УДК 378

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: УПРАВЛЕНИЕ И МОТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

Голубева Ольга Владиславовна1, Лебедева Татьяна Евгеньевна2
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье авторы предприняли попытку раскрыть структуру модели управления самостоятельной работой обучающихся. Обосновано и раскрыто значение информационных технологий в организации процесса самостоятельной работы. Особый акцент сделан на использовании в самостоятельной работе дистанционной системы Moodle, успешно используемой в Мининском университете. В статье приведены результаты исследования мотивов выполнения самостоятельной работы студентами вуза. Результаты мотивов учения позволяют скорректировать и сделать максимально эффективным процесс управления и организации самостоятельной работой в вузе.

Ключевые слова: мотивы к выполнению самостоятельной работы, самостоятельная работа студентов, управление самостоятельной работой


INDEPENDENT WORK OF STUDENTS: MANAGEMENT AND PERFORMANCE REASONS

Golubeva Olga Vladislavovna1, Lebedeva Tatiana Evgenievna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
The authors attempted to reveal the structure of the self-management model of students work. Substantiated and disclosed the value of information technology in the organization of independent work process. Particular emphasis is placed on the use of independent work Moodle remote system successfully used in Mininskom University. The results of the study of motives perform independent work of high school students. The results allow the motives for learning to adjust and make the most efficient process management and organization of independent work of the university.

Keywords: independent work of students, management of independent work, motivation to perform independent work


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голубева О.В., Лебедева Т.Е. Самостоятельная работа студентов: управление и мотивы выполнения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73015 (дата обращения: 05.06.2017).

В связи с внедрением ФГОС высшего образования 3+ значение самостоятельной работы заметно возросло, самостоятельная работа студентов становится одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой у студентов формируются ключевые компетенции. И как следствие возникает проблема управления самостоятельной работой обучающихся (СРО) [1].

Проблема управления СРО является наддисциплинарной, что позволяет ставить цель – формирование стратегий самообучения и самообразования, как основы будущей профессиональной деятельности, что находит отражение в образовательном стандарте, например, профессиональном стандарте педагога [2,3]. В частности, в профессиональном стандарте педагога приводятся трудовые действия: формирование универсальных учебных действий; формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

На рис.1 приведена предлагаемая структура модели управления самостоятельной работой обучающихся.

 Рисунок 1 – Структура  модели управления самостоятельной работой обучающихся

В ходе реализации СРО необходимо освоение в полном объёме основной профессиональной образовательной программы  и последовательное формирование компетенций эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе формирование общеучебных действий, включающих:

- организационные – способность ставить цели и задачи при реализации самостоятельной работы; планировать самостоятельную работу и выполнять ее своевременно; организовывать необходимые условия на рабочем месте; сотрудничать при решении учебных задач, выполнять задания как индивидуально, так и в группе; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- информационные – способность работать с источниками учебной информации, осуществлять поиск и использование справочных и дополнительных источников; владеть на необходимом уровне информационными и коммуникационными технологиями; вести подбор и группировку информации на заданные темы; составлять планы различных видов и создавать тексты различных типов; выполнять задания репродуктивного характера используя методические материалы;

- учебно-интеллектуальные действия – способность самостоятельно осуществлять анализ, синтез, обобщение информации и др. виды интеллектуальных операций; самостоятельно выбрать средства и методы решения задач, способы выполнения работы; дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию; выполнять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-исследовательских и проектных заданий, позволяющих получить новую информацию; представлять результаты самостоятельной работы [1].

Особое место занимает использование информационных технологий в самостоятельной работе, которые позволяют студенту стать субъектом учения: учит его учиться, прививает навыки и умения самообразования; умения стимулировать, организовать и планировать свою деятельность [4]. Дистанционная система Moodle, успешно используемая в Мининском университете, объединила в себе  все источники знаний, поэтому может реализовать большое количество различных методов обучения: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, методы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, и каждый из них имеет модификации — способы выражения [5].

Системная организация самостоятельной работы студентов в  электронной учебной среды Moodle требует создания нескольких структур, а именно:

- содержательной – отражающей содержание дисциплин и задания, для самостоятельной работы позволяющие освоить содержание;

- процессуальной – характеризующей методы и процедуры деятельности;

- результативной – отражающей результаты обучения.

Все перечисленные структуры являются составными элементами дисциплин представленных в  системе MOODLE, что позволяет при переходе к более высокому уроню обобщения учебной информации (внутридисциплинарный уровень → внутрицикловой уровень → межцикловой  уровень) получить единое информационное пространство доступное для эффективного использования студентом, устранить перегрузку всего курса  усложненным и второстепенным материалом, сосредоточить внимание на последовательном изучении наиболее значимых вопросов, а так же организации творческой деятельности студентов [6]. Внедрение информационных технологий в учебный процесс открывает новые возможности организации и управления самостоятельной студентов, которая является важнейшим элементом подготовки бакалавров.

В период 2016 года в Мининском университете был реализован эксперимент по внедрению системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе. Приведем результаты исследования мотивов выполнять самостоятельную работу среди студентов Мининского университета, проведенного в период 2016 года с использованием методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин). В исследовании приняло участие более 80 человек.

Наиболее сильными мотивами для студентов выполнения самостоятельной работы явились:

получить диплом (24%),

обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (23,80%),

стать высококвалифицированным специалистом (23,00%),

приобрести глубокие и прочные знания (21,60%),

получить интеллектуальное удовлетворение (16,90%).

Вторую группу мотивов составили

- успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично – 13,7%,

- успешно продолжить обучение  на последующих курсах – 12%,

- добиться одобрения родителей и окружающих – 10,3%,

Третья группа представлена такими мотивами как:

- постоянно получать стипендию – 7,8%,

- достичь уважения преподавателей – 5,7%,

- быть постоянно готовым к очередным занятиям  – 3,9%,

- не запускать предметы учебного цикла – 2,6%,

- не отставать от сокурсников – 1,9%,

- выполнять педагогические требования – 1,9%.

Абсолютно «не работающими» мотивами явились:

-  быть примером сокурсникам – 0%,

- избежать осуждения и наказания за плохую учебу – 0%.

Такими образом, проанализировав процесс управления самостоятельной работой студентов, можно сделать вывод, что данный процесс необходимо проектировать с учетом ведущих мотивов для обучающихся. Так как именно такой учет позволяет превратить обучающегося (студента) из пассивного объекта в активный субъект.


Библиографический список
  1. Толстенева А.А., Голубева О.В., Груздева М.Л. , Глуздова О.В., Перевощикова Е.Н. , Смирнова Ж.В. Управление самостоятельной работой обучающихся в вузе  [Текст]: методическое пособие / [Толстенева А.А. и др.] / под  ред. А.А. Толстеневой. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016. – 67 с.
  2. Толстенева А.А., Промежуточные результаты и пути реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http:// http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/f6d/tolsteneva.pdf (дата обращения 02.11.2016)
  3. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] //Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 10.12.2015)
  4. Лебедева Т.Е. Информационные технологии: позитивное и негативное влияние на студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 6. С. 185-186.
  5. Голубева О.В. Основы создания электронных образовательных ресурсов с использованием дистанционных образовательных технологий. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 7-10.
  6. Зверева Н.М., Лебедева Т.Е. Информационные технологии – это не только компьютер // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 68-69.


Все статьи автора «Лебедева Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: