Проблема экстремизма и тесно связанная с ним проблема терроризма особенно остро обозначила себя в 21 веке как общемировая проблема.
Экстремизм – специфическая отрицательная особенность поведения и качество личности, ведущая характеристика которой – приверженность человека к радикальным взглядам, поступкам, идея. Экстремизм может иметь следующую основу: политическую, религиозную, экономическую, социальную и так далее, вплоть до бытовой почвы. Обобщающая черта экстремизма – агрессивность и разрушительность в отношении объекта, против которого он направлен [1].
Экстремизм в политике – действия, направленные на насильственный захват, удержание власти, насильственное изменение конституционного строя государства, насильственное посягательство на общественную безопасность, формирование незаконных вооруженных сил и участие в них [3]. Следовательно, политический экстремизм – это осуществление политики крайними методами.
С точки зрения идеологии, в экстремизме зачастую используются лозунги и призывы, создающие яркий образ врага, против которого необходимо задействовать возможные силы для борьбы. Используемые мотивы в экстремизме зачастую апеллируют к низменным чувствам и мотивам человека. Популярными методами являются: сознательное провоцирование массовых беспорядков, призывы к гражданскому неповиновению, террористические акты, публичные заявления и угрозы. Для вовлечения в деятельность экстремистских организаций, людям обещают быстрое устранение трудностей, осуществление гарантированного порядка в стране/регионе/мире, достижения социальной обеспеченности и достойного уровня жизни. Для этого в качестве необходимые меры преподносится жесткое утверждение определенной идеологии, другой системы политических экономических идеологических ценностей. Зачастую, в качестве идеологического прикрытия, экстремисты ложно проповедуют любовь и мир во всем мире. А для достижения своих целей применяют насильственные методы, вплоть до массового убийства людей, которые сами же оправдывают и считают приемлемыми, прикрываясь идеалами религии, свободы, скорого процветания.
В РФ действует Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О противодействии терроризму» (06 марта 2006 г.), в котором разграничиваются критерии идентификации организации и отнесения сути ее деятельности к законной или незаконной. На данный момент в списке не законных организаций на территории РФ порядка 20-ти организаций [6].
Киберэкстремизм – это относительно новая форма экстремизма, использующие для пропаганды своей деятельности, новейшие средства распространения информации, коммуникационные технологии и медианосители. Посредством персональных компьютеров и мобильных телефонов проводится завуалированная и открытая Интернет-пропаганда, пропаганда в социальных сетях (SMM, таргетированная реклама, «лайкеры», и т.д.), пропаганду через почтовую рассылку и мобильные приложения и прочие.
По оценкам специалистов, киберэкстремизм является всё нарастающей угрозой современного общества и сложнейшей для решения общественно-политической задачей. Проблема безопасности информационных ресурсов в связи с увеличением киберэкстремизма в информационной среде, стоит сейчас как никогда остро. С каждым годом количество подростков, вступающих в экстремистские организации, увеличивается, причем большая их часть попадает в экстремистки сети случайно и не понимает реальных последствий своих действий.
Г.Н. Чусавитина в своей работе отмечают, что «по своему механизму, способам совершения и сокрытия, киберэкстремисткая деятельность имеет определенную специфику, характеризующуюся высоким уровнем латентности и низким уровнем раскрываемости». Киберэкстремизм трудно контролируем в Интернет-сети, используя новейшие маркетинговые приемы, экстремисты-вербовщики очень быстро отыскивают единомышленников в сети и приобретают действующую поддержку среди молодежи.
Важнейшим, в профилактике киберэкстремизма, является понимание социально-экономических и возрастных особенности личности и жизненных этапов, в которых находится современная молодежь. Специалисты считают наиболее опасным возрастом вступление в период экстремистской активности – возраст от 14 до 22 лет. Возникают вопросы: Что толкает подростков в экстремистские организации? Какие мотивы этому способствуют? Во-первых, психика подростка в этот период является еще не до конца сформированный и малоустойчивой, отличной мишенью для манипулирования. Во-вторых, в юношеском возрасте подростки уже осознают себя в качестве активного субъекта общественной деятельности, пытаются понять смысл и ценности жизни того общества, в котором они проживают, и свои собственные. В-третьих, при столкновении с реалиями жизни, у подростка возникает противоречие при оценке таких нравственных категорий как: «добро и зло», «правда-ложь», «справедливость и несправедливость» и так далее. Стремясь найти внутреннюю точку опоры и выработать верные критерии оценки происходящих в жизни событий, подростки стремятся утвердиться в своих убеждениях, окружить себя близкими по духу людьми, найти единомышленников. Таким обществом в полной мере может стать экстремистская организация, неформальное сообщество, политическая действенная организация или деспотичная секта, диктующая им обычный и точный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?» В результате этого у подростка появляется желание внутреннего протеста против «системы», и как следствие, стремление участвовать в разных экспериментах, операциях, протестах, сборах, разгромах. Подросток хочет заявить о себе, поскорее найти друзей и единомышленников. Причиной участия в подобных мероприятиях является малообеспеченность молодежи, так как участие в них оплачивается, и молодые люди рассматривают этот вид деятельности в роли некого дохода [4].
Исходя из этого, молодежная среда является благоприятной основой для воспитания кардинальных взглядов, скапливания отрицательного заряда, готового к реализации по указанию «лидера».
На сегодня, в Интернете актуальной проблемой является заманивание молодежи в группы экстремистского характера. Известно, что киберэкстремизм – частое явление в социальных сетях, блогосфере, форумах и сетевых сообществах [2].
Прогресс молодежного киберэкстремизма в последние годы – это прямое доказательство общественной неприспособленности подростков, развития асоциальных установок их сознания, вызывающих противоправные образцы поведения [6].
Профилактика киберэкстремизма – комплексная проблема современного общества, и решить ее можно только в том случае, если использовать все инструменты: психологические, педагогические, технологические и юридические [1].
Из-за малой информированности о киберэкстремизме и недостаточности времени, которое современные родители уделяют детям, опираясь на данные Интернет – статистики, очевидно, что подростки, попадая в мировую сеть, находятся в зоне риска.
Что касается педагогических аспектов профилактики, то активные методы профилактики терроризму и экстремизму, в образовательных учреждениях применяются крайне редко. В основном для «галочки». К данному результату приводят низкое финансирование и высокая загруженность учителей/преподавателей и руководства учреждения другими проблемами.
На наш взгляд важнейшим в профилактике киберэкстремизма является его педагогическая профилактика, нацеленная на решение комплекса вопросов, связанных с осознанием масштабов данной угрозу, ее характера, и разъяснением способов ее избегания.
Педагогическая профилактика киберэкстремизма включает:
1. Проведение собраний и обучение преподавателей учебных заведений по вопросам повышения их уровня осведомленности в отношении киберэкстремизма, по решению проблем противоборства киберэкстремизму в образовательной среде. Рекомендуется использовать комплексный подход с вовлечением педагогов общеобразовательных школ, сотрудников организаций дополнительного образования, уполномоченных сотрудников государственной власти.
2. Разработка и проведение серии практических занятий для учащихся, направленных на рассмотрение вопросов государственно-религиозных отношений, и противоборства религиозно-политическому киберэкстремизму. Рекомендуется вовлечение в данные занятия сотрудников правоохранительных органов, которые бы рассказывали учащимся реальные истории и последствия участия в экстремистской деятельности.
3. Разработка серии обучающих и антимотивационных видео, нацеленных на осведомление молодежи о рисках в сети Интернет, о способах «вербовки» в сети и опасностях киберэстремизма.
4. Разработка комплекса спортивных мероприятий в рамках «Патриотического воспитания молодежи».
5. Поддержка преемственности поколений: отлаживание механизма сотрудничества ветеранских обществ и учебных заведений по развитию любви к Родине и профилактики киберэкстремизма в студенческой сфере.
6. Размещение на сайте учебного заведения информационных материалов, статей, заметок, нацеленных на развитие у студентов любви к Родине, взаимоотношений народов, интернационализации, а также сведений о этнической культуре.
7. Повышение степени толерантности учащихся путем увеличения информационного материалов в группах/классах на заданную тематику.
8. Проведение практических занятий по юридической тематике, освещающей законодательные акты РФ по вопросам экстремизма, его характеристике, последствий и ответственности за данные действия.
9. Проведение практически направленных занятий с психологом в малых группах в рамках подготовки в учебных заведениях, цель которых – анализ и корректировка внутреннего психологического состояния подростка.
10. Своевременное выявление «симптомов» и «угроз» со стороны вербовщиков-киберэкстремистов, отслеживание и оценка использования учащимися интернет-ресурсов [7].
По нашему мнению, систематическая педагогическая профилактика киберэкстремизма в молодежной среде даст положительные результаты, проведение профилактических мероприятий позволит снизить уровень отклика молодежи на угрозу киберэкстремизма.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
- Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под. ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 162 с.
- Савельева Л.А. Формирование социально-правовой компетенции учащихся как профилактика киберэкстремизма (в последнем сборнике) // ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: сборник статей / под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорский Дом печати, 2015.
- Савельева Л.А., Мартынюк А.В. Вопросы формирования социально-правовой компетенции учащихся на уроках информатики // В сборнике: ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ сборник статей. под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск, 2013. С. 110-117.