференции. Часть VI. – М. : «БИТ про», 2008 – 116 с. – с. 37-38.
  7. Зеркина, Е.В. Осторожно, Интернет! / Е.В. Зеркина. – Магниитогорский рабочий. – 20 июня 2008, № 106.
  8. Зеркина, Е.В. Проектная деятельность, как элемент профилактики негативного влияния ИКТ-насыщенной среды / Е.В. Зеркина // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Т.11. – Одесса : Черноморье, 2008. – 100 с. – с.6-7.
  9. Зеркина, Е.В. Формирование компетентностей выпускников вуза для решения психолого-педагогических проблем в области информационной безопасности / Е.В. Зеркина // Информационная среда вуза XXI века : материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. – Петрозаводск, 2008. – 188 с. – с. 80-83.
  10. Масленникова О.Е. Подготовка студентов университета к межличностному познанию средствами автодидактики: дис. … канд. пед. наук/О.Е. Масленникова; Магнитогорск. гос. ун-т. Магнитогорск, 2005. 210 с.
  11. Масленникова О.Е., Савва Л.И. Критериально-оценочный аппарат и методика подготовки студента к межличностному познанию средствами автодидактики: Учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. -60 с.
  12. Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова//Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51
  13. Методика формирования компетенций родителей в области обеспечения информационной безопасности подростков в сети интернет. Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. В книге: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 515-519.
  14. Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. – 2014. – № 8 – С. 3-8.
  15. Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
  16. Мовчан И.Н. Учебный проект «Этические аспекты поведения в сети интернет» как одна из форм противодействия киберэкстремизму в молодежной среде // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом печати, 2014. – 204 с. – С. 128-133.
  17. Сахнова, Т.Н. Основы алгоритмизации [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., перерабо. и доп. / Т.Н. Сахнова, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. под грифом УМО. – 131 с.
  18. Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
  19. Современные инновационные технологии в организации профориентационной работы Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. Современная педагогика. 2014. № 6 (19). С. 7.
  20. Чернова Е.В. Социальные сети и киберэкстремизм / Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. (сборник статей). Под ред. Л.З. Давлеткиреевой, Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск, 2013. – 162 с. – с. 132-136.
  21. Чернова Е.В., Дубских И.В Интернет, как средство общения и самореализации // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития’2010». – Т. 6. – Одесса : Черноморье, 2010. – 96 с. – с. 21-25.
  22. Чернова Е.В., Лапшина В.Б Сетевые социальные сервисы как инструмент формирования основ информационной безопасности у студентов- гуманитариев / сб. трудов межд. науч.-пр. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития». – Архангельск: ИТО-Архангельск-2011.


Все статьи автора «Жусупов Аскар Ракимжанович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: