Интернет, являясь всемирной информационной системой, образующей киберпространство, представляющее собой определенную реальность, порождает самобытную киберкультуру с присущими ей индивидуальными особенностями, образом мышления и методами общения. Проблема социальных сетей вызывает множества разногласий по поводу влияния их на молодежную среду. Ученые придерживаются различных точек зрения как отрицательных, так и положительных на рассматриваемый вопрос, что вызывает интерес исследования.
Исследования агентства «Newspoll» выявило, что 84% молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет используют социальные сети, при этом значительная их часть посещают сеть типа Facebook, где они проводят порядка семи часов в день. В реальности миллионы людей не видят своего существования без каждодневного использования социальных сетей, в которой они получают определенную информацию и активно общаются. Популярность таких сетей обусловлена неограниченной возможностью проявить себя на ее «просторах» и поделиться своим мнением перед огромной аудиторией.
В результате общения в сети, молодое поколение находит много единомышленников, объединяясь в виртуальные группы, в попытке вливания в коллектив и возможности выразить себя в нем. В процессе постоянного общения с разными людьми, они приобретает обширный опыт. Полученная информация может содержать в себе разные направления, такие как культурное, образовательное, развлекательное и другие.
Профессор Пол Киршнер в результате исследования воздействия социальных сетей на процесс усвоения учебной программы, в котором участвовали 219студентов, выявил, что определенная масса студентов, отказавшаяся от использования социальных сетей во время подготовки к аттестационному процессу, усвоили материал на 20% лучше остальных.
С каждым днем во всем мире социальные сети все больше наращивают свою популярность. На данный момент самой популярной социальной сетью является «Facebook», далее продолжает список «Myspace», и завершает тройку «Twitter». Россия быстро переняла инициативу в использовании социальных сетей и в стремительные сроки стала лидером по их активному использованию. Самыми посещаемыми отечественными сетями являются «Вконтакте», «Одноклассники» и «Мой мир».
Итак, социальная сеть, имеющая также распространенное название как социальная паутина, выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. К сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этого сегмента населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к телефону и плееру. Массовое внедрение во все сферы жизнедеятельности компьютеров и других электронных средств коммуникации, обработки и хранения информации совпали с перестройкой мировоззренческой парадигмы в России и реформированием народного образования.
Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны и плейеры существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно-интеллектуального развития молодежной среды. Практически половина, а именно, 55 % опрошенных признает, что социальная сеть помогла им в личной жизни и общении с друзьями, организации досуга и в поиске групп по интересам, 25,5% опрошенных утверждают, что социальны сети никак не повлияли на их образ жизни, и лишь 8,5% признали, что сети оказали отрицательное воздействие на их свободное время, а у 11% вызвало зависимость. Также, исследования различных ученых определили ряд отрицательных последствий на активных пользователей социальными сетями:
- подмена реальной жизни виртуальной;
- проблемы со здоровьем;
- периодическое или постоянное отвлечение от учебы;
- снижение работоспособности.
Кроме того, у молодежи вырабатывается так называемое «клиповое» мышление, подразумевающее быстрое восприятие информации и неспособность к усидчивой работе с информацией. Наряду с этим, следует отметить и тот факт, что социальные сети стали неотъемлемой и значительной частью жизни молодежи. Во многих случаях социальные сети выступают альтернативой общению с друзьями, занятию спортом, и различным хобби. Социальная сеть на данный момент является чуть ли не основным инструментом обучения, обходя стороной учебные пособия и вклад преподавателя.
Подводя итоги, следует заметить, что социальные сети заняли большую часть свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения, они заменили студенту хобби, вербальное общение. Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость студентов в большинстве случаев становится пагубным. Студент не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину. Хочется отметить, что респонденты в своем большинстве не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а наоборот уверены, что те помогают им сделать эту самую жизнь намного проще и комфортнее.
Библиографический список
- Боброва И.И. Информационная безопасность облачных технологий [Текст]: В сборнике: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи Материалы внутривузовской конференции. Магнитогорск, 2015. С. 80-84.
- Боброва И.И., Трофимов Е.Г. [Текст]: Социальная информатика: самоучитель работы на компьютере// И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов. Издательство: LAP LAMBERT, Германия, 2013. 185 с.
- Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Зеркина, Е.В. Защита личной информации в открытой системе Интернет / Е.В. Зеркина // Управление информационной инфраструктурой организации на основе технологии открытых систем : сб. тр. участников международного научно-практического семинара. – Магнитогорск : МаГУ, 2008 – 188 с. – с. 86-88.
- Зеркина, Е.В. Культура поведения в социальных сетях как элемент профилактики негативного воздействия ИКТ-среды / Е.В. Зеркина // XVIII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» : Сборник трудов участников конференции. Часть VI. – М. : «БИТ про», 2008 – 116 с. – с. 37-38.
- Зеркина, Е.В. Осторожно, Интернет! / Е.В. Зеркина. – Магниитогорский рабочий. – 20 июня 2008, № 106.
- Зеркина, Е.В. Проектная деятельность, как элемент профилактики негативного влияния ИКТ-насыщенной среды / Е.В. Зеркина // Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Т.11. – Одесса : Черноморье, 2008. – 100 с. – с.6-7.
- Зеркина, Е.В. Формирование компетентностей выпускников вуза для решения психолого-педагогических проблем в области информационной безопасности / Е.В. Зеркина // Информационная среда вуза XXI века : материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. – Петрозаводск, 2008. – 188 с. – с. 80-83.
- Масленникова О.Е. Подготовка студентов университета к межличностному познанию средствами автодидактики: дис. … канд. пед. наук/О.Е. Масленникова; Магнитогорск. гос. ун-т. Магнитогорск, 2005. 210 с.
- Масленникова О.Е., Савва Л.И. Критериально-оценочный аппарат и методика подготовки студента к межличностному познанию средствами автодидактики: Учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. -60 с.
- Масленникова, О.Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения [Текст]/О.Е. Масленникова//Вестник компьютерных и информационных технологий. -М., 2010. -№ 8. -С. 47-51
- Методика формирования компетенций родителей в области обеспечения информационной безопасности подростков в сети интернет. Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. В книге: Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 515-519.
- Мовчан И.Н. Контроль информационной деятельности студентов вуза в рамках модульной технологии // Современная педагогика. – 2014. – № 8 – С. 3-8.
- Мовчан И.Н. Особенности формирования единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург. – 2014. – С. 347-350.
- Мовчан И.Н. Учебный проект «Этические аспекты поведения в сети интернет» как одна из форм противодействия киберэкстремизму в молодежной среде // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом печати, 2014. – 204 с. – С. 128-133.
- Сахнова, Т.Н. Основы алгоритмизации [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., перерабо. и доп. / Т.Н. Сахнова, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. под грифом УМО. – 131 с.
- Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
- Современные инновационные технологии в организации профориентационной работы Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. Современная педагогика. 2014. № 6 (19). С. 7.
- Чернова Е.В. Социальные сети и киберэкстремизм / Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. (сборник статей). Под ред. Л.З. Давлеткиреевой, Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск, 2013. – 162 с. – с. 132-136.
- Чернова Е.В., Дубских И.В Интернет, как средство общения и самореализации // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития’2010». – Т. 6. – Одесса : Черноморье, 2010. – 96 с. – с. 21-25.
- Чернова Е.В., Лапшина В.Б Сетевые социальные сервисы как инструмент формирования основ информационной безопасности у студентов- гуманитариев / сб. трудов межд. науч.-пр. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: ресурсы, опыт, тенденции развития». – Архангельск: ИТО-Архангельск-2011.