В связи с внедрением ФГОС высшего образования 3+ значение самостоятельной работы заметно возросло, самостоятельная работа студентов становится одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой у студентов формируются ключевые компетенции. И как следствие возникает проблема управления самостоятельной работой обучающихся (СРО) [1].
Проблема управления СРО является наддисциплинарной, что позволяет ставить цель – формирование стратегий самообучения и самообразования, как основы будущей профессиональной деятельности, что находит отражение в образовательном стандарте, например, профессиональном стандарте педагога [2,3]. В частности, в профессиональном стандарте педагога приводятся трудовые действия: формирование универсальных учебных действий; формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.
На рис.1 приведена предлагаемая структура модели управления самостоятельной работой обучающихся.
Рисунок 1 – Структура модели управления самостоятельной работой обучающихся
В ходе реализации СРО необходимо освоение в полном объёме основной профессиональной образовательной программы и последовательное формирование компетенций эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе формирование общеучебных действий, включающих:
- организационные – способность ставить цели и задачи при реализации самостоятельной работы; планировать самостоятельную работу и выполнять ее своевременно; организовывать необходимые условия на рабочем месте; сотрудничать при решении учебных задач, выполнять задания как индивидуально, так и в группе; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- информационные – способность работать с источниками учебной информации, осуществлять поиск и использование справочных и дополнительных источников; владеть на необходимом уровне информационными и коммуникационными технологиями; вести подбор и группировку информации на заданные темы; составлять планы различных видов и создавать тексты различных типов; выполнять задания репродуктивного характера используя методические материалы;
- учебно-интеллектуальные действия – способность самостоятельно осуществлять анализ, синтез, обобщение информации и др. виды интеллектуальных операций; самостоятельно выбрать средства и методы решения задач, способы выполнения работы; дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию; выполнять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-исследовательских и проектных заданий, позволяющих получить новую информацию; представлять результаты самостоятельной работы [1].
Особое место занимает использование информационных технологий в самостоятельной работе, которые позволяют студенту стать субъектом учения: учит его учиться, прививает навыки и умения самообразования; умения стимулировать, организовать и планировать свою деятельность [4]. Дистанционная система Moodle, успешно используемая в Мининском университете, объединила в себе все источники знаний, поэтому может реализовать большое количество различных методов обучения: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, методы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, и каждый из них имеет модификации — способы выражения [5].
Системная организация самостоятельной работы студентов в электронной учебной среды Moodle требует создания нескольких структур, а именно:
- содержательной – отражающей содержание дисциплин и задания, для самостоятельной работы позволяющие освоить содержание;
- процессуальной – характеризующей методы и процедуры деятельности;
- результативной – отражающей результаты обучения.
Все перечисленные структуры являются составными элементами дисциплин представленных в системе MOODLE, что позволяет при переходе к более высокому уроню обобщения учебной информации (внутридисциплинарный уровень → внутрицикловой уровень → межцикловой уровень) получить единое информационное пространство доступное для эффективного использования студентом, устранить перегрузку всего курса усложненным и второстепенным материалом, сосредоточить внимание на последовательном изучении наиболее значимых вопросов, а так же организации творческой деятельности студентов [6]. Внедрение информационных технологий в учебный процесс открывает новые возможности организации и управления самостоятельной студентов, которая является важнейшим элементом подготовки бакалавров.
В период 2016 года в Мининском университете был реализован эксперимент по внедрению системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе. Приведем результаты исследования мотивов выполнять самостоятельную работу среди студентов Мининского университета, проведенного в период 2016 года с использованием методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин). В исследовании приняло участие более 80 человек.
Наиболее сильными мотивами для студентов выполнения самостоятельной работы явились:
получить диплом (24%),
обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (23,80%),
стать высококвалифицированным специалистом (23,00%),
приобрести глубокие и прочные знания (21,60%),
получить интеллектуальное удовлетворение (16,90%).
Вторую группу мотивов составили
- успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично – 13,7%,
- успешно продолжить обучение на последующих курсах – 12%,
- добиться одобрения родителей и окружающих – 10,3%,
Третья группа представлена такими мотивами как:
- постоянно получать стипендию – 7,8%,
- достичь уважения преподавателей – 5,7%,
- быть постоянно готовым к очередным занятиям – 3,9%,
- не запускать предметы учебного цикла – 2,6%,
- не отставать от сокурсников – 1,9%,
- выполнять педагогические требования – 1,9%.
Абсолютно «не работающими» мотивами явились:
- быть примером сокурсникам – 0%,
- избежать осуждения и наказания за плохую учебу – 0%.
Такими образом, проанализировав процесс управления самостоятельной работой студентов, можно сделать вывод, что данный процесс необходимо проектировать с учетом ведущих мотивов для обучающихся. Так как именно такой учет позволяет превратить обучающегося (студента) из пассивного объекта в активный субъект.
Библиографический список
- Толстенева А.А., Голубева О.В., Груздева М.Л. , Глуздова О.В., Перевощикова Е.Н. , Смирнова Ж.В. Управление самостоятельной работой обучающихся в вузе [Текст]: методическое пособие / [Толстенева А.А. и др.] / под ред. А.А. Толстеневой. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016. – 67 с.
- Толстенева А.А., Промежуточные результаты и пути реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: http:// http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/f6d/tolsteneva.pdf (дата обращения 02.11.2016)
- Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] //Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 10.12.2015)
- Лебедева Т.Е. Информационные технологии: позитивное и негативное влияние на студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 6. С. 185-186.
- Голубева О.В. Основы создания электронных образовательных ресурсов с использованием дистанционных образовательных технологий. В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. 2016. С. 7-10.
- Зверева Н.М., Лебедева Т.Е. Информационные технологии – это не только компьютер // Высшее образование сегодня. 2009. № 7. С. 68-69.